Кость и рог Художественная обработка кости началась в глубокой древности. Этот вид искусства на Руси известен по литературным источникам с X века, что подтверждено археологическими находками последних лет. Так, в Новгороде найдена костяная бляха с превосходно вписанным в ее круг изображением русалки. Дарование мастера сказалось не только в рисунке, не только в штрихах гравировки, но и в умении строить орнаментальные контуры прорезных пустот фона, прилегающих к фигуре. Не меньшие достижения в косторезном искусстве мы обнаружим и в последующих изделиях XVI и XVII веков, когда при московской Оружейной палате группа специально приглашенных из Поморья мастеров изготовляла гребни, ларцы, посохи, рукояти оружия и другие изделия. Особенно ценился растительный орнамент, среди которого выделялись «птицы и звери в травах». В 18 веке и первой трети следующего, 19 века русское косторезное искусство достигло большого расцвета. Плоскостная орнаментально-растительная резьба различных шкатулок нередко сопровождается рельефными изображениями различных сцен или охватывает мастерски выполненные портреты тонкой пластической моделировки. Мастера не только хорошо строят орнамент, умело находят общие формы изделий, но и применяют приемы контрастного сопоставления, когда гладкая полированная костяная поверхность подчеркивается тончайшим, сложным по построению узором. Нередко встречается цветная гравировка или подложенная под просветы прорезного фона цветная фольга.
Разнообразные резцы, которыми выполнялась эта, часто прямо-таки виртуозная резьба по кости, заменились в последнее время бормашиной, куда более экономичной по времени работы. Бормашина способна не только просверливать мельчайшие дырочки, но в умелых руках и «выбирать» кость при исполнении сложных по композиции рельефных деталей. В косторезных изделиях применяются ископаемые — как мамонтовая и слоновая кости, так и коровья кость (цевка) вместе с «зубом» (клыками) моржей и кашалотов. Возникновение косторезных художественных промыслов в прошлом было связано с местом добывания кости и торговыми центрами. Так, на нашем европейском севере село Холмогоры близ Архангельска исстари занималось изготовлением резных из кости изделий. В XIX веке таким же местом производства косторезного искусства сделался Тобольск. Позднее резная кость появилась в Кисловодске, не без влияния аула Кубачи в Дагестане, производившего оружие, украшенное костью с золотой гравировкой. В послевоенные годы изделия из кости стали изготовляться в подмосковном Хотькове, а также в самой Москве. Одним из ведущих художников, возродивших советское косторезное искусство, является М. Д. Раков. Хотя большинство его произведений относится к довоенным и военным годам, то есть датируется 20—40-ми годами, тем не менее знакомство с ними позволяет познать совершенную композицию, где сама резная кость теснейшим образом связана с изделием. Такова, например, его квадратная лаковая коробка, на крышке которой изображенные в полете птицы-утки превратились в накладные барельефы. Они расположены дугой, уносясь вперед. Вместе с тем уменьшающийся масштаб птиц здесь далеко не случаен — он передает движение, полет птиц. Темно-зеленый лак коробки является органической частью всей композиции. Мы держим коробку в руках, смотрим на нее сверху. Птицы кажутся летящими над водой. При всей остроте композиционного построения художник достиг предельной простоты и выразительности замысла. Холмогорские традиции плоскорельефной резьбы по кости применены М. Д. Раковым во вставке коробки «Лось, поражающий волка». Вглядитесь, с каким большим мастерством выполнена вставка. Нет ничего лишнего. Все просто до предела и в то же время остро и выразительно. Ветви и стволы деревьев, ноги животного составляют определенный согласованный ритм прямых, порой даже резких линий. Тот же прием, но в области уже волнистых форм, смягчающих эту резкость, мы обнаружим в согласованности округлых очертаний крупа животного с линией земли. Обратите внимание и на прорези в фоне, обрамляющие лося. Стоит на мгновение представить их отсутствие, как станет ясной большая роль прорезей во всей композиции этого произведения. Не меньшее мастерство проявлено М. Д. Раковым в цветной гравировке по кости. Костяные ножи для бумаги «Горностай и полярная сова» — блестящие примеры четкого, отточенно выразительного рисунка, тонко и умело, без тени принуждения вписанного. в клиновидную форму ножа. Здесь есть чему поучиться, есть над чем подумать любому художнику. Совершенство композиции у М. Д. Ракова сочетается с мастерством отделки произведения, даже самого простого и непритязательного. Вот это-то и покоряет в его искусстве художественной обработки кости, будит мысль, призывает к творчеству. Произведения М. Д. Ракова по характеру своего исполнения ближе всего к произведениям давнишнего косторезного художественного промысла в Холмогорах под Архангельском. Нет ничего удивительного, что они оказали благотворное воздействие на творчество холмогорских художников-косторезов. Такова, например, туалетная коробочка, выполненная в 1962 году мастером G. Т. Антоновым. Силуэт самой вещи вписан в форму бивня. Асимметричность построения придает предмету живость, органичность и одновременно позволяет художнику создать динамичную композицию — сцену преследования волками оленухи с олененком. Рисунок, выполненный способом гравировки (углубленные штрихи-порезки оставлены чистыми, не заполненными краской), прост и выразителен. Внимание фиксировано на основных линиях, характеризующих бег оленей и волков. Именно художественной стороной подкупает эта небольшая вещица, предназначенная для женского туалетного стола. Отмечая положительные стороны коробочки, следует все же указать на слишком большую «плотность» рисунка. Собственно фона, который бы выделял каждую фигуру, пожалуй, слишком мало. Помимо этого, в рисунке оленухи следовало бы избежать ставшего стандартным (в плохом смысле слова) композиционного приема-поворота головы назад, в сторону, противоположную движению. Такие изображения встречаются слишком часто. Этой же теме посвящен туалетный лоточек, на дне которого художник П. П. Черникович гравировкой изобразил оленей, бегущих среди трав. Сама хорошо найденная форма лоточка весьма простая, но выразительная, продиктовала и выразительность силуэта рисунка, наделенного известной орнаментальностью, тактично противопоставленной лаконизму формы изделия. Холмогорская резная кость в XVIII и XIX веках отличалась пристрастием к узорной, часто весьма сложной по композиции и орнаменту резьбе. Этот характер резьбы был сохранен в изделиях Холмогор как старых, так и нашего времени. В послевоенные годы появилась целая серия кубков, ваз, ларцов и шкатулок, богатейшим образом украшенных тончайшей ажурной резьбой. При всем высоком мастерстве исполнения эти произведения свидетельствовали, скорее, о виртуозности технической стороны работы мастеров, а не о развитии декоративных художественных приемов. В этих потоках орнаментальных форм не только сказывалась погоня за богатством декоративных средств, но и характерные приемы украшательства, процветавшие в нашем искусстве в течение 30—50-х годов. Естественно, что мастерам, работающим в далеких Холмогорах, не сразу удалось отойти от этих приемов. Однако и здесь преодолеваются недостатки.
В качестве примера можно привести туалетный лоток, выдолбленный в бивне. Его приподнятая задняя стенка образована хорошо скомпонованной группой скачущих оленей, преследуемых стаей волков. Следует обратить внимание, как умело орнаментально связаны, ритмично перекликаются друг с другом все компоненты рисунка. Значительную декоративную роль играют и сквозные прорези между фигурами, повышая выразительность всей сцены. Подобная резьба по кости требует большого понимания материала, так как при соответствующей неправильной ее обработке легко заставить кость походить на пластмассу, чем сразу же обесценится ее художественная сторона. Эта опасность таится как в «механизированном» строе орнамента пластмассовых изделий, так и в степени толщины косторезных изделий. Слишком тонкий слой кости придает ей вид пластмассы. Наряду с плоской резьбой по кости из нее же изготовляется и мелкая скульптура, как правило, из мамонтовой, слоновой и моржовой кости, обладающей хорошей возможностью передавать округлые объемы, как бы вылепленные светотенью. Помимо этого, здесь не последнюю роль играет светло-кремовый оттенок цвета кости, придающий ей особую теплоту. Естественно, что высокая стоимость кости сказалась на размере подобных произведений — обычно они очень небольшие. В древности же, например, греки изготовляли крупные статуи, где обнаженные части человеческого тела были выполнены из кости, а одежды из золота. Более сложные задачи разрешены мастером-косторезом Д. Чуриловым из Хотькова, где изделия, как правило, выполняются из цевки. Последняя, благодаря своей трубчатой структуре, сильно сужает возможности плодотворной работы скульптора. Однако молодой мастер сумел преодолеть недостатки материала в небольшой скульптуре, изображающей жирафа. Последняя в меру обобщена и достаточно декоративна. Поза животного вполне естественна, хотя изгиб его тела и подчинен форме кости, имеющей в своей сердцевине пустотелый канал. В послевоенные годы внимание ряда художников было привлечено таким декоративным материалом, как рог. Известная широта цветовой гаммы от черного до оливково-коричневого цвета, белесые вкрапления и податливость в обработке материала позволили создать значительное количество разнообразных скульптурных произведений, главным образом животных. Однако возможность после соответствующей технической обработки изгибать роговые пластинки самым различным образом, в зависимости от желания, придавать им чуть ли не любые формы и положения привела к созданию натуралистических по трактовке и мещанских по вкусу произведений. Таковы пальма с разрезными листьями, ландыши, петухи с необычайно распушенными хвостами и другие скульптуры, которые выглядят «как настоящие». Наиболее взыскательные к своему творчеству художники, не желая отдавать дань столь дешевым и сомнительным эффектам, обратили внимание на пластическую сторону своих произведений, поскольку рог по своим свойствам и цвету давал возможность осуществить подобные задачи. Так появились ряд скульптурок — «Моржи» работы М. Е. Возжинского, «Барсук» и «Хомяк» И. Л. Карахан и другие. Нетрудно заметить, что в этих мелких скульптурах доминирует желание показать красоту объемов и форм тел животных. Полировка поверхности рога помогает показу именно этих свойств скульптуры, одновременно служа и декоративным целям так же, как и подобранная расцветка рога. Именно эти художественные свойства мелкой скульптуры из рога роднят ее с чукотскими резными из кости изделиями, изображающими охотничьих промысловых животных. В свое время они служили талисманами, прикосновение к которым якобы способствовало удачной охоте. Стремление к показу пластической красоты рога как материала, однако, не должно заслонять необходимой декоративности позы и силуэта скульптуры. Одностороннее художественное решение поставленной задачи никогда не принесет удовлетворяющих результатов. Вместе с тем декоративные свойства мелкой скульптуры заключаются в первую очередь в красоте и тонкой гармонической согласованности форм и линий. Небольшой по масштабу настольной скульптуре, хотя и обладающей четким, запоминающимся силуэтом и декоративностью форм, должно быть менее всего свойственно активное воздействие на окружающую пространственную среду, так как она всегда рассчитана на близкое рассмотрение и сравнительно часто меняет свое местоположение. Другие виды декоративно-прикладного искусства
От: Bira,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|