ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

печать фирменных бланков

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ

От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Июнь 3, 2010

   Одним из ведущих художников, возродивших советское косторез­ное искусство, является М. Д. Раков. Хотя большинство его произве­дений относится к довоенным и военным годам, то есть датируется 20—40-ми годами, тем не менее знакомство с ними позволяет познать совер­шенную композицию, где сама резная кость тесней­шим образом связана с из­делием. Такова, например, его квадратная лаковая ко­робка, на крышке которой изображенные в полете птицы-утки превратились в накладные барельефы . Они расположены ду­гой, уносясь вперед. Вме­сте с тем уменьшающийся масштаб птиц здесь далеко не случаен — он передает движение, полет птиц. Темно-зеленый лак коробки является органи­ческой частью всей композиции. Мы держим коробку в руках, смот­рим на нее сверху. Птицы кажутся летящими над водой. При всей остроте композиционного построения художник достиг предельной простоты и выразительности замысла.

Холмогорские традиции плоскорельефной резьбы по кости при­менены М. Д. Раковым во вставке коробки «Лось, поражающий волка» . Вглядитесь, с каким большим мастерством выполнена встав­ка. Нет ничего лишнего. Все просто до предела и в то же время остро и выразительно. Ветви и стволы деревьев, ноги животного со­ставляют определенный согласованный ритм прямых, порой даже рез­ких линий. Тот же прием, но в области уже волнистых форм, смяг­чающих эту резкость, мы обнаружим в согласованности округлых очер­таний крупа животного с линией земли. Обратите внимание и на про­рези в фоне, обрамляющие лося. Стоит на мгновение представить их отсутствие, как станет ясной большая роль прорезей во всей компо­зиции этого произведения.

Не меньшее мастерство проявлено М. Д. Раковым в цветной гра­вировке по кости. Костяные ножи для бумаги «Горностай и полярная сова» — блестящие примеры четкого, отточенно выразительного ри­сунка, тонко и умело, без тени принуждения вписанного.в клиновид­ную форму ножа . Здесь есть чему поучиться, есть над чем подумать любому художнику. Совершенство композиции у М. Д. Ракова сочетается с мастерством отделки произведения, даже самого простого и непритязательного. Вот это-то и покоряет в его искусстве художественной обработки кости, будит мысль, призывает к твор­честву.

Произведения М. Д. Ракова по характеру своего исполнения бли­же всего к произведениям давнишнего косторезного художественного промысла в Холмогорах под Архангельском. Нет ничего удивитель­ного, что они оказали благотворное воздействие на творчество хол­могорских художников-косторезов. Такова, например, туалетная коро­бочка, выполненная в 1962 году мастером G . Т. Антоновым. Силуэт самой вещи вписан в форму бивня. Асимметричность построения придает предмету живость, органичность и одновременно позволяет художнику создать динамичную композицию — сцену преследования волками оленухи с олененком. Рисунок, выполненный способом гра­вировки (углубленные штрихи-порезки оставлены чистыми, не запол­ненными краской), прост и выразителен. Внимание фиксировано на основных линиях, характеризующих бег оленей и волков. Именно художественной стороной подкупает эта небольшая вещица, предна­значенная для женского туалетного стола. Отмечая положительные стороны коробочки, следует все же указать на слишком большую «плотность» рисунка. Собственно фона, который бы выделял каждую фигуру, пожалуй, слишком мало. Помимо этого, в рисунке оленухи следовало бы избежать ставшего стандартным (в плохом смысле слова) композиционного приема-поворота головы назад, в сторону, противоположную движению. Такие изображения встречаются слиш­ком часто.

Этой же теме посвящен туалетный лоточек, на дне которого ху­дожник П. П. Черникович гравировкой изобразил оленей, бегущих среди трав. Сама хорошо найденная форма лоточка весьма простая, но выразительная, продиктовала и выразительность силуэта рисунка, наделенного известной орнаментальностью, тактично проти­вопоставленной лаконизму формы изделия.




« Предыдущая страница | Страница 2 из 3 | Следующая страница »
-
Вам могут быть интересны следующие ресурсы:

печать фирменных бланков