Библиотека художника - изобразительное искусство, сборник статейИзобразительное искусство — всегда диалог, спор, внутренняя беседа художника и зрителя. Создав серьезное произведение искусства, художник прошел свою часть пути. В его работе соединились строгий расчет и интуиция, острая наблюдательность и обильная фантазия, ясно изложенная художественная мысль и непередаваемое словами чувство; в ней заключен смысл, существенный для многих людей. Остальную часть пути должен проделать зритель. Ему предстоит правильно понять и глубоко почувствовать, сопережить то, что хотел сказать и выразить художник. Поэтому остановитесь перед картиной, рисунком, скульптурой, внутренне настройтесь, соберите воедино свою способность к наблюдению и к воображению, свой жизненный опыт и свое постоянное стремление понять новое и неожиданное. Однако наиболее полное восприятие произведений изобразительного искусства требует и известной специальной подготовки, опыта общения с искусством, знания его основных закономерностей. Конечно, главное условие такой подготовки — эстетическое воспитание самим искусством, постоянное и заинтересованное посещение художественных выставок, музеев, собирание произведений искусства, а для многих и самостоятельная проба сил в творчестве. Мы познакомим читателя с различными видами изобразительного искусства, с общими для многих видов и присущими каждому из них в отдельности основными художественными средствами, проследим их происхождение, очертим, насколько это представляется возможным, значение каждого из этих средств в создании художественного произведения. Рассматривая многообразные художественные средства, постепенно постигая их специфические особенности, нельзя забывать о том, что большое, талантливое произведение изобразительного искусства всегда есть полное органическое единство всех его элементов. Поэтому только ради наглядности можно говорить о каком-либо одном средстве искусства, вне связи его с другими художественными элементами произведения. Например, говоря о цвете, мы можем лишь условно на время забыть о рисунке, композиции, обобщении и пр. В действительности же все средства, используемые художником в каждом произведении, слитны, спаяны и взаимозависимы. Все они неотделимы друг от друга и все они активно участвуют в выражении, в раскрытии художественной идеи произведения. Знание свойств цвета, рисунка, композиции и других элементов в создании впечатляющего художественного образа и того, как расширяют замысел мастерски использованные автором богатейшие возможности художественной формы, несомненно, приблизит зрителя к более глубокому восприятию искусства. |