ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Заказ изготовления копии

готовые копии

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:



От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Июль 12, 2010

ПЛАСТМАССА

Пластмасса — новый материал, рожденный современной химией. Он и легок, и хорошо формуется и, по желанию, может быть прозрачным. Он хорошо прессуется, штампуется и льется под давлением. Все эти свойства, осо­бенно последние, позволяют выпускать различные по формам и назначению изделия из пластмасс невиданными по количе­ству «тиражами», что, естественно, открывает перед художниками-прикладниками большие возможности. Пластмассы — материал  не только настоящего, но и в полной мере будущего.

Разнообразие свойств пластмасс, легко воспринимающих различ­ные цвета, привлекло внимание художников. Однако господствовав­ший в послевоенные годы «стиль излишества и украшательства» не­оправданно вызвал пренебрежительное отношение к пластмассам, как к материалу слишком дешевому, не драгоценному, не способному вы полнять те сверхграндиозные задачи, которые в те годы стави­лись перед декоративно-прикладным искусством. Поэтому в об­ласти пластмасс подвизались в большинстве случаев те «художники», которые были лишены как подлинного таланта, так и элементарного художественного чувства материала. Вместо того чтобы задуматься над созданием изделий из пластмассы, где бы пластмасса обрела свое собственное художественное лицо, где бы с необходимой полнотой Были показаны ее разнообразные качества, эти «деятели от искусства» принялись создавать бесчисленное множество самых различных пред­метов, в которых более или менее точно воспроизводились при­емы и формы других материалов. Так появились ажурные рамочки, повторявшие прорезные изделия из кости или скульптуру малых форм из слоновой или моржовой кости. Чайные чашки или разнооб­разные тарелки точно следовали формам фарфора. В оргстекле бор­машиной вырезывались то букетики роз или иных цветов, то даже целые пейзажи, воспроизводившие известные приемы помещения в бутылках петушков, оснащенных парусами кораблей, и т. п.

В подобных изделиях изобразительные мотивы принимали от­кровенный натуралистический характер, приводя в восторг мещан­скую по своим вкусам среду, поскольку все это выглядело «как на­стоящее». Именно подобная тенденция в освоении пластмассы, по су­ществу, дискредитировала ее как своеобразный и оригинальный мате­риал. Изделия, выполненные из пластмассы, всегда выглядели подделкой.

Серьезные изменения в художественном освоении пластмасс на­ступили за последние годы. В работу включились многие художники декоративно-прикладного искусства. Они поставили себе целью найти для пластмассы такие формы, такие приемы обработки, которые с первого же взгляда говорили о новом материале и его разнообраз­ных свойствах, способствующих созданию предметов, удовлетворяю­щих практические нужды человека и радующие глаз своим худо­жественным обликом.

Особенно трудно было в пластмассе преодолеть зависимость от форм фарфора, так прочно занявшего свое видное место в нашем быту. Ведь формы фарфоровой посуды, отработанные десятилетиями, достигли такой законченности, что, казалось, здесь вряд ли что мож­но изменить и создать новое, оригинальное. Однако группа худож­ников, посвятивших свое творчество пластмассам, предложила ряд при­влекательнейших изделий, которые со всей очевидностью свидетель­ствуют о первом крупном успехе в этой области. Вот, например, конфетница Л. Н. Уртаевой. Художница воспользовалась здесь одним свойством пластмассы, который подобен старой инкру­стации: чаша-лоток одного цвета вштампована в другую; внутренняя поверхность совершенно гладкая, лишь различная окраска говорит о проходящей здесь границе, которая, к слову сказать, своей криволи­нейной формой вносит в предмет определенный декоративный эле­мент, снизу же мы ясно видим, что конфетница состоит из двух сопря­женных, одинаковых, но разных по цвету лотков. В целом мы имеем здесь удивительно простое, но вместе с тем декоративное по форме произведение, которое мы сразу же определим как изготовленное из пластмассы. Конечно, скептики скажут, что из фарфора или фаянса можно изготовить такое же по форме и расцветке изделие. Однако в керамике подобная сопряженность двух чаш будет искусственной, а не органичной. Помимо этого, и оттенок цвета будет иной и роспись, повторяющая органическую раскраску двух лотков из пластмассы, спресованных в одну, также будет в значительной мере искусственной.

Органичность конфетницы Л. Н. Уртаевой постигается в большей мере, когда мы сравним ее произведение со стаканом для кистей и лотком, а также сухарницей-блюдом А. М. Воробьевой. Изделия последней и современны, и декоративны. Их цвет, в осо­бенности контрастно сопоставленные друг с другом части, осуще­ствленные посредством прессования, бесспорно, не только привлека­тельны, но и говорят о том, что это пластмассовые вещи. Но желтое пятно на дне красной сухарницы не выглядит впрессованным, так же как желтый верх стакана и часть лотка. Здесь художница, скорее, идет от современной росписи, в которой так ценятся сейчас крупные деко­ративные плоские пятна различной формы.

Сервиз же для ягод той же А. М. Воробьевой наделен несравненно более высокими художественными качествами, неоспо­римо свидетельствующими о собственном лице искусства пластмас­совых изделий. Так, в прозрачные пластмассовые тарелки впрессованы глухие цветные серединки. Аналогично сделаны и ложки, где соб­ственно ложка прозрачна, а ее ручка цветная. Такое соединение проз­рачного бесцветного материала и глухого цвета, казалось, может быть Свойственно, например, цинко-сульфидному стеклу. И обтекаемость форм ложек (обязательное свойство материала пластмассы при изго­товлении изделий способом литья), и четкая граница между прозрач­ной пластмассой и цветной, и даже известная толщина изделий — все говорит о том, что наши художники находятся на пути художест­венного освоения этого нового материала.

Новые художественные формы и свойства пластмассы сказыва­ются и в той группе изделий, которые обычно легко выполняются в фаянсе и фарфоре. В туалетном приборе Ю. А. Слувиса  художественные особенности пластмассы проявили себя не только .в контрастном сопоставлении двух цветов, не только в их специфиче­ской расцветке, столь органичной для пластмассы, но и в деталях каж­дого предмета, как, например, в несколько оттянутом крае тарелки, в ножках пудреницы, в форме шишечек-держалок.

Аналогичное можно сказать и о наборе предметов для завтрака Н. Т. Полевого, где обтекаемость форм каждого предмета выражена особенно полно.

Освоение скульптурных форм пластмассы сказалось и в миниа­тюрных статуэтках. Особенно убедительны они в «Рыбах коралловых Рифов» Ю. А. Слувиса. Худож­ник, подобно М. А. Павловскому в стекле, соединил в своих привлекательных произ­ведениях прозрачный материал оргстекла с яркими глухими цветными полосами пластмассы, достигнув запоминающегося декоративного силуэта, контрастного деко­ративного цветового построения и вырази­тельности самих скульптурных форм.

В стекле чувствуется ручная работа мастера, вооруженного тем или иным ин­струментом (стекло горячее, и прикоснуть­ся к нему рукой невозможно). В пласт­массе же у Ю. А. Слувиса выступает вяз­кая, вытянутая масса, заполнившая тща­тельно приготовленную художником ин­тересную по силуэту форму.

Более «стеклянная», великолепная по композиции и форме рыбка В. Жиляева. Это «стекловидность» произве­дения художника свидетельствует, насколь­ко труден путь освоения пластмассы, выяв­ления ее специфических художественных свойств.

Естественно, что большие возможности для декоративной мелкой пластики представляет оргстекло, прозрачный, искусственно создан­ный материал. Оно может обоснованно конкурировать со скульпту­рой из стекла. Литье из стекла не только сложно, но, главным об­разом, пока что дорого, так как изготовление повторных экземпляров в той же мере невозможно. Оргстекло же несравненно дешевле и про­изводительнее, так как удачное произведение может быть повторено неоднократно.

Кисловодский художник М. С. Хажакян, обратившись к оргстеклу для изготовления ряда небольших статуэток, постарался показать его тягучие, плавкие формы, не нарушая характерных очертаний и поз изображаемых животных. Таков, например, его «Жираф» или малень­кая по размеру «Чомга». Используя световые отблески и блики, как и затененные внутренние зоны, художник добивается боль­шой декоративности своих весьма скромных по форме произведений. Любая утрировка поз, обострение силуэта и разворот пластичной формы, так частых в мелкой пластике при других материалах (дерево, кость, керамика), были бы здесь неуместны и даже ухудшили бы ка­чества   произведения.   Декоративные   свойства  оргстекла   настолько сильны, что художник, скорее, обязан стремиться к сдержанности пла­стического и силуэтного построения своего произведения, нежели к его повышенной экспрессии.

Бесспорно, что перед художниками, работающими в этом новом материале, встают увлекательнейшие задачи самого различного ха­рактера.






Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.