ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
информер
 





 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

От: Волков Олег


Опубликовано: Апрель 13, 2007

Врубель вникал в первоисточники. Создавая, например «Богатыря», он
вживался в мир былинных сказаний. Его полотно написано почти
одновременно с «Богатырями» Васнецова. В сравнении с врубелевским
витязем васнецовские богатыри кажутся легковесными, и несколько
прозаическими. Врубель стремился ближе подойти к стилистике фольклора.
Он создал своего богатыря – Илью Муромца огромным, восседающем на коне.
Большая вереница сказочных произведений венчается двумя знаменитыми
картинами: «Царевна - лебедь» и «Пан». Обе написаны на переломе веков –
«Пан» в 1899ом, «Царевна - Лебедь» в 1900 году.
«Царевну - Лебедь» не все считают шедевром, но «Пан» единодушно
признаётся вершинной если не всего творчества Врубеля, то его сказочной
сюиты.
«Пана» Врубель написал за два – три дня. Толчком послужило чтение
рассказа А. Франса «Святой Сатир». И свою картину художник сначала
назвал «Сатир», а после переименовал в «Пана».
Картины созданные Врубелем в пятилетие 1896-1900 годов, позволяют
сделать наблюдение над особенностями его стиля и художественного
мышления. К произведениям на темы сказочного эпоса примыкают ещё две
картины, написанные в том же 1900 году, что и «Царевна - Лебедь», -
«Сирень» и «К ночи».
Врубель в своих картинах поднимает образы над повседневностью, над
обыденным духом жизни. А в картинах «К ночи» и «Сирень» больше, чем в
других произведениях художника отразилось живое ощущение природы полные
настроения. А в таких картинах как «Пан», «Царевна - лебедь»,
«Богатырь» врубелевский метод достижения в произведении сплавленного
единства реализма и фантастичности, претворения натуры в художественный
символ как бы приоткрывается и становится доступным.

 

е) Символизм поздних работ М. Врубеля.
В 1904 году Врубель снова взялся за работу. Он закончил большой
портрет пастелью Н.И. Забелы на фоне берёзовой рощи. Сколько раз он
писал рисовал Забелу, но ни одна работа не повторилась. И в этот раз он
сделал совсем новое и прекрасное. На портрете с берёзками она вне
возраста, вне времени, как будто это портрет её души. Недоступно,
ускользающие выражение лица с чертами слегка размытыми, взглядом как бы
затуманенным, с тенью слабой улыбки.
Самые тонкие соцветия, какие только знала его палитра, художник
приберёг для этого портрета: серо–зеленый фон с длинными вертикалями
берёз, сгущающейся к низу до тёмно-зелёного, сизо- голубая кофточка,
напоминающий мутную синеву воды, светящиеся бледность лица, сильный
акцент розовых цветов на шляпе.
Потом Врубель написал ещё один портрет жены пастелью, известный под
названием «После концерта». Здесь она изображена отдыхающей на кушетке.
Картина эта незакончена, едва намечено лицо и не дописана левая часть
композиции.
Техника поздних работ Врубеля кажется непостижимой. В портрете жены
у камина – воздушность сквозных тканей и тление догорающих углей. В
карандашном портрете Усольцева – искристые переливы и вспышки золочёной
басмы. В «Жемчужной раковине» мы видим игру перламутра.
Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель
«Жемчужина»является маленьким чудом искусства. Для Врубеля вся природа
была пещерой сокровищ, и в переливах раковины он увидел как бы разлитое
волшебство.
Вникая в строение раковины, художник понял, что её отливы зависят
от фактуры, - где-то поверхность совершенно гладкая , где-то
шероховатая, перистая, слоистая. Структура «Жемчужины» передана
градациями тёмного и светлого; если найти их очень точно, то
впечатление будет аналогично цветовому.
Врубель сделал массу рисунков раковины углём и карандашом, прежде
чем написать её в цвете. Написана она в цвете, со всеми переливами
лилового, голубого, розового, зеленоватого. После возникли царевны, как
возникали все фантастические образы Врубеля рождаясь из созерцания
природных форм. В композиции фигуры царевен оказались необходимыми –
вписываясь в овал раковины, они акцентируют нижнюю горизонталь и дают
композиции опору, устойчивость. Фигуры у Врубеля в духе модерна, сами
они не из лучших у художника, их игривая изысканность поз мельчит
замысел. Но при всём этом «Жемчужина» - одно из последних произведений
– остаётся неподдельной жемчужиной творчества Врубеля. Он этой картиной
раскрывал природный родник своих вдохновений. Врубель ещё в этом году
сделал два автопортрета. В своих манерах он стал как-то строже. Эта
строгость – настороженность и напряженность отразились в поздних
автопортретах.
В последние месяцы перед новым приступом заболевания Врубель
отдавая себе ясный отчёт в нависшей над ним беде. Но он продолжал
работать, его интеллект не угас.
В это время у него возникает новая доминирующая тема – тема
Пророка.
Впервые иллюстрацию к «Пророку» Врубель сделал ещё в 1898 году.
Затем «Демон» всецело поглотил Врубеля и тема Пророка возобновилась в
его творчестве только через несколько лет, после болезни.
В дальнейших вариантах темы, снова появляется пророк, но теперь
художник отходит от канонического, библейского типа и придаёт ему
сходство с собой, что очевидно в рисунках. «Голова прока» и в
композиции «Шестикрылый Серафим». И ангел стал другой – хотя по типу
близок «Ангелу смерти», но смотрит сострадательно, а прикосновение его
руки действительно легко, как сон. Всё лично пережитое слилось для
Врубеля в теме Пророка. Она претворилась в тему трагической миссии
художника.


« Предыдущая страница | Страница 10 из 11 | Следующая страница »




Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.