ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
Рекомендуем информацию о :

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!

Наша группа в социальных сетях - Присоединяйтесь!

Опубликовано: Июнь 21, 2010

Монументальность в искусстве скульптуры

Известный литовский скульптор Юозас Микенас так определяет проблемы монументальной скульпту­ры: «Работа над монументом длится иногда годы. Вот почему его образный строй, его решение должны противостоять коррозии времени. А это возможно лишь в том случае, если, помимо жара своей души, мы заставим в глине, камне, металле биться сам пульс эпохи. Он должен незримым сердцем стучать в скульп­туре и со всей определенностью являть, что произведе­ние создано в эпоху строительства коммунизма, завое­вания космоса, преобразования самой души человека».

 Монументальность в искусстве скульптуры

И. Д. Шадр в своей мастерской работает над скульптурой «Девушка с веслом» (1-й вариант)

В качестве примера подобной монументальной скульптуры Ю. Микенас приводит памятник жертвам Пирчюписа скульптора Г. Йокубониса, удостоенный Ленинской премии. «Памятник в Пирчюписе, — пи­шет он, — в сущности своей очень прост — фигура литовской крестьянки, поставленная на низком пьеде­стале, и мемориальная стена. Бросается в глаза лако­ничность, лапидарность творческого почерка мастера. Он мыслит большими массами, ищет простой, четкий и цельный силуэт. Монумент в Пирчюписе — один из первых в Литве, осуществленных в граните. Г. Йокубонис сумел выявить всю красоту этого материала».

В качестве суммирующего анализа рассматривае­мых здесь проблем искусства скульптуры и его худо­жественных средств интересно проследить на другом примере значение специфического средства скульпту­ры — пластики вместе с другими общими средствами изобразительного искусства — композицией, обобще­нием, заострением, когда все эти средства становятся активными выразителями всеохватывающей идеи и глубокого замысла большого монументального произ­ведения.

Сейчас уже, очевидно, нет челозека в нашей стране и немного найдется людей за границей, которые бы не знали монументальной 25-метровой скульптуры из хромоникелевой стали «Рабочий и колхозница» В. Му­хиной, но в 1937 году, когда она появилась над совет­ским павильоном Международной выставки в Пари­же, ее воспринимали как чудо, как самое прекрасное и убедительнейшее воплощение мощи, энергии и красо­ты нового человека и новой жизни советского народа.

Ромен Роллан, увидевший эту скульптуру в Пари­же, писал в то время: «Два молодых советских гиган­та возносят серп и молот, и мы слышим, как из их гру­ди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и поведет их к победе».

Символический смысл и содержание скульптуры Мухиной предельно ясны. Правдивы и выразительны фигуры рабочего и колхозницы; мы в них легко уз­наем наших современников. В целом это монументаль­но-эпическое произведение большой художественной силы и красоты стало образным воплощением и сим­волом социалистической эпохи.

Какими же художественными средствами и каким методом пользовался автор для того, чтобы прийти к тому образному решению, которое так полно выразило идею художника и получило широкое, всеобщее при­знание?

Прежде всего в скульптуре нас захватывает и по­коряет динамика волевого порыва. На нас действуют красота, сила и стремительность движения двух фигур, которые легко и свободно поднимают ввысь символ на­шего государства. Решительный взлет этих фигур, их удивительная легкость при гигантских размерах дей­ствуют на зрителя неотразимо, рождая в душе боль­шие и сложные чувства.

Чтобы полностью воспринять художественную идею скульптуры, на нее следует смотреть с нескольких точек зрения и спереди, и сбоку, ибо только в этом случае мы и можем уяснить сложное композиционное построение группы.

Действительно, чтобы в одном образе передать яс­ный и легкий взлет и в то же время стремительное движение вперед, скульптор должна была строить группу вверх по вертикали и в длину по горизонтали. Высокие фигуры и поднятые две руки, держащие серп и молот, дают нам полное ощущение сильного и ра­достного устремления вверх.

Но, кроме этого, нужно было показать не знающее преград движение вперед. И это удалось скульптору выргзить даже в большей степени, чем движение вверх. Когда смотришь на группу сбоку, то невольно поддаешься силе могучего шага двух фигур. Не толь­ко воистину громадный его размах, но и множество горизонтальных линий, образуемых ветром на склад­ках юбки и на отлетевшем далеко назад шарфе девуш­ки-колхозницы, вызывают ощущение стремительнейшего движения, которому мы также придаем симво­лическое значение.

Мухина в трактовке фигур нашла ту ступень мону­ментального обобщения, которая позволила увидеть и ощутить в фигурах нечто гораздо большее, чем прос­тое, обычное, документально точное изображение че­ловека. Линии, массы, объемы, передавая правдивый облик современника, в то же время образуют сложное Движение, заставляющее нас зрительно почувствовать всю радость легкого и свободного дыхания новой жиз­ни. Восприняв и, так сказать, пережив эту динамич­ность композиции, мы сами испытываем чувство радо­сти и удовлетворения, которое неизменно и естествен­но связывается с нашим общим оптимистическим восприятием мира.

Восприятие скульптуры и язык скульптуры очень своеобразны даже среди других видов изобразитель­ного искусства. Еще издали начинает действовать вы­разительность силуэта, темной или светлой массой вы­рисовывающегося на контрастном фоне или как бы тающего в нем. Примерно на расстоянии, в пять раз превышающем наибольший размер произведения, удобнее всего читается пластика крупных, общих дви­жений фигур, рельеф и ритм больших объемов. Не следует подходить к скульптуре ближе, пока вы не осмотрите ее кругом, не прочувствуете до конца харак­тер движений и тот мир идей и переживаний, который раскрывается за ними. При этом язык движений не­обходимо не просто уяснить, но ощутить собственным телом мускульное и душевное напряжение, стоящее за ними. Затем можно приблизиться к скульптуре и рассмотреть более тонкие детали, фактуру поверхно­сти, рельеф отдельных форм, пластику рук и лиц.



От: Бирюкова Ирина,   -




Похожие темы:

Вам могут быть интересны следующие ресурсы: