Опубликовано: Октябрь 1, 2010
Памятники Героическая сущность скульптуры, ее стремление к прославлению, возвеличиванию своих персонажей особенно явственно сказывается в скульптуре монументальной— той, которую мы обычно обозначаем словом «памятники». В монументальной скульптуре невозможно представить себе бытовую или сатирическую сцену, уместную в станковом произведении. В ней не может быть запечатлен человек, известный и близкий только самому художнику. Памятники увековечивают события, определяющие исторические идеи эпохи, великих, приобретших всеобщую известность людей, они несут в себе большое общественное содержание. К ним относятся однофигурные и многофигурные монументальные произведения, монументальные бюсты, мемориальные ансамбли. К ним относятся также мемориальные колонны (мы рассказывали о колонне Траяна), обелиски, т. е. поднимающиеся ввысь пирамидальные или стреловидные монументы со скульптурными изображениями аллегорического характера, и триумфальные арки. Таких арок было много в Древнем Риме, есть они в Париже, Милане, Ленинграде, других городах. В Древнем Риме их украшали рельефами: на арке Тита (81 г. н. э.) воссозданы эпизоды его войны с Иудеей, бесчисленные ряды легионеров, трофеи, захваченные в разрушенных иерусалимских храмах. Впоследствии арки чаще стали венчать декоративной скульптурой. Вспомним хотя бы Нарвские триумфальные ворота в Ленинграде, воздвигнутые специально для въезда русских войск, разгромивших Наполеона. Они увенчаны легкой колесницей, запряженной шестеркой стремительно несущихся вперед коней; в колеснице стоит богиня Славы, в ее руках триумфальный венок — награда воинам-победителям. Такая скульптура воспринимается гораздо быстрее и эмоциональнее, чем многочисленные и сравнительно мелкие рельефные изображения.
В создании памятников, кроме скульптора, непременно участвует архитектор. Он проектирует размер и расположение памятника, его архитектурное обрамление и постамент. В таких памятниках, как обелиски и триумфальные арки, роль архитектора особенно велика: здесь уже не он выступает в роли помощника художника, а, наоборот, художник оформляет и завершает созданное архитектором. Как правило, памятники отличаются большими размерами (как минимум, в два-три человеческих роста) и делаются из прочных, так называемых «вечных», материалов: камня, бронзы, бетона, стали; они рассчитаны на долгие годы. Монументальная скульптура обращается сразу ко многим людям, поэтому масштабность, простота и ясность созданного образа, выразительность и четкость формы приобретают в ней первостепенное значение. Памятник не только можно обойти, он естественно воспринимается с разных точек зрения. Шадр писал: «У монумента не должно быть показной стороны, так как зритель может оказаться рядом, зритель может медленно подойти к памятнику, зритель может быстро промчаться на автомобиле... Зритель может оказаться на крыше дома, может увидеть памятник с аэроплана. Зритель может появиться с самых неожиданных сторон. Поэтому памятник, поставленный на улице, не должен представлять собой вывеску с указательным пальцем — смотри сюда! Он должен быть разрешен одинаково цельно, сильно и выразительно со всех сторон и высот». Выразительность силуэта, т. е. общего абриса фигуры или фигур, позволяет воспринимать памятник уже издали, для этого фигуры моделируются крупными объемами и плоскостями. Подошедшему близко памятник «сообщает» дополнительные сведения о своем объекте, подробности. Здесь главное значение приобретает выразительность лица персонажа, реализм и убедительность деталей. Добиться гармонического сочетания крупных и мелких объемов, создать впечатление их зрительной целостности с любого расстояния — труднейшая и важнейшая задача скульптора-монументалиста. Памятники событиям воздвигаются реже, чем памятники людям. Когда устанавливают памятник событию, то обычно такому, которое должно навечно запечатлеться в памяти. Чаще всего это события, связанные с защитой Отечества, воинскими подвигами или большими историческими датами. Установлены памятники на Куликовом поле, под Полтавой, под Бородином — на местах сражений, в которых решалась историческая судьба России. У Севастополя, из вод Черного моря поднимается колонна, построенная в честь русских моряков, во время Крымской войны 1853—1855 гг. затопивших свои же корабли, чтобы преградить врагам доступ на рейд. Эта колонна давно стала эмблемой города. В центре Новгорода возвышается грандиозный памятник, посвященный тысячелетию России; сильно поврежденный немецко-фашистскими захватчиками, он был полностью реставрирован после Победы. В Москве в 1964 г. был воздвигнут первый в мире монумент, посв1Ященный завоеванию космоса. Стрелой взлетающий в небо монумент, на нем — высоко над землей— летящая в воздухе ракета. У его подножия — статуя предтечи советской космонавтики — ученого и мечтателя К. Э. Циолковского (архитекторы Барщ и Колчин, скульптор Андрей Файдыш, 1920—1967). В памятниках, увековечивающих великих людей (одного или нескольких), большую роль играют позы, движения, жесты персонажей. Скульптор должен так скомпоновать их, чтобы смысл памятника сразу делался понятным зрителю. В этих памятниках персонажи всегда конкретны и известны многим, поэтому они почти непременно портретны. Но художник не может ограничиваться только передачей портретного сходства; внутренний мир героев, их чувства и размышления должны не только выражаться в их фигурах и лицах, но и определять пластику всего произведения, выражать содержание его и целенаправленность. фото: Корзун Андрей (Kor!An), лицензия Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0) В памятнике, посвященном отдельному человеку, могут быть воссозданы глубокие, душевные, даже драматические переживания. Таков памятник Н. В. Гоголю, исполненный в 1909 г. Николаем Андреевым (1873— 1932). Сосредоточенное лицо писателя изнурено страданиями, весь облик его кажется угрюмым и скорбным. Комический хоровод его героев, барельефным фризом окружающий постамент памятника, делает фигуру Гоголя еще более одинокой и трагичной. Сидящая фигура всегда более интимна, стоящая — более торжественна. Герои, полководцы, государственные деятели, люди, пожертвовавшие своей жизнью ради родины, изображены в большинстве случаев стоящими. Прямые высокие фигуры, стоящие в открытом пространстве, сами по себе кажутся гордыми и героическими. Душевная стойкость в сопротивлении захватчикам— главная идея памятника Зое Космодемьянской, поставленного в 1957 г. на развилке Минского шоссе и дороги в село Петрищево под Москвой. Тоненькая, открытая всем ветрам фигурка кажется хрупкой и беззащитной, но вместе с тем в ее высоко поднятой голове, в упрямо расправленных, несмотря на связанные руки, плечах чувствуется железное мужество и презрение к смерти. Настойчиво и требовательно утверждают самоотверженную любовь Зои к Родине скульпторы Олег Иконников (р. 1927) и Владимир Федоров (р. 1926). Иной путь избрал Глеб-Никита Лавинский (р. 1921), создавший памятник Ивану Сусанину для г. Костромы (1967). Сусанин никому не противостоит и ничему не сопротивляется. Зато весь его облик свидетельствует о его внутренней силе и правоте. Поднятый на высоком постаменте, он царит над городской площадью, оглядывая расстилающуюся перед ним русскую землю; зрителю, который проследит за направлением его взгляда, откроются далекие заволжские леса, куда Сусанин завел врагов на погибель. В чистоте и ясности лица крестьянина художник выявляет его духовное благородство, в гордом спокойствии осанки — убежденность в его нравственной правоте. Длинная просторная шуба, зрительно увеличивающая его рост, придает фигуре монументальность. Иконников и Федоров воссоздают Зою в ее звездный час, в момент ее героической гибели. Лавинский показывает Сусанина уже прошедшим через суд истории и как бы откристаллизовавшимся в сознании потомков. И тот, и другой подходы одинаково возможны и правомерны. Особые требования предъявляются к памятникам писателям, художникам, композиторам. Скульпторы стремятся показать глубину и значительность их чувств, важность сделанного ими. «Внутреннее содержание памятника, — утверждала Мухина, — должно нести характеристику творчества писателя, выраженную в его жесте, облике, позе. Присущая ему лиричность, или полемическая резкость, или философская четкость мысли должны быть выражены художником». Не следует понимать слова «характеристика творчества» слишком буквально, упрощенно. Художник пользуется только присущими изобразительному искусству средствами, говорит на языке пространственных пластических понятий. Он должен создать образ, адекватный творческому настроению писателя. Образцом такого рода произведений является московский памятник А. С. Пушкину, завершенный в 1880 г. Александром Опекушиным (1838—1923). Великий поэт стоит задумчиво, словно погрузившись в свои мысли или прислушиваясь к рождающимся в нем строфам. Его поза спокойна, несуетлива: рука заложена за лацкан, нога делает неспешное движение вперед; мягкие складки крылатки дополняют и усиливают это движение. Слегка склоненная голова, текущие вниз складки — так создается красивый и простой силуэт, в котором нет ничего дробного и лишнего и который одинаково хорошо смотрится с ближних и дальних точек зрения. Крупные, лишь местами расчлененные объемы, ясные, чуть замедленные ритмы, далекие от малейшего проявления аффектации, говорят о внутреннем спокойствии и душевной гармонии того, кому воздвигнут памятник, создается возвышенный образ, в котором концентрируется и закрепляется представление о достоинстве человека. Не менее интересно рассматривать этот памятник и вблизи. Пушкин представлен Опекушиным в историческом костюме, в таком, какой он носил при жизни. Одежда вылеплена тонко и изящно, но внимание зрителя сосредоточивается не на ней, а на лице поэта — немного грустном и очень серьезном, на его взгляде, как бы вбирающим в себя окружающую жизнь. Не соблазнившись характерными чертами пушкинского облика, Опекушин, напротив, подчеркивает в нем русские национальные черты—он ставит памятник русскому народному национальному поэту—и цельность его духа. «... Гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом потому, что среди этого народа родился, в ряду других великих, и такой человек!.. — не случайно сказал на открытии памятника И. С. Тургенев. — Будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком!» Очень распространенным типом памятника отдельному лицу является конная статуя, ею часто увековечивают память государственных деятелей и полководцев. Первой конной статуей в Европе считается статуя римского императора Марка Аврелия (ок. 170 г. н. э.), найденная в эпоху Возрождения и установленная Микеланджело в центре спроектированной им площади на Капитолийском холме в Риме — конные статуи требуют широкого пространства. Очень тонкая по лепке, умело сочетающая пластику тел коня и человека, она лишена малейших следов помпезности. Жест и поза Марка Аврелия просты и естественны, лицо задумчиво и самоуглубленно; пристально вглядевшись, можно прочитать в нем и высокую интеллектуальность, и то разочарование в жизни, которое нашло отражение в его знаменитых дневниках. «Время человеческой жизни — миг... — писал Марк Аврелий. — Строение всего тела — бренно, душа — неустойчива, судьба-—загадочна, слава — недостоверна». Именно с таким человеком — с мятущейся душой, прославленным, но не верящим в славу, молодым, но уже понимающим, как ускользает жизнь, — ставит нас лицом к лицу скульптор. По образцу этого монумента делались впоследствии многие конные статуи в Европе. Их можно встретить почти в любом большом городе, их очень много. И закономерно возникает вопрос: а не повторяют ли эти памятники друг друга? Конечно, было бы нелепо отрицать сходство их формы, но оно так же внешне, как сходство одинаковых по построению музыкальных произведений: сонат или симфоний. Их композиция подчинена определенным законам. Но как в музыке за внешним сходством форм таится великое разнообразие мелодий, так и в скульптуре форма каждый раз наполняется новым содержанием. Конные статуи могут стать выражением самых различных идей, образов, характеров, эпох. Сравним хотя бы конные фигуры двух кондотьеров, созданные в XV в. мастерами итальянского Возрождения: венецианский памятник Бартоломео Коллеони работы Андреа Вероккьо (1435 — или 1436—1488) и падуанский Гаттамелате работы Донателло. Во всем облике Коллеони чувствуется неукротимая жестокость: закованный в латы, приподнявшись в стременах, он смотрит угрюмым, недобрым взглядом, будто озирая врагов на поле боя. Это человек, ни в грош не ставящий чужую жизнь, готовый залить побежденные города потоками крови. Сохранив портретное сходство с прославленным венецианским кондотьером, Вероккьо создал образ напряженной, предельно сконцентрированной злой воли. Донателло изобразил Гаттамелату не менее волевым, мужественным и властным. Но на место жестокости у Гаттамелаты приходит суровость, на место безрассудной решительности — сдержанное раздумье. Жестокий венецианец способен растоптать весь мир копытами коня. Падуанец воюет потому, что этого требуют его понятия о чести и объективные обстоятельства. Он сосредоточен, интеллектуален, склонен к философическому, даже стоическому приятию мира. При всей яркости и выразительности характера Коллеони его образ оказывается менее глубоким, чем образ Гаттамелаты: Вероккьо рассказывает о завоевательных войнах Венеции, Донателло — о воине времен Возрождения. Конный памятник имеет свои возможности охарактеризовать эпоху, в которую жили люди, раскрыть ее историческую и социальную суть. На первый взгляд кажется, что конная статуя — жанр, допускающий лишь определенные нюансы: всадник на коне всегда торжествен и победоносен. На самом же деле это далеко не так: в конной статуе, как и во всякой иной скульптуре, все зависит от отношения художника к изображаемому, его задачи и понимания общественной обстановки. В памятнике Петру I Этьена Фальконе (1716—1791) знаменитом «Медном всаднике» (открыт в 1782 г.) все подчинено утверждению прогрессивной исторической миссии Петра: и горячий конь, вынужденный слушаться державной силы, и раздавленная змея, бессильно извивающаяся под его копытом, и гордо протянутая вперед рука всадника, и огромная созидательная энергия его движений, и страстная гамма чувств на его лице, в которой слились дерзание и разум, порыв и воля, бесстрашие и мудрость. «Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?» — восхищался Пушкин. Железной рукой Россия была выведена на новый путь своего развития. Но прошло двести лет, и русское самодержавие оказалось в тупике — в скульптуре этот тупик был засвидетельствован исполненным Паоло Трубецким (1866—1938) памятником Александру III (открыт в 1909). На тяжелом коне сидит еще более тяжелый всадник. Его почти сверхъестественная тяжесть так давит на коня, что тот остановил шаг, низко пригнул голову и почти ничего не видит. Всадник не замечает этого, неподвижно застывшим взором он смотрит куда-то в неведомую даль, как бы предчувстуя надвигающуюся оттуда беду. На смену легендарному герою, ведущему страну за собой, приходит олицетворение грубой, давящей на народ силы. «Александр III на Знаменской площади,— писали в газетах начала века, — не просто памятник какому-то монарху, а памятник, характерный для монархии, обреченной на гибель». Отметим, что произведение это вовсе не является гротеском, и Трубецкой, далекий от политики человек, потомок старинного княжеского рода, не собирался создавать памфлет на Александра III — просто он реально отобразил русскую действительность, обобщив и суммировав свои наблюдения. Кроме однофигурных и конных — а их подавляющее большинство, — в монументальной скульптуре встречаются памятники двухфигурные и многофигурные. Многофигурные памятники иногда строятся в виде свободно скомпонованной группы («Граждане Кале» Родена), иногда имеют центрическую форму: в центре композиции возвышается главная, выражающая идею произведения фигура, вокруг, нее располагаются второстепенные персонажи. Так, фигуру кобзаря на памятнике Т. Г. Шевченко (1935) в Харькове окружают герои его стихов (Матвей Манизер, 1891—1966). Создание двухфигурной композиции — одна из труднейших задач монументальной скульптуры, даже более трудная, чем композиции многофигурной. В многофигурной группе взгляд зрителя блуждает между персонажами, останавливаясь то на одном, то на другом, постепенно улавливая их движение и мимику, как бы лист за листом читая книгу. Двухфигурный памятник исключает такую постепенность. Он воспринимается мгновенно, как и отдельная фигура, но вместе с тем он является сложной композицией, в которой все должно быть органично и целостно, все детали которой должны быть взаимосвязаны и подчинены одной пластической задаче. Блестящим образцом такой композиции стал московский памятник Минину и Пожарскому (открыт в 1818), исполненный Иваном Мартосом (1754—1835). Главной идеей памятника является призыв Минина подняться на освобождение России, поэтому композиционной доминантой становятся его поднятая рука и стержень меча. Емок и выразителен жест Минина: его рука' не только зовет полководца к сражению, она возносится к небу, как бы взывая к справедливости, широким движением охватывает площадь, словно сплачивая заполнивший ее народ, указывает на Кремль, как на символ Родины. Другой рукой Минин держит меч, решительным движением передавая его Пожарскому, — он убежден в правильности своих действий. Пожарский еще колеблется, его пальцы лишь слегка касаются рукоятки, они не сжались в кулак. Но он внимательно прислушивается к обращенным ему словам, он уже оперся на щит, выразительная игра широких складок плаща придает его фигуре нарастающее движение. Еще мгновение, и он встанет и поднимет меч в борьбе против иноземных захватчиков — меч становится не только центром композиции, но и символом духовного единения ополченцев. И Минин и Пожарский изображены скульптором настоящими богатырями с мощными спинами, с мускулистыми мышцами. Их лица классически красивы и благородны. Глядя на них, зритель, даже не знакомый с русской историей, понимает, что эти люди сражались за правое дело и что сражение было выиграно. Ножны меча, на которых встречаются руки Минина и Пожарского, покрыты декоративными рельефами. Рельеф украшает и щит Пожарского, сочетание в нем горельефа с барельефом не случайно: горельеф служит логическим переходом от круглых скульптур основной композиции к фризам на постаменте; на них изображены нижегородцы, жертвующие свое имущество на вооружение, отцы, ведущие своих сыновей в ополчение, сражения с интервентами — каждая сцена становится как бы дополнительным аккордом, усиливающим общее звучание композиции. Плавная замедленность ритмов рельефов, их величавость, перекликающаяся с торжественностью фигур Минина и Пожарского, окончательно раскрывает смысл памятника: Мартос рассказывает в нем не только о вождях ополчения, но и о величии народного духа, о самоотверженной и бескорыстной любви русских людей к своей отчизне. Высокое основание, подножие, на котором устанавливается монументальная скульптура, называется постаментом. В разговорной речи постамент нередко путают с пьедесталом. На самом деле пьедестал — это только небольшая подставка, выполняемая вместе со статуей или статуарной группой. В памятниках она является промежуточным звеном между постаментом и фигурами и зачастую воспринимается неопытным взглядом как навершие постамента. Главные требования к постаменту — это соответствие архитектурному окружению, характеру и стилю памятника, соразмерность его масштабам. Самое распространенное отношение фигуры к постаменту — это 1:1. Идеально рассчитан по масштабам постамент памятника Суворову в Ленинграде: точный по пропорциям, завершенный по форме он смотрится как органическая часть монумента. Постаменты чаще всего бывают цилиндические и кубические. Иногда к ним ведут ступени — так создается специально разработанное для памятников архитектурное пространство. Существуют и нестандартные формы постаментов; в таких случаях в их создании обычно принимает участие не только архитектор, но и скульптор. Известно, как долго и требовательно искал Фальконе) скалу для «Медного всадника»: она должна была ритмически отвечать движению вздыбленного коня и утверждать превосходство Петра над окружающим. Роден, напротив, поставил своих «Граждан Кале» на низкую, почти вровень с землей плиту: его герои не возвышаются над городской площадью, но «идут» по ней, вовлекая в свой скорбный путь окружающих. И в том, и в другом случае постаменты являются неотъемлемой частью общего художествеского замысла. Л. Е. Кербель. Памятник К. Марксу в Москве. Гранит. Открыт в 1961. Тонко и остроумно использован нестандартный постамент в московском памятнике Карлу Марксу (1961, скульптор Лев Кербель (род. 1917), архитекторы Р. Бегунц, Н. Ковальчук, В. Макаревич, В. Моргулис). В центре площади, как бы вырастая из земли, поднимается гранитный монолит, в котором вырублена полуфигура Маркса. Благодаря этому могучая голова мыслителя кажется особенно крупной, его мысль особенно свободной. Постамент перестает быть только подножием — он участвует в создании образа, подчеркивает незыблемость учения Маркса, его интеллектуальное и и духовное величие. источник: 8 ( см. список литературы)
От: Bira,   -
-
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|