ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ

 
картина месяца
 

 
Книги и каталоги
 

Картины в Аукционных каталогах на английском языке

аукционные каталоги картин разных стран Кристис Сотбис


От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Июнь 3, 2010

Стекло в искусстве


   Кто не знает высоких художественных свойств стекла! Это необычайно декоративный и разнообразный по своим техническим и художественным качествам материал. Недаром великий Ломоносов, обращаясь к И. И. Шувалову, написал своего рода гимн стеклу:

Пою перед тобою в восторге похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но стеклу.

Стекло применяется в монументальном декоративном искусстве, как, например, в мозаике и витражах, в отделке стен и поверхностей несущих конструкций в архитектуре. Широко используется оно и в осветительных приборах. Наибольшее применение стекло находит в изделиях, обслуживающих повседневные нужды человека. Именно этому виду стекла и посвящен настоящий раздел. Но изготовление самого стекла и производство стеклянных изделий настолько технически сложно, что заинтересовавшемуся этим делом читателю следует изучить специальную литературу.

Стекло было распространено на Руси еще в домонгольское время. При раскопках древнерусских городов: Киева, Новгорода, Владимира, Рязани — археологи часто находят цветные стеклянные изделия в виде бус, колец, браслетов, реже встречаются конусообразные небольшие сосуды, напоминающие бокалы, лишенные ножки. После татарского нашествия русское стеклоделие возобновилось лишь в XVII веке. Но уже в XVIII столетии оно достигло большого совершенства, в особенности в производстве бокалов, кубков и иных предметов парадной столовой сервировки, выполненных из бесцветного высокосортного стекла (хрусталя — стекла, изготовляемого с применением окиси свинца или бария, что улучшает его декоративные качества и увеличивает вес). На такие изделия искусно наносился тот или иной легкий орнамент, чаще всего выполнявшийся способом гравировки, а также гранением или золочением.

   Большой вклад в русское стеклоделие внес Ломоносов, разработавший химию цветного стекла, что сильно повлияло на расширение производства многоцветных стеклянных изделий. Усовершенствование варки стекла в специальных заводских печах при его составе из чистого кварцевого песка, соды, извести или мела с привнесением в зависимости от задания устойчивых красящих веществ (окиси различных металлов) привело в XIX веке к созданию весьма разнообразных художественных произведений из стекла. В них с большой полнотой сказались художественные свойства и  качества  этого  благородного  материала.  Сравнительно  простым, но показательным примером может служить небольшой графин для наливки. Его тулово, имеющее пропорциональные отношения диаметра к собственной высоте, как сторона квадрата к его диагонали, обработано крупными вертикальными гранями. Они не только хорошо отражают свет, создавая его игру на своих поверхностях, не только формируют на просвет определенный ритмический «оптический» рисунок, но и имеют практическое значение. Графин, взятый за тулово, не выскользнет из рук именно благодаря наличию граней. Этой же цели служит его высокое горло, охваченное стеклянными кольцами. Они и разнообразят силуэт графина и позволяют крепко держать его в руке. Аналогичное можно сказать и о высокой стеклянной пробке. Именно высота ее «шляпки» способствует легкому пользованию пробкой и делает общий силуэт графина более выразительным  и законченным.

Следует обратить внимание и на пропорциональные соотношения частей графина друг к другу и к целому. Высота горла графина вместе с пробкой относится к его тулову, как диагональ квадрата к его стороне. Эти-то соотношения придают графину не только определенную художественную цельность, но и изящество, композиционную слаженность форм и деталей.

Советский художник Б. А. Смирнов создал водочный прибор «Крепыш». Изменение соотношения тулова и горла в пользу увеличения объема первого придало графину большую устойчивость и приземистость. Вместе с тем сохранены все качества крупно ограненного хрусталя. Этот же мотив лег в основу сопровождающих графин стаканчиков и подноса.

Широкое применение цвета в стекле привело уже в XIX веке либо к сплошной его окраске от самых нежных прозрачных тонов до глухих, либо к созданию так называемого двухслойного или трехслойного стекла (стекло с надцветом). Эти последние виды стеклянных изделий особенно декоративны, когда прозрачное бесцветное стекло покрывается с наружной стороны цветным, что при огранке и шлифовке создает красивое чередование «пятен» шлифов или врезов граней прозрачного бесцветного стекла с непрозрачным, но цветным стеклом. При трехслойном стекле средний слой обычно бывает молочно-белым, что приводит к обрамлению шлифов и граней белой каймой. Такой прием сильно повышает декоративность стеклянного изделия, особенно, когда верхний слой окрашен в интенсивный синий, малиново-розовый, красный или светло-зеленый цвет. Художественная обработка стекла, как и создание новых, часто весьма своеобразных по форме, сосудов, сильно возросла с середины XIX века. Однако общая тенденция развития декоративно-прикладного искусства того времени в сторону все возрастающей эклектической декоративности (сочетание всевозможных, часто мало связанных друг с другом форм и приемов) в ущерб целесообразности произведений привела их не только к потере ясной и оправданной композиции, но и к сплошной орнаментации поверхностей. В это время стала быстро распространяться обильная и часто сложная по рисунку алмазная грань, заставлявшая сверкать и переливаться хрустальную вазу, графин, лоток или стакан, словно драгоценность, выполненную чуть ли не из крупных и мелких алмазов. Такая огранка получила распространение на заводах А. В. Мальцева, в связи с чем появился термин «мальцевская грань» или просто «мальцевщина».

Нетрудно понять, что «мальцевская грань», распространенная, к сожалению, и ныне на некоторых наших заводах, была проявлением плохого вкуса. Ценилась не красота формы произведения, подчеркнутая тем или иным сдержанным, но благородным декоративным приемом, деталью или орнаментом, а богатство нанесенного узора, повышавшего стоимость вещи.




Страница 1 из 4 | Следующая страница »




Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.