Опубликовано: Февраль 28, 2015
Клеопатра в искусстве и живописи: экзотическая королева и роковая женщина Клеопатра вдохновляла художников ещё с эпохи Возрождения. С одной стороны она была великой царицей, чьей привлекательности поддались Цезарь и Антоний, два наиболее влиятельных римских военачальника. С другой стороны, её трагическое самоубийство, которое лишило победителя, по крайней мере, части его триумфа. Тем не менее, древние авторы согласны с фактом, что Клеопатру укусила змея в руке. Укус в грудь - выдумка Шекспира, которая позже была охотно подхвачена изобразительным искусством. Гвидо Рении: «Смерть Клеопатры» (1625-1630) Гвидо Рени показывает Клеопатру в позе кающейся грешницы. Для сравнения, справа находится его картина «Мария Магдалина» (1635). На ней изображена та же поза, и то же выражение. Разница, помимо обязательного присутствия змеи, только в освещении, которое обещает даровать Марии Магдалене божественную благодать. В данном случае, историческая достоверность двух женщин, чей внешний вид и убранство отвечает XVII веку, абсолютно не важна. Гвидо Каньяччи: «Смерть Клеопатры» (1658) Гвидо Каньяччи величественно изобразил обнажённую девушку, которая мирно ушла из жизни, хотя на момент смерти Клеопатре было почти 40 лет. Как и многие мадонны того времени Клеопатра и её слуги имели светлые или каштановые волосы, которые показывают, что иностранный/экзотический элемент маловажен для художника. Ему это скорее казалось хорошей возможностью показать, как можно больше обнажённого тела, что, безусловно, было не так легко сделать со святыми. Герард де Лересс: «Пир Клеопатры» (прибл.1680) и Джованни Баттиста Тьеполо: «Пир Клепатры» (прибл.1744) Лересс и Тьеполо показали Клеопатру как типичную правительницу эпохи барокко, которая в своём дворце принимает иностранного военачальника. Архитектура - самый важный элемент, который не имеет абсолютно ничего общего с чужой культурой или эпохой. В случае Лересса «экзотика» ограничена обнажённой грудью Клеопатры, которая находится под значительным влиянием воображения его времени, как исторической реальности, и одеждой, которую носил Антоний. Тьеполо в этом случае идёт ещё дальше, его персонажи почти полностью одеты по современной моде. Подобные изменения от исторических до данных вытекают не столько из несостоятельности художников, сколько из полного безразличия к исторической достоверности. Жан-Батист Реньо: «Смерть Клеопатры» (1796/1799) Особенно по сравнению с Тьеполо кажется, что Реньо прикладывает немного больше усилий в достижении исторической точности. Но это только на первый взгляд. Для сравнения рядом представлен портрет Жозефины де Богарне написанный Пьером Полем Прюдоном (1805). Это подтверждает, что и здесь одежда, мебель и даже поза собраны из тогда действующего неоклассицизма. Жан-Леон Жером: «Клеопатра перед Цезарем» (1866) Впервые крупные изменения становится очевидны в этой картине Жерома. На ней молодая женщина представляет своё великолепное тело, где Цезарь конечно же зритель. Экзотичность её одежды подчёркивает темнокожий нубийский раб. Цезарь в отличие от них почти исчезает в тени, это старый уже лысеющий мужчина. Хотя могут быть сомнения в том, что Жером достиг гораздо большей исторической реальности, чем его предшественники, очевидно, что в его картине экзотический аспект истории сместился в центр внимания. Жан Андре Риксен: «Смерть Клеопатры» (1874) Этот процесс становится еще более очевидным в картине Жана Андре Риксена. Здесь представлено и хорошо освещено сладострастное обнаженное тело женщины. Экзотические мечты стали очень модными благодаря популярному в то время ориентализму. Клеопатра появляется как одалиска, как белая рабыня гарема. Историческая странность, которая во многом игнорировались в XVIII веке, в настоящее время является необходимой декоративной деталью. Ганс Макарт: «Смерть Клепатры» (1875) и «Клеопатра. Охота на Ниле» (1876) Картины Макарта можно рассматривать почти как регресс барокко, где он также нашёл свой художественный стиль. Но относительно художественного оформления он предпринимает разумные попытки достичь некой исторической точности, кроме этого в картине доминирую широкие жесты и зрелище. Фрэнк Бернард Дикси: «Клеопатра» (1876) Лоуренс Альма-Тадема: «Антоний и Клеопатра» (1885) Дикси и Альма-Тадема показывают Клеопатру как красивую, уверенную в себе правительницу. Она конечно неким образом распутна, но они опустили в то время почти обязательную наготу. Кроме того, оба отказываются от восточных экзотических украшений в пользу исторически более правильных эллинистических нарядов. Александр Кабанель: «Клеопатра испытывает яд на приговоренных к смерти» (1887) На картине Кабанеля снова доминирует зрелище. Красивая, но жестокая Клеопатра изучает холодный и бесстрастный эффект яда на нескольких бедных заключенных. Художник также прилагает большие усилия к экзотической одежде и египетской архитектуре на заднем плане, которую он, вероятно, знал по очень популярным тогда картинам Дэвида Робертса. Фредерик Артур Бриджман: «Клеопатра на террасах Филе» (1896) Для Бриджмена архитектура играет столь же важную роль. Ей он добавил свет и пейзаж. Сам Бриджмен путешествовал по Египту и использовал свои впечатления в серии картин - лишь частично с историческими мотивами. Клеопатра уже не так важна. Она просто предлог, чтобы представить красивую женщину на фоне египетского пейзажа. Поэтому мы можем утверждать, что восточное экзотическое убранство, которое появилось в середине XIX века, увеличивалось всё больше и больше, пока она не превратилось в основную цель. Дьюла Бенцур: «Смерть Клеопатры» (1911) Картина Дьюла Бенчура особенно впечатляет в этом контексте. Он возвращается не только к традиционной позе (барокко), но единственный показывает страдания пожилой женщины. Арт-деко С успехом современного искусства фактически наступил и конец истории искусства. Ни один художник больше не смог решится показать Клеопатру такой, какой она была. Ответ арт-деко заключается в том, чтобы использовать историю как знак, символ. Клеопатру преобразовали из исторической фигуры в зеркальное отображение чарующей женщины ревущих двадцатых, в неподвластную времени роковую женщину. Клеопатры в стиле арт-деко написанные Джозефо Кристиано Лейендекером (1920-е), Рольфо Армстронгом (1939) и Генри Клайвом (прибл. 1946). Кино Реальным наследником истории живописи стал кинематограф. И если вы посмотрите на изображения Клеопатры в кино, то сразу поймете, как долго эти кинокартины находились под влиянием истории живописи преимущественно XIX века. Теда Бара в роли Клеопатры в 1917 году Клодетт Колбер в роли Клеопатры в 1934 году Вивьен Ли в роли Клеопатры в 1945 году и Элизабет Тэйлор в 1963 году Леонор Варела в роли Клеопатры в 1999 году и Моника Беллуччи в 2002 году Картины в галерее:
Клеопатра перед цезарем | Клеопатра | Антоний и Клеопатра | Пир Клеопатры | Встреча Антония и Клеопатры |
От: Nika,   -
-
Скрыть комментарии (2)
Похожие темы:
|
Шикарное полотоно Густава Моро - Клеопатра.
1
Красавица Клеопатра всегда вызывала особый интерес в искусстве. Она прекрасна, коварна и беспощадна! Интересно почитать о ней в статье и полюбоваться картинами
2