Монументальность в искусстве скульптуры Известный литовский скульптор Юозас Микенас так определяет проблемы монументальной скульптуры: «Работа над монументом длится иногда годы. Вот почему его образный строй, его решение должны противостоять коррозии времени. А это возможно лишь в том случае, если, помимо жара своей души, мы заставим в глине, камне, металле биться сам пульс эпохи. Он должен незримым сердцем стучать в скульптуре и со всей определенностью являть, что произведение создано в эпоху строительства коммунизма, завоевания космоса, преобразования самой души человека». В качестве примера подобной монументальной скульптуры Ю. Микенас приводит памятник жертвам Пирчюписа скульптора Г. Йокубониса, удостоенный Ленинской премии. «Памятник в Пирчюписе, - пишет он, - в сущности своей очень прост - фигура литовской крестьянки, поставленная на низком пьедестале, и мемориальная стена. Бросается в глаза лаконичность, лапидарность творческого почерка мастера. Он мыслит большими массами, ищет простой, четкий и цельный силуэт. Монумент в Пирчюписе - один из первых в Литве, осуществленных в граните. Г. Йокубонис сумел выявить всю красоту этого материала». В качестве суммирующего анализа рассматриваемых здесь проблем искусства скульптуры и его художественных средств интересно проследить на другом примере значение специфического средства скульптуры - пластики вместе с другими общими средствами изобразительного искусства - композицией, обобщением, заострением, когда все эти средства становятся активными выразителями всеохватывающей идеи и глубокого замысла большого монументального произведения. Сейчас уже, очевидно, нет челозека в нашей стране и немного найдется людей за границей, которые бы не знали монументальной 25-метровой скульптуры из хромоникелевой стали «Рабочий и колхозница» В. Мухиной, но в 1937 году, когда она появилась над советским павильоном Международной выставки в Париже, ее воспринимали как чудо, как самое прекрасное и убедительнейшее воплощение мощи, энергии и красоты нового человека и новой жизни советского народа. Ромен Роллан, увидевший эту скульптуру в Париже, писал в то время: «Два молодых советских гиганта возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и поведет их к победе». Символический смысл и содержание скульптуры Мухиной предельно ясны. Правдивы и выразительны фигуры рабочего и колхозницы; мы в них легко узнаем наших современников. В целом это монументально-эпическое произведение большой художественной силы и красоты стало образным воплощением и символом социалистической эпохи. Какими же художественными средствами и каким методом пользовался автор для того, чтобы прийти к тому образному решению, которое так полно выразило идею художника и получило широкое, всеобщее признание? Прежде всего в скульптуре нас захватывает и покоряет динамика волевого порыва. На нас действуют красота, сила и стремительность движения двух фигур, которые легко и свободно поднимают ввысь символ нашего государства. Решительный взлет этих фигур, их удивительная легкость при гигантских размерах действуют на зрителя неотразимо, рождая в душе большие и сложные чувства. Чтобы полностью воспринять художественную идею скульптуры, на нее следует смотреть с нескольких точек зрения и спереди, и сбоку, ибо только в этом случае мы и можем уяснить сложное композиционное построение группы. Действительно, чтобы в одном образе передать ясный и легкий взлет и в то же время стремительное движение вперед, скульптор должна была строить группу вверх по вертикали и в длину по горизонтали. Высокие фигуры и поднятые две руки, держащие серп и молот, дают нам полное ощущение сильного и радостного устремления вверх. Но, кроме этого, нужно было показать не знающее преград движение вперед. И это удалось скульптору выргзить даже в большей степени, чем движение вверх. Когда смотришь на группу сбоку, то невольно поддаешься силе могучего шага двух фигур. Не только воистину громадный его размах, но и множество горизонтальных линий, образуемых ветром на складках юбки и на отлетевшем далеко назад шарфе девушки-колхозницы, вызывают ощущение стремительнейшего движения, которому мы также придаем символическое значение. Мухина в трактовке фигур нашла ту ступень монументального обобщения, которая позволила увидеть и ощутить в фигурах нечто гораздо большее, чем простое, обычное, документально точное изображение человека. Линии, массы, объемы, передавая правдивый облик современника, в то же время образуют сложное Движение, заставляющее нас зрительно почувствовать всю радость легкого и свободного дыхания новой жизни. Восприняв и, так сказать, пережив эту динамичность композиции, мы сами испытываем чувство радости и удовлетворения, которое неизменно и естественно связывается с нашим общим оптимистическим восприятием мира. Восприятие скульптуры и язык скульптуры очень своеобразны даже среди других видов изобразительного искусства. Еще издали начинает действовать выразительность силуэта, темной или светлой массой вырисовывающегося на контрастном фоне или как бы тающего в нем. Примерно на расстоянии, в пять раз превышающем наибольший размер произведения, удобнее всего читается пластика крупных, общих движений фигур, рельеф и ритм больших объемов. Не следует подходить к скульптуре ближе, пока вы не осмотрите ее кругом, не прочувствуете до конца характер движений и тот мир идей и переживаний, который раскрывается за ними. При этом язык движений необходимо не просто уяснить, но ощутить собственным телом мускульное и душевное напряжение, стоящее за ними. Затем можно приблизиться к скульптуре и рассмотреть более тонкие детали, фактуру поверхности, рельеф отдельных форм, пластику рук и лиц.
От: Bira,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|