ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Заказ изготовления копии

готовые копии

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:



От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Июль 27, 2010

Роспись по дереву

   Роспись по дереву появилась давно. Вполне понятно желание украсить росписью немудренную лавку, опечек, а особенно посуду, по­дававшуюся на стол. Это не только украшало ее, но и могло предохранить от вредных действий влаги. Роспись естественными природ­ными красками была дешева, доступна и красочна. Но нанесенный на ту или иную вещь орнамент необходимо было как-то закрепить. В противном случае краски в соприкосновении с влагой, в особен­ности с горячей пищей, исчезали бы весьма быстро.

Точно неизвестно, кто и когда придумал способ предохранения росписи посредством закалки в горячей печи верхнего кроющего слоя — олифы. Документы XVI века уже повествуют о широком распространении «красной», то есть красивой своим внешним видом золотой по цвету деревянной расписной посуды. Этот золотистый оттенок достигался тем, что густевшая, закалявшаяся на жару олифа, нанесенная на серебристую поверхность (раньше на хлористое се­ребро, затем на олово, а теперь на алюминий), неожиданно превра­щалась в золотой цвет, объединяя краски росписи в единую тональ­ную декоративную гамму. С этим золотым цветом контрастно хоро­шо сочетались черный и красный цвета, бывшие излюбленными в то время. Производство подобной посуды сосредоточилось в XVIII — XIX веках в окрестностях города Семенова Нижегородского края (ныне Горьковской области). Центром по продаже и скупке «золо­той» расписной посуды сделалось село Хохлома, по имени которого изготовляющиеся подобном образом изделия получили наименование хохломских.

Особенности хохломской росписи заключены в ее незатейливом, но весьма декоративном орнаменте, названном «хохломской травкой». Чаще всего изделия украшены концентрическими кругами различной ширины, расположенными по краям чашек и мисок, что вторит округлости их форм. В центре, на дне, а также на боках посуды рас­полагаются растительные орнаментальные мотивы, наносимые быстры­ми, но точными ударами кисти. От плавно изгибающихся стеблей трав расходятся в стороны то легкие перистые листики, то завивающиеся усики-побеги, написанные чаще всего черным или красным цветом. Именно этот декоративный характер росписи сделался наиболее рас­пространенным и устойчивым, обусловив заслуженную известность хохломских изделий. Нередко подобная роспись сопровождается гео­метрическим узором в виде розеток или другими орнаментальными мотивами, наносимыми специально изготовленными штампиками.

В наше время хохломские изделия из сугубо утилитарных, како­выми они были еще в начале нашего столетия, превратились в деко­ративные, занимая видное место в убранстве нашего жилища. Хохломскую роспись пробовали применить даже при отделке помеще­ний магазинов, комнат в домах пионеров и т. п. Особенно повезло та­бачным киоскам. Однако этот опыт не достиг желаемого результата, так как красно-золотая роспись стен и потолков была чересчур яркой, слишком декоративной, утомляя глаза.

В произ­ведениях городецкой росписи той поры нередко можно встретить за­нятные бытовые сценки с плоскостно написанными фигурами франтов, модниц-купчих, «именитых граждан», то едущих на гулянье, то пи­рующих за роскошно обставленным столом. Вместе с тем стала раз­виваться так называемая маховая живопись по цветному фону. Чаще всего мастера схематично воспроизводили цветы, несколько напоми­нающие распространившиеся в это время в комнатах городских домов «розаны», столь похожие на шиповник. Большие розовые, голубые или даже синие цветы, ритмично располагавшиеся в удобных для рос­писи местах, образовывали то гирлянды, то небольшие пышные бу­кеты. Зеленые, сочные листья оттеняли яркие по краскам цветы. Де­коративность этой пышной, почти что «плакатной» росписи сильно возрастала, когда тот или иной мастер обводил белой краской контуры лепестков цветов и листьев или легкой штриховкой оттенял некото­рую их объемность. Подобный прием был вызван необходимостью отделить саму роспись от цветного фона — обычно охристо-желтого, голубого или иных расцветок.

Цветовая гамма городецкой росписи, как и сама манера письма, сделалась настолько оригинальной, настолько своеобразной, что ее произведения заняли особое место в русском народном искусстве, оказав влияние на творчество художника Б. М. Кустодиева.

В настоящее время Городецкая роспись нашла себе применение в росписи детской мебели. На спинках стульчиков, на поверхности низких столов и других предметов обстановки появились знакомые нам по старой городецкой росписи отдельные цветы и букеты. Среди них иногда можно встретить гарцующего вороного коня, небычайно выразительного по своему декоративному силуэту. Художница 3. А. Архипова даже украсила им настенное блюдо, тем самым перенеся этот традиционный для русского народного искусства мотив в новый вид произведений, где, следует надеяться, он найдет себе дальнейшее при­менение. Конь-качалка дал возможность Е. И. Воронцовой применить крупную цветную роспись и звучные цвета.

Современная городецкая роспись не только национальна в луч­шем смысле этого слова, но и противостоит тем образцам аморфной раскраске мебели, где тот или иной цвет без всякого смысла по­крывает отдельные ее части. Следует лишь предостеречь художников от бездумного повторения старых форм Городца. Правильнее будет развивать те декоративные живописные приемы, которыми так богата эта роспись Среднего Поволжья и которые ближе к нашему времени.


-