Пользовательское соглашение
ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьдизайн интерьераКиноВход

Кость и рог

Художественная обработка кости началась в глубокой древности. Этот вид искусства на Руси известен по лите­ратурным источникам с X века, что подтверждено ар­хеологическими находками последних лет. Так, в Нов­городе найдена костяная бляха с превосходно вписанным в ее круг изображением русалки. Дарование мастера сказалось не только в рисунке, не только в штрихах гравировки, но и в умении строить орнаментальные контуры прорезных пустот фона, прилегаю­щих к фигуре. Не меньшие достижения в косторезном искусстве мы обнаружим и в последующих изделиях XVI и XVII веков, когда при московской Оружейной палате группа специально приглашенных из Поморья мастеров изготовляла гребни, ларцы, посохи, рукояти оружия и другие изделия. Особенно ценился растительный орнамент, среди которого выделялись «птицы и звери в травах».

В 18 веке и первой трети следующего, 19 века русское косторезное искусство достигло большого расцвета. Плоскостная орна­ментально-растительная резь­ба различных шкатулок неред­ко сопровождается рельефны­ми изображениями различных сцен или охватывает мастер­ски выполненные портреты тонкой пластической модели­ровки. Мастера не только хо­рошо строят орнамент, умело находят общие формы изде­лий, но и применяют приемы контрастного сопоставления, когда гладкая полированная костяная поверхность подчер­кивается тончайшим, слож­ным по построению узором. Нередко встречается цветная гравировка или подложенная под просветы прорезного фо­на цветная фольга.



Разнообразные резцы, ко­торыми выполнялась эта, часто прямо-таки виртуозная резьба по кости, заменились в пос­леднее время бормашиной, куда более экономичной по времени работы. Бормашина способна не только просверливать мельчайшие дыроч­ки, но в умелых руках и «выбирать» кость при исполнении сложных по композиции рельефных деталей. В косторезных изделиях применяются ископаемые — как мамонтовая и слоновая кости, так и коровья кость (цевка) вместе с «зубом» (клыками) моржей и кашалотов.

Возникновение косторезных ху­дожественных промыслов в прошлом было связано с местом добывания кости и торговыми центрами. Так, на нашем европейском севере село Холмогоры близ Архангельска исстари занималось изготовлением резных из кости изделий. В XIX веке таким же местом производства косто­резного искусства сделался Тобольск. Позднее резная кость появи­лась в Кисловодске, не без влияния аула Кубачи в Дагестане, произ­водившего оружие, украшенное костью с золотой гравировкой. В пос­левоенные годы изделия из кости стали изготовляться в подмосков­ном Хотькове, а также в самой Москве.

Одним из ведущих художников, возродивших советское косторез­ное искусство, является М. Д. Раков. Хотя большинство его произве­дений относится к довоенным и военным годам, то есть датируется 20—40-ми годами, тем не менее знакомство с ними позволяет познать совер­шенную композицию, где сама резная кость тесней­шим образом связана с из­делием. Такова, например, его квадратная лаковая ко­робка, на крышке которой изображенные в полете птицы-утки превратились в накладные барельефы. Они расположены ду­гой, уносясь вперед. Вме­сте с тем уменьшающийся масштаб птиц здесь далеко не случаен — он передает движение, полет птиц. Темно-зеленый лак коробки является органи­ческой частью всей композиции. Мы держим коробку в руках, смот­рим на нее сверху. Птицы кажутся летящими над водой. При всей остроте композиционного построения художник достиг предельной простоты и выразительности замысла.

Холмогорские традиции плоскорельефной резьбы по кости при­менены М. Д. Раковым во вставке коробки «Лось, поражающий волка». Вглядитесь, с каким большим мастерством выполнена встав­ка. Нет ничего лишнего. Все просто до предела и в то же время остро и выразительно. Ветви и стволы деревьев, ноги животного со­ставляют определенный согласованный ритм прямых, порой даже рез­ких линий. Тот же прием, но в области уже волнистых форм, смяг­чающих эту резкость, мы обнаружим в согласованности округлых очер­таний крупа животного с линией земли. Обратите внимание и на про­рези в фоне, обрамляющие лося. Стоит на мгновение представить их отсутствие, как станет ясной большая роль прорезей во всей компо­зиции этого произведения.

Не меньшее мастерство проявлено М. Д. Раковым в цветной гра­вировке по кости. Костяные ножи для бумаги «Горностай и полярная сова» — блестящие примеры четкого, отточенно выразительного ри­сунка, тонко и умело, без тени принуждения вписанного. в клиновид­ную форму ножа. Здесь есть чему поучиться, есть над чем подумать любому художнику. Совершенство композиции у М. Д. Ракова сочетается с мастерством отделки произведения, даже самого простого и непритязательного. Вот это-то и покоряет в его искусстве художественной обработки кости, будит мысль, призывает к твор­честву.

Произведения М. Д. Ракова по характеру своего исполнения бли­же всего к произведениям давнишнего косторезного художественного промысла в Холмогорах под Архангельском. Нет ничего удивитель­ного, что они оказали благотворное воздействие на творчество хол­могорских художников-косторезов. Такова, например, туалетная коро­бочка, выполненная в 1962 году мастером G. Т. Антоновым. Силуэт самой вещи вписан в форму бивня. Асимметричность построения придает предмету живость, органичность и одновременно позволяет художнику создать динамичную композицию — сцену преследования волками оленухи с олененком. Рисунок, выполненный способом гра­вировки (углубленные штрихи-порезки оставлены чистыми, не запол­ненными краской), прост и выразителен. Внимание фиксировано на основных линиях, характеризующих бег оленей и волков. Именно художественной стороной подкупает эта небольшая вещица, предна­значенная для женского туалетного стола. Отмечая положительные стороны коробочки, следует все же указать на слишком большую «плотность» рисунка. Собственно фона, который бы выделял каждую фигуру, пожалуй, слишком мало. Помимо этого, в рисунке оленухи следовало бы избежать ставшего стандартным (в плохом смысле слова) композиционного приема-поворота головы назад, в сторону, противоположную движению. Такие изображения встречаются слиш­ком часто.

Этой же теме посвящен туалетный лоточек, на дне которого ху­дожник П. П. Черникович гравировкой изобразил оленей, бегущих среди трав. Сама хорошо найденная форма лоточка весьма простая, но выразительная, продиктовала и выразительность силуэта рисунка, наделенного известной орнаментальностью, тактично проти­вопоставленной лаконизму формы изделия.

Холмогорская резная кость в XVIII и XIX веках отличалась при­страстием к узорной, часто весьма сложной по композиции и орна­менту резьбе. Этот характер резьбы был сохранен в изделиях Холмогор как старых, так и нашего времени. В послевоенные годы появилась целая серия кубков, ваз, ларцов и шкатулок, богатейшим образом украшенных тончайшей ажурной резьбой. При всем высоком мастер­стве исполнения эти произведения свидетельствовали, скорее, о вир­туозности технической стороны работы мастеров, а не о развитии декоративных художественных приемов. В этих потоках орнаменталь­ных форм не только сказывалась погоня за богатством декоративных средств, но и характерные приемы украшательства, процветавшие в нашем искусстве в течение 30—50-х годов. Естественно, что мастерам, работающим в далеких Холмогорах, не сразу удалось отойти от этих приемов. Однако и здесь преодолеваются недостатки.

Холмогорская резная кость

В качестве примера можно привести туалетный лоток, выдолблен­ный в бивне. Его приподнятая задняя стенка образована хорошо ском­понованной группой скачущих оленей, преследуемых стаей волков. Следует обратить внимание, как умело орнаментально связаны, рит­мично перекликаются друг с другом все компоненты рисунка. Значи­тельную декоративную роль играют и сквозные прорези между фигу­рами, повышая выразительность всей сцены.

Подобная резьба по кости требует большого понимания мате­риала, так как при соответствующей неправильной ее обработке легко заставить кость походить на пластмассу, чем сразу же обесце­нится ее художественная сторона. Эта опасность таится как в «меха­низированном» строе орнамента пластмассовых изделий, так и в сте­пени толщины косторезных изделий. Слишком тонкий слой кости при­дает ей вид пластмассы.

Наряду с плоской резьбой по кости из нее же изготовляется и мелкая скульптура, как правило, из мамонтовой, слоновой и моржовой кости, обладающей хорошей возможностью передавать округлые объ­емы, как бы вылепленные светотенью. Помимо этого, здесь не послед­нюю роль играет светло-кремовый оттенок цвета кости, придающий ей особую теплоту. Естественно, что высокая стоимость кости ска­залась на размере подобных произведений — обычно они очень не­большие. В древности же, например, греки изготовляли крупные ста­туи, где обнаженные части человеческого тела были выполнены из кости, а одежды из золота.

Более сложные задачи разрешены мастером-косторезом Д. Чуриловым из Хотькова, где изделия, как правило, выполняются из цевки. Последняя, благодаря своей трубчатой структуре, сильно сужает воз­можности плодотворной работы скульптора. Однако молодой мастер сумел преодолеть недостатки материала в небольшой скульптуре, изо­бражающей жирафа. Последняя в меру обобщена и доста­точно декоративна. Поза животного вполне естественна, хотя изгиб его тела и подчинен форме кости, имеющей в своей сердцевине пу­стотелый канал.

В послевоенные годы внимание ряда художников было привлече­но таким декоративным материалом, как рог. Известная широта цве­товой гаммы от черного до оливково-коричневого цвета, белесые вкрапления и податливость в обработке материала позволили соз­дать значительное количество разнообразных скульптурных произве­дений, главным образом животных. Однако возможность после соот­ветствующей технической обработки изгибать роговые пластинки са­мым различным образом, в зависимости от желания, придавать им чуть ли не любые формы и положения привела к созданию натура­листических по трактовке и мещанских по вкусу произведений. Та­ковы пальма с разрезными листьями, ландыши, петухи с необычайно распушенными хвостами и другие скульптуры, которые выглядят «как настоящие».

Наиболее взыскательные к своему творчеству художники, не же­лая отдавать дань столь дешевым и сомнительным эффектам, обратили внимание на пластическую сторону своих произведений, поскольку рог по своим свойствам и цвету давал возможность осуще­ствить подобные задачи. Так появились ряд скульптурок — «Моржи» работы М. Е. Возжинского, «Барсук» и «Хомяк» И. Л. Карахан и другие. Нетрудно заметить, что в этих мелких скульптурах доминирует желание показать красоту объемов и форм тел животных. Полировка поверхности рога помогает показу именно этих свойств скульптуры, одновременно служа и декоративным целям так же, как и подобранная расцветка рога. Именно эти художествен­ные свойства мелкой скульптуры из рога роднят ее с чукотскими резными из кости изделиями, изображающими охотничьих промысло­вых животных. В свое время они служили талисманами, прикоснове­ние к которым якобы способствовало удачной охо­те. Стремление к показу пластической красоты рога как материала, однако, не должно заслонять необходимой декоративности позы и силуэта скульптуры. Одностороннее художественное реше­ние поставленной задачи никогда не принесет удовлетворяющих результатов. Вместе с тем деко­ративные свойства мелкой скульптуры заключают­ся в первую очередь в красоте и тонкой гармони­ческой согласованности форм и линий. Небольшой по масштабу настольной скульптуре, хотя и обла­дающей четким, запоминающимся силуэтом и де­коративностью форм, должно быть менее всего свойственно активное воздействие на окружающую пространственную среду, так как она всегда рас­считана на близкое рассмотрение и сравнительно часто меняет свое местоположение.

 

Другие виды декоративно-прикладного искусства



От: Bira,  






Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

Топ 100 лучших фильмов, Идеи подарков - на все случаи жизни, Английский стиль в дизайне - примеры с фото

Добро пожаловать на наш сайт! Сайт существует с 2006 года, множество энтузиастов приложило руку к его созданию и наполнению, чтобы предоставить вам увлекательные обзоры фильмов, интересные статьи о стилях интерьера и дизайне, а также захватывающие рассказы о картинах, художниках, музеях и необычных местах для путешествий.

Наши обзоры фильмов предоставляют глубокий и всесторонний анализ отдельных кинолент. Мы рассматриваем не только сюжет и актерскую игру, но и кинематографическую технику, музыкальное сопровождение и общую атмосферу фильма. Будь то новинки или классика, мы стараемся предоставить вам полное представление о фильме.

Наши статьи о стилях интерьера и дизайне помогут вам воплотить в жизнь ваши самые смелые идеи для дома. Мы делимся советами по подбору мебели, цветовой гаммы, освещения и аксессуаров, чтобы создать гармоничную и уютную обстановку. Вы узнаете о различных стилях интерьера, их особенностях и какие элементы помогут вам воплотить выбранный стиль.

Не только фильмы и дизайн, мы также рассказываем о картинах и художниках, которые вдохновляют мир искусства. Мы предлагаем интересные истории о знаменитых произведениях и талантливых художниках. Кроме того, мы погружаемся в мир музеев и подробно рассказываем о самых удивительных и необычных местах для путешествий, где можно насладиться прекрасными произведениями искусства.

Местные традиции - это еще одна тема, которую мы освещаем на нашем сайте. Мы погружаемся в культуру различных народов, рассказываем об их обычаях, праздниках и уникальных традициях. Вы познакомитесь с разнообразием мировой культуры и откроете для себя удивительные аспекты жизни разных народов.

Мы стараемся предоставить вам интересные, информативные и увлекательные материалы, которые помогут вам расширить свои знания и насладиться красотой мира вокруг нас. Добро пожаловать в наш увлекательный мир искусства, кино, дизайна и путешествий!
« Камень и янтарь в декоративном искусствеМонументальность в искусстве скульптуры »