Опубликовано: Май 31, 2010
Декоративно-прикладное искусство
Под декоративно-прикладным искусством мы понимаем различные по виду, назначению и материалу изделия, предназначенные не только украшать жилые комнаты и общественные помещения, но и служить повседневным нуждам человека. Так, под термин «декоративно-прикладное Искусство» подойдут и ткань занавеса, и брошь, и ваза, и чайный или столовый сервиз. Естественно, что в отдельных предметах, как, например, в ювелирном произведении, декоративно-художественное начало будет ведущим, определяющим, в то время как в чайном сервизе оно должно находиться в гармонической связи с назначением чашек, блюдец, сахарницы, чайника, тарелок.
фото: © wm-painting.ru Декоративно-прикладное искусство охватывает самые разнообразные по форме, назначению и материалу изделия. Производство большинства из них в настоящее время связано с техническим, часто сложным заводским оборудованием, что, естественно, ограничивает возможность заниматься изготовлением тех или иных предметов на равных с работой скульптора или живописца началах. Поэтому в настоящем выпуске читатель ознакомится лишь в самых общих чертах с приемами производства отдельных видов изделий. Для полного овладения мастерством в области технологии материалов и их художественной обработки требуются как талант, так и специальные знания. Последние можно почерпнуть в соответствующей специальной литературе. Обратите внимание на художественные свойства и качества произведений декоративно-прикладного искусства как прошлого, так и, в особенности, настоящего. Анализ тех или иных предметов ведется под углом зрения соответствия их формы назначению, показа художественных и технических свойств материала, из которого они изготовлены, и рассмотрения художественных качеств произведений, делающих их украшением жилища советского человека и общественных зданий. Иначе говоря, подбор и показ изделий декоративно-прикладного искусства призваны способствовать показу наилучшего, с тем чтобы воспитать художественный вкус каждого любящего и интересующегося этим видом искусства. Нетрудно заметить, что в нашем современном декоративно-прикладном искусстве появились новые формы, новые орнаментальные приемы. Их облик часто условен как по рисунку, так и по цвету. Особенно много нового нашло себе место в геометрическом орнаменте. Эти новые формы некоторые лица неоправданно называют абстрактными, поскольку вся их выразительность строится на ритме линий, пятен или иных геометрических фигур. Если придерживаться такой точки зрения, то следовало бы осудить и прославленный греческий геометрический орнамент-меандр, и простой «горох» наших тканей, восходящий к глубокой древности, и многое другое, в том числе все народное искусство, что было бы, конечно, грубейшей ошибкой. Дело же в том, что каждая эпоха создает свои формы орнамента. Их создало и наше время. По сравнению с орнаментальными формами прошлого современный орнамент крупней, ярче, декоративней, конкретней в отдельных своих элементах. Он нередко заимствует формы из окружающего нас мира, в том числе и из техники. В этом нет ничего плохого. Плохим же следует считать то, когда художник, пренебрегая красотой форм, предлагает вместо орнамента «систему» брызг, клякс, грязных полос и т. д. с целью лишь показать свою оригинальность в ущерб истинному искусству. Виды декоративно-прикладного искусства МЕТАЛЛ СКАНЬ ЧЕРНЬ ФИНИФТЬ (ЭМАЛЬ) КАМЕНЬ И ЯНТАРЬ КОСТЬ И РОГ СТЕКЛО КЕРАМИКА ГОНЧАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ МАЙОЛИКА ФАЯНС. ФАРФОР ПЛАСТМАССА ДЕРЕВО РОСПИСЬ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ ЛАКИ КРУЖЕВО Разновидности и жанры декоративно-прикладного искусства столь же разнообразны, как разнообразны назначения вещей и используемые при их изготовлении материалы. Перечислим лишь основные из них: искусство оформления текстиля, моделирование одежды, мебель, бытовая керамика, художественный фарфор, стекло, изготовление игрушек, бытовых украшений, ювелирное искусство. Огромное значение в восприятии вещей имеет материал. Привлекательный на ощупь, приятно тяжелящий руку или, напротив, поражающий своей невесомостью, обладающий красивой поверхностью, материал в большой степени определяет наше положительное отношение к вещи, когда эти качества увязаны одно с другим, с формой и назначением. А некоторые практичные материалы часто воспринимаются отрицательно, так как их ощутимые качества вступают в противоречия друг с другом или с иными элементами вещи. Например, часть изделий из пластмассы (посуда, бытовые украшения) плохо конкурирует с аналогичными вещами из других материалов в силу противоречия между плотной на ощупь поверхностью и легкостью, полупрозрачностыо и интенсивной окраской, мягкостью и недостаточной упругостью. Изделиям, конструктивно составленным из нескольких материалов, мы чаще предпочитаем «цельнокроенные», однако некоторые материалы, вводимые как оформление вещи (полированный металл, дерево и др.), способны усиливать эстетический эффект. Характер обработки материала может быть очень различен: ткачество, гончарное ремесло, резьба, роспись и т. д. Если говорить именно об изделиях декоративно-прикладного искусства, а не о вещах вообще, то определенную ценность представляет, конечно, уникальность их изготовления. И все же уникальный характер — качество не решающее. Определяет ценность работы отпзчаток руки мастера, отличающий эти изделия от промышленной продукции (к ней мы возвратимся в связи с дизайном). Понимать слово «отпечаток» следует не всегда буквально — оно имеет прежде Бсего внутренний смысл, тот, что преобразование материала здесь соразмерно силе, искусности именно руки, вооруженной простейшими инструментами ремесла, а не сложных технологических процессов. Например, малопривлекательна чеканка, отштампованная массовым тиражом, казалось бы, в точности по моделям, потому что наш взгляд замечает мельчайшие подробности (которые мы подчас и не осознаем), свидетельствующие о «механичности», обезличенности процесса. Чеканка же, изготовленная художником обычно с мелкими просчетами, небрежностями, неровностями фактуры от ударов по чекану молотком и т. п., обладает большей красотой. Качества материала и его обработки проявляются в форме изделия. Форма должна отвечать функциям вещи, но, как правило, одной и той же функции способны служить несколько форм. Так, в Древней Греции сложилось около десяти типов сосудов для хранения жидкостей (в то же время каждый из них более тонко соответствовал особенности содержимого). Можно сказать, что красота формы очень тесно связана с ее способностью наилучшим образом отвечать своим функциям. Однако, с другой стороны, красивая форма сама по себе часто убеждает, что она наилучшая. Законченность художественному изделию придает украшение, которое также должно органически увязываться с его формой и назначением. Накладной рельеф наносится обычно на уже готовую поверхность формы. Он придает поверхности богатство фактуры, игру светотени. Плоский рисунок — почти обязательный тип украшения. Его разновидности чрезвычайно обширны: от одноцветных орнаментированных линий до сложного многокрасочного узора и фигурной композиции. Наносится по готовой форме. На последнем типе необходимо остановиться подробней, поскольку он наиболее последовательно отражает ведущий художественный принцип вида — декоративность. Рисунок всесторонне связан со своей основой — формой. Так, рисунок ковра не просто выполнен на плоскости — всем своим строем, узором, условностью он выявляет плоскость. А простые полосы линий на древнем кувшине с острова Крит, изготовленном за две с половиной тысячи лет до нашей эры, прекрасно подчеркивают объем кувшина. Изображение предметов совсем не противопоказано декоративно-прикладному искусству. С давних времен вещь служила не только украшением, но и позволяла мастеру выразить свое представление о мире, о жизненных явлениях. Так, на греческих вазах в классическую эпоху запечатлены многофигурные композиции на мифологические сюжеты, французский фарфор XVIII века изобилует пастушескими сценками и т. д. Во многих районах России была распространена яркая, богато декорированная сюжетная роспись. Крестьянские художники любили писать сцены пирушек, чаепитий, катаний на санях, свадеб, и все это в окружении пышных стилизованных цветов, замысловатых орнаментов с фантастическими птицами и зверями. Замечательные образцы таких росписей представляют, например, прялки. Народное декоративное творчество служит неисчерпаемым источником для художников-профессионалов Современные советские художники нередко развивают и используют декоративные мотивы, найденные на родными мастерами много веков назад. Так, туркменская художница В. Тылпыева, создавая ковер «Ликбез», следовала богатейшим национальным традициям орнамента. Фигурки обучающихся органично вплетены в узор и оттого как бы стали достоянием целостной истории народа. Нарядная декоративность становится здесь также емким символом единства истории страны, преемственности нового. Однако в современном декоративном искусств рождается много решений, связанных не столько традициями, сколько с непосредственными впечатлениями, полученными в природе и окружающей жизни, и это, естественно, обогащает искусство новыми ритмами и формами. Такова, например, композиция из стекла «Сокольники» Л. Савельевой. «Это три пластических объема, в форме которых словно запечатлены дыхание стеклодува и живая пульсация расплав ленного стекла. Их покрывает легкая графика черных ветвей и силуэтов людей и птиц. Стекло прозрачно, слегка окрашено опаловой синевой и будто растворяется в воздухе. Игра смягченных форм похожа на плывущие облака. Все это передает ощущение ветренного осеннего дня, опустевшего городского парка, грусть одиночества. «Сокольники» Л. Савельевой — своеобразный «этюд настроения» в стекле». Это обогащает наше понимание декоративности еще одним важным соображением. Декоративность не есть и не может быть просто украшением. Форма и украшение отражают движения души художника, которые придают вещам человеческое содержание и тем самым оживляют стекло, глину, ткань или металл. В этом смысле декоративно-прикладное искусство едино с видами, рассмотренными раньше.
От: Bira,   -
-
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|