ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Заказ изготовления копии

готовые копии

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:



От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Июль 27, 2010

РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ

   Не только дерево покрывается росписью, но и другие материалы, в том числе и железо. Таковы, например, расписные металлические подносы, изготовляемые в подмосковной деревне Жостове.

Возникновение производства подносов, видимо, относится к кон­цу XVIII века, когда они появились в различных городах России. В Жостове же к изготовлению подносов приступили около середины XIX века. Вскоре этот вид изделий занял одно из первых мест в тог­дашнем русском народном искусстве.

Следует отметить, что даже в самых ранних, дошедших до нас подносах мы не найдем и тени архаизации, попыток вернуться к фор­мам и приемам росписи Древней Руси. Здесь нет стилизации, здесь все современно, начиная от формы самих подносов и кончая росписью, ее композиционными приемами и манерой воспроизведения цветов.

Мы знаем, что расписные подносы часто использовались как свое­го рода декоративные панно (например, в трактирах-чайных). Однако в первую очередь они применялись по своему прямому назначению, на них ставились чашки и стаканы, на них разносили горячую пищу, а в чайных — чайники с кипятком и заваркой. Поэтому-то прежде всего следовало предохранить роспись от повреждений как механи­ческого, так и термического характера. В связи с этим постепенно выработались определенные приемы росписи подносов.

Тонкие железные листы после штамповки и проковки (форма подносов бывает разная) подготавливаются под роспись. Сперва под­носы зачищают, грунтуют, покрывают лаком и уже после всех этих операций, перемежающихся неоднократными просушками, на них на­носят роспись. Роспись делают масляными красками мягкой кистью без предварительного рисунка — настолько хорошо усвоены масте­рами композиционные приемы самой росписи.

Чаще всего расписывают по черному фону как нейтральному, который особенно хорош для многокрасочных цветов. Иногда и приме­няют цветные фоны — красный, синий, зеленый. В процессе росписи подносы сушатся в специальных сушильных печах, что дает воз­можность не только ускорить процесс росписи, но и создать тут же яркие блики на цветах и листьях. Обычно на подносах пишут букеты, гирлянды, венки и отдельные, как бы разбросанные цветы-розы, геор­гины, пионы, тюльпаны. Находящиеся у краев легкие стебельки, усики и мелкие цветы — колокольчики, незабудки и другие заканчи­вают живописную работу над подносом. Прочный лак, покрывающий подносы, придает им яркий блеск и предохраняет их от повреждения. Легкий золотисто-бронзовый орнамент («уборка») размещается обыч­но по краям подносов или, словно искорками, вспыхивает среди цве­тов в виде сказочных перистых трав или маленьких цветочков.

Чаще всего в жостовских подносах мы встретим пышные букеты, занимающие большую часть поверхности. Они обычно состоят из трех крупных и ярких цветов, помещенных почти в центре. Их окружают более мелкие и более декоративные по своему контуру цветы. Тем­ная зелень листьев проглядывает между цветами. Но чем ближе к краю букета, тем темнее их зелень: постепенно они сливаются с черным фоном подноса. Подобный живописный прием говорит о стремлении связать роспись с фоном. Как бы объемно ни были написаны цветы, именно благодаря этому приему они не открываются от фона, не об­разуют обособленное декоративное многокрасочное пятно.

Таким образом, и здесь, в сравнительно молодом виде декора­тивно-прикладного искусства, наблюдаются основные «законы» твор­чества в этой области — убранство, украшение утилитарного произве­дения должно быть согласовано и связано с его формой. Без этого «правила» нет возможности создать художественно полноценное про­изведение.

Жостовские подносы, выполненные с применением цветных фонов, уступают росписи по черному фону. Это объясняется тем, что коло­рит букетов и цветочных гирлянд, написанных по цветному фону, оставлен мастерами почти без изменений. Естественно, декоратив­ность росписи снижается. Однако, когда в Жостове стали изготов­лять детскую игрушечную посуду из отходов железа, то здесь были достигнуты несомненные успехи. Отсутствие выписанности, переход к более светлой тональности и быстрая декоративная роспись жидкими красками по блестящему металлизированному цветному фону делают детские бадейки необычайно яркими, декоративными, привлекатель­ными. Так открывается возможность создавать декоративную роспись по цветному фону. Следует также отметить, что на очереди стоит за­дача освоения новых приемов самой росписи, грешащей своей при­верженностью к старым образцам и формам.






Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.