ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:

Vw-avtoruss.ru: автосалоны vw в москве!


От: Никитина Т.


Опубликовано: Январь 3, 2011

Скульптура СССР

Социалистический реализм

Мемориалы и памятники

Ленин в советской скульптуре

Станковая советская скульптура

Скульптура республик СССР

Скульптура и градостроительство

   Советская скульптура с первых своих дней была со­циальной и направленной на служение народу. В апре­ле 1918 г., почти сразу после победы Великой Октябрь­ской социалистической революции, в дни, когда в стране еще царила тягчайшая разруха, В. И. Ленин подписал декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников рос­сийской социалистической революции». Молодому Со­ветскому государству были нужны памятники, воспи­тывающие у народа гражданские чувства; художникам предлагали увековечить память Маркса и Гарибальди, Чернышевского и Радищева, Герцена, Шевченко, Доб­ролюбова и многих других. «Если революция может дать искусству душу, то искусство может дать револю­ции ее уста», — писал А. В. Луначарский.

Скульптура страны советов  

Так начал осуществляться ленинский план «мону­ментальной пропаганды». С 1918 по 1921 г. в Москве бы­ло установлено свыше двадцати пяти памятников, в Петрограде — свыше пятнадцати. 7 ноября 1918 г. Ле­нин присутствовал на открытии вмонтированного в Кремлевскую стену рельефа, исполненного Коненковым. На рельефе, сделанном из бетона и раскрашенном, был изображен Гений, державший в одной руке зеленую паль­мовую ветвь, в другой — древко красного знамени; «павшим в борьбе за мир и братство народов», — было написано на его струящихся складках. В этот же день против здания Московского Совета установили посвя­щенный Советской Конституции обелиск. Через год око­ло обелиска встала исполненная Николаем Андреевым статуя Свободы, фигура прекрасной и величавой жен­щины, воплощающей красоту нового мира; статуя эта считается первым крупным завоеванием советской мону­ментальной пластики.

Подавляющее большинство памятников первых лет после Революции до нас не дошло: исполненные из-за недостатка средств в недолговечных материалах (гип­се, бетоне), они просуществовали недолго. Но свою задачу они выполнили: стали «монументальной пропагандой» для народа и тем зерном, из которого выросла советская скульптура.

У истоков советской скульптуры стояли такие масте­ра, как Анна Голубкина, Сергей Коненков и Александр Матвеев, анималисты Василий Ватагин и Иван Ефимов. В первые же годы Советской власти окрепли и разви­лись таланты Ивана Шадра, Веры Мухиной, замеча­тельной портретистки Сарры Лебедевой (1892—1967). Торжеством соцалистических идей стала «Выставка художественных произведений к десятилетию Октября». На ней экспонировались аллегорическое изображение рабочих, душащих двуглавого орла, портрет Дзержин­ского работы Лебедевой, «Булыжник — оружие проле­тариата» Шадра, «Крестьянка» Мухиной, «Октябрь» Матвеева. В твердо стоявшей на земле, чувствующей себя хозяйкой своей судьбы крестьянке (критика писа­ла о ней как о «художественном синтезе раскрепощен­ного чернозема»), в мужественных фигурах и одухот­воренных лицах героев «Октября» — рабочего, крестья­нина и красноармейца — чувствовалась убежденность в правоте дела резолюции и вера в незыблемость ее за­воеваний.

История советской скульптуры неразрывно связана с общественной жизнью нашего государства. Скульпторы принимали участие в оформлении метрополитена, канала имени Москвы, международных выставок 1937 г. в Пари­же и 1939 г. в Нью-Йорке, Всесоюзной сельскохозяйст­венной выставки в Москве. В России и в братских союз­ных республиках начали воздвигаться памятники бойцам революции и ее вождям. В Ленинграде был установлен памятник Кирову работы Томского, в Ленинграде — па­мятник героям, погибшим в борьбе с дашнаками и ан­глийскими интервентами работы Ара Сарксяна (1902— 1969), в Куйбышеве — памятник Чапаеву работы Манизера: лихой конь несет комдива на врага, за ним бегут бойцы с винтовками и пулеметами, вся группа охвачена такой готовностью к сражению, такой верой в будущее, что у зрителя не остается сомнений, к кому склонится по­беда.

Творческим методом советских скульпторов стано­вится социалистический реализм. Основанный на зако­номерном развитии лучших традиций реализма XIX — начала XX в., социалистический реализм обогащает его принципы революционной романтикой. Глубоко изучая и хорошо зная действительность, мастера социалисти­ческого реализма в то же время умеют подняться над ней, показать жизнь не застывшей, но находящейся в революционном развитии. Воссоздавая события и явле­ния, они не забывают о перспективе их исторического развития. Если реалисты показывали человека таким, каков он есть, а романтики таким, каким он должен быть, то мастера социалистического реализма показыва­ют его одновременно и реалистически, и романтически; одухотворяя конкретные факты, они словно подсказыва­ют зрителю их продолжение. По облику, одежде, мане­ре держаться, по внешней грубоватости «Крестьянка» Мухиной очень реальна — именно такими они были в 20-х годах; и вместе с тем по гордо поднятой голове, по ее уверенности в себе, твердому взгляду мы' понимаем, что это человек свободного труда, представительница нового мира, стоящая на пороге будущего. «В реалисти­ческой скульптуре, — писал Матвеев о скульптуре пос­лереволюционного периода, — творческая воля худож­ника направлена на создание образа, поднимающего изображаемое на степень высшей правды».




Страница 1 из 3 | Следующая страница »
« Жизнь пластических идей в искусствеКак продать свои картины? »