ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

Глубокая чистка лица в салоне красоты "Утренняя звезда"

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ

От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Август 2, 2010

КРУЖЕВО

   Время появления кружева как украшения одежды или в виде самостоятельных декоративных изделий до сих пор не вы­яснено. Но очевидно, что кружево, с его сложным перепле­тением многих нитей, образующих определенный узор, должно было возникнуть уже после изобретения различных видов ткачества, а также шитья, когда ткань превращалась в руках искусной мастерицы в красивое узорное изделие, воспринимавшееся часто на просвет.

Техника кружевоплетения заключается в  умелом и последова­тельном переборе нитей, предварительно намотанных на особые де­ревянные катушки-коклюшки. Плетение кружева осуществляется по рисункам-скалкам, нанесенным проколами булавок на плотную бу­магу или картон; последние закрепляются  на  небольшой  подушке цилиндрической формы. К вставленным по «скалкам» булавкам и при­крепляются нити кружева во время работы. Естественно, что булавки; располагаются в «узловых» местах рисунка. Ритмический перебор коклюшек в определенном порядке создает то подобие тканной леи ты — велюшку, то звездчатую сетку-решетку, то цветочный или геометрический узор различной плотности. Многие детали кружевного рисунка имеют соответствующие местные названия. Древнейшие об­разцы русского кружева относятся в основном к XVII веку. В то время они изготовлялись из золотых или серебряных металлических нитей, потому что украшенные ими народные мужские и женские одежды шились из шелковых тканей (бархат, аксамит и т. д.), обильно насыщенных золототканными узорами. Такие кружева окаймлял» оплечье, обшлага и подол, как правило, широких и просторных одежд, лишенных мелких складок и изгибов. Благодаря такому покрою кру­жево было хорошо видно даже на значительном расстоянии.

Подобные кружева-оторочки уже тогда обладали одним преиму­ществом по сравнению с вышивкой. Их рисунок был свободнее, линии узора красиво изгибались или свивались в спирали, образовывали порой замысловатые решетчатые фигуры, напоминая как бы увели­ченную в масштабе золотую металлическую скань. Даже геометризо­ванный рисунок кружев XVII столетия отличается мягкостью общего настроения.

Не менее красиво и декоративно русское кружево XVIII — первой половины XIX века, когда оно в большом количестве применялось в отделке уже европейского по своему покрою платья. Число рисунков кружева резко возрастает, его техника совершенствуется, достигал иногда поражающей тонкости, сам рисунок становится сложнее. Кру­жево шло на пышные жабо и манжеты мужских кафтанов. Обилие мелких складок самих жабо или их пышная, как бы взбитая форма, естественно сказывались на изменении масштаба и рисунка узора. Еще больше кружево применялось в женских нарядах — в особенности на широких юбках, корсажах платья. Из кружева делались головные платки и наколки. Естественно, что все эти изделия тре­бовали соответствующего рисунка, поражавшего своей тонкостью и вместе с тем хорошо видного при любых условиях. Все эти кружева выполнялись из льняной, а также и шелковой нити. В XIX веке в оби­ход вошла хлопчатобумажная нить, занимающая и сейчас видное место в изготовлении кружева.

Рассмотрение далеко не полного перечня кружевных изделий XVIII —XIX веков представляет не только историко-художественный интерес. Мы наблюдаем определенную масштабность и характер ри­сунков в построении узора, смену мотивов, что всегда находится в зависимости от назначения кружева. Вместе с тем можно заметить и определенную разницу между кружевом, изготовлявшимся в кресть­янской и городской ремесленной среде, как говорится «для себя», и кружевом, шедшим на продажу — на рынок для состоятельных клас­сов: дворянства и купечества. В последнем случае преобладают мо­тивы, заимствованные из одновременного западноевропейского ис­кусства того же времени, а первое сохраняет узоры, часто восходящие к образцам и формам древнерусской вышивки. Помимо этого, деко­ративные свойства русского народного кружева выражены, пожалуй, сильнее и отчетливее, что имеет немаловажное значение для совре­менного советского кружевоплетения. Остановим, например, наше внимание на распространенном кружевном мотиве русских северных подзоров для кроватей. По сторонам расцветшего дерева или обоб­щенной женской фигуры с поднятыми руками стоят сказочные пти­цы — петухи. Вся композиция строгого, уравновешенного, можно ска­зать, геральдического характера. Но формирующая контур фигур уз­кая полоса ленты (полотнянки-велюшки) придает рисунку мягкость, а многочисленные выступы последней (гребешки, крылья и хвосты птиц, головной убор женской фигуры и т. д.) большую декоратив­ность. Мелкая решетка фона, как и каймы-прошвы, обрамляющие этот, фризовый по построению, рисунок. усиливают декоративность узора. Аналогичный прием применен и в нижней части подзора. Вместе с тем его отличают своего рода крупные фестоны-зубцы. Они вторят примененному здесь узору и усиливают декоративность нижнего края, без чего весь подзор выглядел бы не столь нарядным. В целом подзору свойственны определенная монументальность, мерный, неторопливый ритм и торжественность, что определялось местом и характером кро­вати, поставленной в видной части крестьянской чистой горницы.

В наше время изготовление кружева сосредоточилось в Вологде, Кирове (бывшей Вятке), Ельце, Киришах под Ленинградом и вокруг Михайлова (близ Рязани). Каждый из этих центров кружевоплетения имеет свои особенности и приемы. Если вологодское кружево отли­чают ширина и четкость полотняной ленты — велюшки и пристрастие к узорным решеткам, то кировским кружевам свойствен более мяг­кий и живописный рисунок, не столь резкое его сопоставление с решетками и меньшая ширина велюшки. Елецкие кружевницы при­лагают много усилий для освоения орнамента из реалистически трак­тованных растительных форм. Общую разреженность ленты велюшки, как и всего геометризованного рисунка кружева, следует считать спе­цифической чертой кружева Киришей. Михайловскому же рязанскому мерному кружеву свойствен цвет (в основном красный, с добавле­нием синего и других тонов) и веерообразное построение узора.

Современные русские кружевные изделия образуют две группы. С одной из них вы встречаемся на выставках, с другой — на прилавках магазинов. Первая, обычно, отличается большим размером, высоким совершенством исполнения, изобретательностью узора. Назовем в ка­честве признанного примера кружевной большой занавес художницы А. А. Кораблевой «Русские мотивы», заслуживший высокую оценку на Брюссельской выставке 1958 года. Автор привлек старые декоративные мотивы рассмотренного выше подзора. Диковинные птицы, напоминающие петухов, чередуются с женскими фигурами в кокошниках.  Ввод легких цветных нитей,  как и дополнительного мотива веточек по сторонам фигур, усилил нарядность занавеса. Ху­дожница нашла и необходимый здесь относительно крупный масштаб фигур и согласованный рисунок фона, хорошо оттеняющий основные орнаментальные формы, и общий современный характер произведе­ния. Несмотря на зависимость от прежних декоративных мотивов, весь художественный строй говорит о том, что занавес сделан в наше время. Нет сомнения, что такие изделия могут благотворно влиять на художников, вдохновляя их на новые художественные искания. Одна­ко все же этот занавес по существу лишь притягательный выставоч­ный экспонат, выполненный в традициях старого русского (вологод­ского) кружева.

Кружевные изделия, продающиеся в магазинах, иного порядка. Тут и скатерти, и дорожки, и салфетки, и многое другое. Некоторые из них столь же интересны, как занавес «Русские мотивы». Вот, на­пример, скатерть художницы П. Г. Петровой, выполненная в Ельце в 1954 году. Ей свойствен умело скомпонованный, доволь­но плотный по композиции рисунка орнамент. Ему противостоит сетка-решетка, образованная из словно искрящихся звездочек, не­сколько похожих на васильки. Но как бы ни были хороши подобные скатерти, мы все же невольно усомнимся в их целесообразности в условиях современного жилого интерьера, так как в быту они непрак­тичны, да и весь их рисунок при пользовании скатертью будет по­стоянно закрыт лежащими на столе предметами. Такая скатерть при­звана быть лишь самостоятельным украшением комнаты и только. Но ставить в комнате бесполезный стол, накрытый такой роскошной кру­жевной скатертью, требующей, помимо того, вокруг себя большого простора, в небольших комнатах просто невозможно. Поэтому изго­товлять подобные кружевные скатерти, как бы красивы они ни были, лишено всякого смысла. Кроме того, изготовленные вручную, они стоят очень дорого.

Обратимся к покрывалам на кровать. С точки зрения простой ги­гиены кружевные покрывала на шелковых чехлах крайне непрактич­ны — они лишь сохраняют пыль. Да и зачем кровать превращать в какой-то торжественный, затянутый кружевами и шелком катафалк?! А дорожки? — спросит читатель. На этот вопрос следует ответить следующим образом: вы не заметили, что столовое белье со всеми его, в прошлом, многочисленными салфетками, салфеточками, дорож­ками и т. д. постепенно выходит из употребления (за исключением чайной скатерти с ее небольшими салфетками). Вместо белой льня­ной с вытканным узором скатерти — скатерть из пластмассы, вместо салфеток — тонкая папиросная бумага и т. д. Следовательно, кружев­ные дорожки и небольшие салфетки-подкладки для обеденного и даже чайного стола, надо прямо сказать, менее практичны и приме­няются все реже. Они отжили свой век, превратившись в никчемные «украшения» мещанского пошиба, заняв место на крышках пианино и тому подобных, вовсе для них не предназначенных местах.

Можно все же применить кружевные изделия в обстановке со­временной комнаты, но, конечно, ограниченно. Например, в виде не­большой скромной салфетки-скатерти, украшающей лишь верхнюю доску стола, но для чистоты и опрятности прикрытую сверху в ши­рину стола стеклом. Можно назвать еще небольшие по размеру «сал­фетки» под столовой или, скорее, чайный прибор на подносе, круглые кружевные подкладки, под стакан или чашку чая, абажурный кружев­ной платок. Вот, пожалуй, и все.

Кружево, как известно, служит красивой отделкой женского платья. Но и тут в настоящее время отчетливо ощущается ограничен­ность его применения. И все же различного рисунка и цвета мерное кружево с успехом находит себе место в женском и детском платье. Введение в кружево бисера или цветной плотной по фактуре нити повышает его декоративную роль, главным образом в виде своеобразных прошв. Не менее привлекательны кружевные воротнички и манжеты при всей простоте и строгости их обычно геометрического рисунка. В то же время предприятия, изготовляющие кружева руч­ным способом, по-прежнему зачастую выпускают лишенные смысла изделия, которые прихотливостью и богатством орнамента скорее портят, нежели воспитывают вкус.

У читателя может создаться впечатление, что искусство кружево­плетения как вид декоративно-прикладного искусства изживает себя. Но это не так. Ведь, например, можно же применять кружево в ве­чернем или свадебном женском платье. Но если подумать о стоимости такого платья, то отпадет всякое желание применить для этой цели кружево. По-видимому, настало время серьезно задуматься над меха­низацией изготовления тех изделий декоративно-прикладного искус­ства и кружева, в частности, в производстве которых до сих пор в силу инерции применяют ручной труд. Кружево, изготовленное вруч­ную, слишком дорого. Применение машины в кружевоплетении — в изготовлении штучных изделий (машинное кружево — мерное и по­лотно — давно уже существуют) принесет не только большую прак­тическую пользу, но и разовьет художественную орнаментальную сторону.






Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.
Вам могут быть интересны следующие ресурсы:

Глубокая чистка лица в салоне красоты "Утренняя звезда"