ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ

Наша группа в социальных сетях

Присоединяйтесь!

 
картина месяца
 

 
Книги и каталоги
 

Картины в Аукционных каталогах на английском языке

аукционные каталоги картин разных стран Кристис Сотбис


Опубликовано: Июнь 3, 2010

Стекло в искусстве


Кто не знает высоких художественных свойств стекла! Это необычайно декоративный и разнообразный по своим техническим и художественным качествам материал. Недаром великий Ломоносов, обращаясь к И. И. Шувалову, написал своего рода гимн стеклу:

Пою перед тобою в восторге похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но стеклу.

Стекло применяется в монументальном декоративном искусстве, как, например, в мозаике и витражах, в отделке стен и поверхностей несущих конструкций в архитектуре. Широко используется оно и в осветительных приборах. Наибольшее применение стекло находит в изделиях, обслуживающих повседневные нужды человека. Именно этому виду стекла и посвящен настоящий раздел. Но изготовление самого стекла и производство стеклянных изделий настолько технически сложно, что заинтересовавшемуся этим делом читателю следует изучить специальную литературу.

Стекло было распространено на Руси еще в домонгольское время. При раскопках древнерусских городов: Киева, Новгорода, Владимира, Рязани — археологи часто находят цветные стеклянные изделия в виде бус, колец, браслетов, реже встречаются конусообразные небольшие сосуды, напоминающие бокалы, лишенные ножки. После татарского нашествия русское стеклоделие возобновилось лишь в XVII веке. Но уже в XVIII столетии оно достигло большого совершенства, в особенности в производстве бокалов, кубков и иных предметов парадной столовой сервировки, выполненных из бесцветного высокосортного стекла (хрусталя — стекла, изготовляемого с применением окиси свинца или бария, что улучшает его декоративные качества и увеличивает вес). На такие изделия искусно наносился тот или иной легкий орнамент, чаще всего выполнявшийся способом гравировки, а также гранением или золочением.

Большой вклад в русское стеклоделие внес Ломоносов, разработавший химию цветного стекла, что сильно повлияло на расширение производства многоцветных стеклянных изделий. Усовершенствование варки стекла в специальных заводских печах при его составе из чистого кварцевого песка, соды, извести или мела с привнесением в зависимости от задания устойчивых красящих веществ (окиси различных металлов) привело в XIX веке к созданию весьма разнообразных художественных произведений из стекла. В них с большой полнотой сказались художественные свойства и качества этого благородного материала. Сравнительно простым, но показательным примером может служить небольшой графин для наливки. Его тулово, имеющее пропорциональные отношения диаметра к собственной высоте, как сторона квадрата к его диагонали, обработано крупными вертикальными гранями. Они не только хорошо отражают свет, создавая его игру на своих поверхностях, не только формируют на просвет определенный ритмический «оптический» рисунок, но и имеют практическое значение. Графин, взятый за тулово, не выскользнет из рук именно благодаря наличию граней. Этой же цели служит его высокое горло, охваченное стеклянными кольцами. Они и разнообразят силуэт графина и позволяют крепко держать его в руке. Аналогичное можно сказать и о высокой стеклянной пробке. Именно высота ее «шляпки» способствует легкому пользованию пробкой и делает общий силуэт графина более выразительным и законченным.

Следует обратить внимание и на пропорциональные соотношения частей графина друг к другу и к целому. Высота горла графина вместе с пробкой относится к его тулову, как диагональ квадрата к его стороне. Эти-то соотношения придают графину не только определенную художественную цельность, но и изящество, композиционную слаженность форм и деталей.

Советский художник Б. А. Смирнов создал водочный прибор «Крепыш». Изменение соотношения тулова и горла в пользу увеличения объема первого придало графину большую устойчивость и приземистость. Вместе с тем сохранены все качества крупно ограненного хрусталя. Этот же мотив лег в основу сопровождающих графин стаканчиков и подноса.

Широкое применение цвета в стекле привело уже в XIX веке либо к сплошной его окраске от самых нежных прозрачных тонов до глухих, либо к созданию так называемого двухслойного или трехслойного стекла (стекло с надцветом). Эти последние виды стеклянных изделий особенно декоративны, когда прозрачное бесцветное стекло покрывается с наружной стороны цветным, что при огранке и шлифовке создает красивое чередование «пятен» шлифов или врезов граней прозрачного бесцветного стекла с непрозрачным, но цветным стеклом. При трехслойном стекле средний слой обычно бывает молочно-белым, что приводит к обрамлению шлифов и граней белой каймой. Такой прием сильно повышает декоративность стеклянного изделия, особенно, когда верхний слой окрашен в интенсивный синий, малиново-розовый, красный или светло-зеленый цвет. Художественная обработка стекла, как и создание новых, часто весьма своеобразных по форме, сосудов, сильно возросла с середины XIX века. Однако общая тенденция развития декоративно-прикладного искусства того времени в сторону все возрастающей эклектической декоративности (сочетание всевозможных, часто мало связанных друг с другом форм и приемов) в ущерб целесообразности произведений привела их не только к потере ясной и оправданной композиции, но и к сплошной орнаментации поверхностей. В это время стала быстро распространяться обильная и часто сложная по рисунку алмазная грань, заставлявшая сверкать и переливаться хрустальную вазу, графин, лоток или стакан, словно драгоценность, выполненную чуть ли не из крупных и мелких алмазов. Такая огранка получила распространение на заводах А. В. Мальцева, в связи с чем появился термин «мальцевская грань» или просто «мальцевщина».

Нетрудно понять, что «мальцевская грань», распространенная, к сожалению, и ныне на некоторых наших заводах, была проявлением плохого вкуса. Ценилась не красота формы произведения, подчеркнутая тем или иным сдержанным, но благородным декоративным приемом, деталью или орнаментом, а богатство нанесенного узора, повышавшего стоимость вещи.

Датой рождения советского художественного стеклоизделия принято считать 1940 год, когда известный советский скульптор В. И. Мухина, писатель А. Н. Толстой и профессор-технолог Н. Н. Качалов обратились к правительству с предложением восстановить это привлекательнейшее искусство. Их инициатива была одобрена и в Ленинграде, специально выделенный завод приступил к изготовлению новых по форме и художественным качествам произведений. В. И. Мухина, а также художник А. А. Успенский выполнили целую серию интереснейших изделий, возродив тем самым русское художественное стеклоделие. Они поставили себе целью преодолеть недостатки предреволюционного времени, когда собственные высокие художественные качества стекла были принесены в жертву ложным и неоправданным приемам, нередко заимствованным из далеких стеклу видов декоративно-прикладного или изобразительного искусства.

Одним из первых новых образцов была небольшая ваза для цветов В. И. Мухиной, выполненная из дымчатого стекла (существуют варианты из темно-красного прозрачного хрусталя). Эта ваза напоминает распускающийся цветок, лепестки которого, поднявшиеся вверх, слегка загибаются внутрь. Глубокие врезы граней, как бы воспроизводящие черешки лепестков, не только вторят их общей заостренной форме и направленности вверх, но вместе с косой огранкой краев каждого лепестка создают игру света на гранях, свидетельствуя одновременно о добротности самого материала — хрусталя. Именно благодаря этим крупным, относительно широким граням мы, не беря вазу в руки, хорошо представляем себе ее вес и верим в ее устойчивость. Чувство материала, ощущение его пластических форм выражены здесь особенно ярко. Одновременно все тут просто, ясно, необычайно декоративно. Одна лишь эта ваза В. И. Мухиной, по существу, может служить своего рода программой для развития целого направления советского художественного стеклоделия.

В противоположность произведениям В. И. Мухиной с их столь отчетливо выраженным монументализмом, даже в небольших вещах, изделия, выполненные по проектам А. А. Успенского, стройны и тонко элегантны. В своих кувшинах художник применил глушеное (непрозрачное) голубое и сиреневое стекло, которое, как мы знаем, в некоторых случаях может повредить художественности вещи, заставив ее выглядеть как бы сделанной из какого-либо другого материала, а не стекла. Однако А. А. Успенский избег этой опасности, сделав ручки кувшинов, а у одного из них и поддон, из прозрачного стекла. Благодаря этому приему он заставил глушеное стекло смотреться именно стеклом, а не скажем, пластмассой. Помимо этого, введение прозрачного стекла (ручки, поддоны) внесло дополнительный декоративный элемент, тонко оттеняющий их изящную форму.

Большой декоративностью отличается двухслойная хрустальная ваза художника Э. М. Криммер, хотя по форме и орнаментировке она весьма проста. Само ее тулово, похожее на репку, невелико, зато воронкообразное горло значительно, и этот контраст сразу приковывает внимание (правда, из-за того, что диаметр горла сильно превышает диаметр тулова, ваза малоустойчива). Ритмично разместить по таким формам одинаковые элементы орнамента весьма трудно. Но художник придумал остроумный способ. По верхнему бледно-розовому стеклу он нанес вертикальные штрихи-порезки, которые не только послужили основой для размещения овальных шлифов, но и. придали вазе большую стройность. Таким образом, просвечивающие порезки гранения, как и овальные шлифы, создали единообразный «ситцевый» орнаментальный рисунок, отличающийся большой декоративностью и вместе с тем простотой.

Приведенные три примера, относящиеся к начальным годам развития советского художественного стеклоделия, создают отчетливую картину его отличительных особенностей — простота и вместе с тем декоративность формы сочетаются со сдержанным рисунком орнамента, как бы подчеркивающим ее выразительный силуэт. Не меньшую роль играет цвет стекла, столь украшающий обстановку современной жилой комнаты с ее часто «секционной» мебелью. Последняя выполняется обычно из светлой древесины, довольно скромна и имеет простую форму. Именно поэтому цветное стекло стало занимать такое большое место в убранстве комнат. По этой же причине увеличились размер рисунка и ширина граней в хрустале, что дает возможность не только ясно видеть узор или тематическое изображение, скажем, на декоративном хрустальном блюде, но и создавать значительно более декоративные произведения, чем пресловутая «мальцевская грань». Таков, например, столовый прибор «Ели», состоящий из кувшина и стаканов (художница А. И. Абрамова). Простые, без какой-либо вычурности предметы из бесцветного хрусталя украшены понизу крупными сужающимися кверху параллельными порезками-гранями, в которых не трудно угадать столь знакомый нам силуэт елей.

Поскольку хрусталь здесь бесцветный, прозрачный, то орнаментальный рисунок, расположенный на противоположной от зрителя стороне, хорошо виден, что, при относительно редко друг от друга расположенных изображениях деревьев, создает возможность видеть каждое из них в отдельности и вместе с тем воспринимать эти декоративные формы как круговой орнамент, охватывающий тот или иной предмет прибора со всех сторон.

Не менее декоративна конусообразная ваза Е. В. Яновской «Корзиночка», половина которой огранена крупными параллельными гранями-порезками, в то время как другая покрыта дугообразными врезами, что придает крайне простой форме вазы неожиданную динамическую, если можно так сказать, декоративность, воспринимающуюся сбоку, когда видны оба рисунка. Подобными же декоративными свойствами отличается круглое блюдо А. И. Абрамовой «Сороки». Следует обратить внимание на хорошее композиционное расположение столь просто и столь декоративно трактованных птиц. Им противостоит тонкий линейно-графический рисунок веток деревьев, что подчеркивает крупные порезки хрусталя (сороки) и создает одновременно дополнительный декоративный эффект игры света на параллельных бороздках. Сила декоративности рисунка такова, что зритель забывает, что перед ним простой хрустальный диск. Не будь на нем этого рисунка, он бы вряд ли привлек наше внимание.

Легкая огранка стекла с надцветом нашла свое блестящее применение в столовом приборе Е. А. Мери и Р. Ю. Шах «Березка». Не только штрихи порезки по молочно-белому стеклу напоминают нам характерные особенности строения коры березы, об этом же говорят и объемы кувшина и стаканов, в которых хорошо ухвачена тонкая округлая форма стволов молодых березок. Прозрачная ручка кувшина, как и шишечка-держалка его крышки, и здесь напоминает, что перед нами полноценное стекло.

Большим вкладом в советское стеклоделие было изобретение цинко-сульфидного стекла, давшего возможность окрашивать изделия в самые различные и достаточно интенсивные цвета без добавления дорогостоящих окислов металла. Декоративные приемы сульфидно-цинкового стекла, внедренные инженером-технологом Е. А. Ивановой, достигаются несравненно проще, чем в обычном цветовом стекле, в особенности двухслойном и трехслойном с их последовательной «холодной» обработкой алмазной гранью. Художественные эффекты сульфидно-цинкового стекла, например белые линии на поверхности сосуда, достигаются тем, что расплавленное стекло, помещаемое в рифленую форму, состоящую из вертикально расположенных металлических пластинок-« ножей», при выдувании соприкасается с их ребрами. Более низкая температура последних приводит к образованию кристаллов сульфида цинка в местах соприкосновения стекла с «ножами», в результате чего на сосуде образуется красивый линейный рисунок Е. А. Иванова предложила такую же простую технологию изготовления столового стекла различных цветных оттенков, что привело к созданию привлекательнейших изделий из стекла, словно наполненных «лунным светом».

Первые опыты в области изготовления изделий из цинко-сульфидного стекла, естественно, были направлены на создание достаточно многообразных по формам и расцветкам сосудов. Среди них сразу же выделилась группа интересных произведений, простых по форме, равномерно окрашенных в голубовато-лунный, зеленый, желто-опаловый и другие цвета. Окраска цветных изделий теми или иными по рисунку беловатыми полосами или пятнами оказалась менее удачной, и поэтому такого рода произведения сравнительно редки. Они хороши лишь, например, в вазах-кашпо, скрывающих глиняный горшок комнатного растения.
Сплошная равномерная окраска сосудов из стекла Далеко не простое по своим конечным результатам дело. Художник должен отчетливо представить себе, для какой цели предназначается его будущее произведение, будет ли оно наполнено, скажем, жидкостью (и какой по цвету) или будет использовано, например, под фрукты или печенье. Ведь при наполнении сосуда его цвет может не только измениться, но и потерять свои столь притягательные свойства и качества.

Нетрудно заметить, что большинство изделий из цинко-сульфидного стекла (особые пристрастия обнаруживают художники к голубому цвету) рассчитывается как на наполнение жидкостью (обычно водой), что сохраняет цвет, так и на достаточно хорошую видимость на фоне гладкой поверхности стола. Именно по этой причине произведения из цинко-сульфидного стекла отличаются ясностью и простотой, что дает возможность хорошо показать форму цветной, слегка просвечивающей сферической поверхности, то шарообразную, то высокую в виде кувшина, то в виде блюда-чаши. Следует отметить, что показ самого материала — несколько приглушенного по цвету цинко-сульфидного стекла — достигает лучших результатов, когда та или иная скромная деталь выполняется либо из прозрачного, либо из слегка подцвеченного в тон стекла. Декоративность изделий обостряется, если в отдельных случаях ручки сосудов или шишечки-держалки будут, например, изготовлены из черного стекла. Не менее эффектны декоративные элементы некоторых произведений, выполненных из цветного дрота.

Хотя производство изделий из стекла ныне не только механизировано, но порой и автоматизировано, тем не менее до сих пор отдельные мастера-художники увлекаются изготовлением вещей из так называемого гутного стекла (гута — старый польский термин, обозначающий плавильную печь), то есть когда расплавленная тестообразная стеклянная масса формуется от руки различными способами.

Украшение гутных изделий из простого стекла - спиралевидным орнаментом из бесцветного или цветного дрота нашло себе признание в России. Зачинателем этого направления был В. П. Титов из «Красной Ущны», выполнивший простую стеклянную кружку, охваченную снизу доверху широкой спиралью цветного дрота. Этот декоративный прием был подхвачен художницей М. Л. Нестеренко, создавшей столовый прибор, где широкая, цветная спираль опоясывает шаровидные стаканы и графины. Именно подобное применение цветного дрота благотворно сказалось на декоративных свойствах этих изделий небольшого масштаба, а также цветовых полос, препятствующих восприятию пластических объемов как «негативных».

Стекло уже давно стало применяться в ювелирном деле в качестве заменителей драгоценного камня. Однако именно эта подмена бриллиантов и цветных драгоценных камней по существу почти полностью уничтожила специфические качества стекла как великолепного декоративного материала и породила так называемые фальшивые драгоценности. Последние должны были обладать всеми свойствами и качествами настоящих. Улучшение состава стекла, его более совершенная варка и, наконец, огранка, усовершенствовали изготовление такого рода «драгоценностей». Однако именно эта новая совершенная обработка стекла для ювелирного дела придала ему повышенные декоративные качества. Степень отражения света стеклом возросла, как и возросла яркость расцветок. Нетрудно заметить, что стеклянные «бриллианты» блестят сильнее, чем настоящие, но этот блеск иной.

Аналогичное относится к стеклу, имитирующему изумруды, сапфиры и другие камни. Эти вновь обнаруженные декоративные свойства стекла подтолкнули мысль художников на создание оригинальных декоративных женских украшений, где стекло стали применять само по себе, не стремясь вводить кого-либо в заблуждение на счет природы примененного материала. Впервые эти свойства стеклянной декоративной галантереи обнаружили себя в бусах. Мода последних лет, когда в обиход вошли, образно говоря, потоки бус, состоящих из нескольких рядов, усилила работу художников именно в этой области. Здесь особенно следует отметить превосходные по расцветке и разнообразию форм бусы итальянских и чешских стеклоделов. Однако «грехи» прошлого в области изготовления фальшивых драгоценностей дают себя знать и здесь, когда в отдельных бусинах имитируют то цветную гальку, то даже пластмассу, что, естественно, мешает поступательному развитию этого интересного вида искусства. Очевидно, что каждый материал наделён своими собственными свойствами. Задача художника заключается в показе его оригинальных декоративных качеств, а не в подделке своих произведений под другие виды материалов.

Еще более интересна работа советских художников-прикладников в области создания собственно стеклянных женских украшений. Так, Б. А. Смирнов в 1961 году создал ряд кулонов, где высокие декоративные качества стекла нашли интересное воплощение. Один из его кулонов представляет собой шарик с вдавленным с одной стороны углублением. В глубине хрустального шарика сияет нежно-голубой цвет такого оттенка, который, пожалуй, только и можно найти в стекле. Простота формы и показ декоративных свойств стекла здесь особенно убедительны. Не менее интересны плоские кулоны-диски из хрусталя. Задняя их поверхность огранена в виде большой звезды, занимающей всю поверхность диска. Отраженный свет играет на поверхности граней, что наделяет это украшение несомненными декоративными свойствами. Стоит отметить, что рисунок звезды согласован с общим размером хрустального диска, что весьма важно для подобных изделий.

Не менее привлекательны произведения художницы М. Л. Нестеренко, которая сосредоточила свое внимание на создании женских украшений из простого, дешевого стекла. Она возродила стеклянные браслеты, сделав их широкими, в виде соприкасающихся друг с другом витков. Введя в стеклянный жгут браслета цвет то в виде ритмично расположенного пунктира, то крапинок, то пятен, она тем самым повысила их декоративность, столь необходимую в таких изделиях.

Брошь, выполненная по рисунку той же художницы, обращает на себя внимание декоративностью приемов обработки стекла. В небольшую «лепешечку» молочно-белого стекла вдавлена сетка из цветного стеклянного дрота (стеклянных тонких палочек-проволочек). Последняя перекрыта бесцветным прозрачным ребристым стеклянным диск« что создает неожиданные переливы и своеобразный декоративный узор, оттененный белым краем валика молочно-белого стекла, окружающего центральную часть броши. По существу, здесь все очень просто, все сделано из стекла и вполне декоративно как украшение современного платья. Приведенные изделия из стекла свидетельствуют о больших возможностях дальнейшей работы в этой увлек тельной области.


От: Бирюкова Ирина




28446 просмотров
-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы


----------------------------