Опубликовано: Июль 27, 2010
Роспись по металлу Не только дерево покрывается росписью, но и другие материалы, в том числе и железо. Таковы, например, расписные металлические подносы, изготовляемые в подмосковной деревне Жостове. Возникновение производства подносов, видимо, относится к концу XVIII века, когда они появились в различных городах России. В Жостове же к изготовлению подносов приступили около середины XIX века. Вскоре этот вид изделий занял одно из первых мест в тогдашнем русском народном искусстве. Следует отметить, что даже в самых ранних, дошедших до нас подносах мы не найдем и тени архаизации, попыток вернуться к формам и приемам росписи Древней Руси. Здесь нет стилизации, здесь все современно, начиная от формы самих подносов и кончая росписью, ее композиционными приемами и манерой воспроизведения цветов.
Мы знаем, что расписные подносы часто использовались как своего рода декоративные панно (например, в трактирах-чайных). Однако в первую очередь они применялись по своему прямому назначению, на них ставились чашки и стаканы, на них разносили горячую пищу, а в чайных — чайники с кипятком и заваркой. Поэтому-то прежде всего следовало предохранить роспись от повреждений как механического, так и термического характера. В связи с этим постепенно выработались определенные приемы росписи подносов. Тонкие железные листы после штамповки и проковки (форма подносов бывает разная) подготавливаются под роспись. Сперва подносы зачищают, грунтуют, покрывают лаком и уже после всех этих операций, перемежающихся неоднократными просушками, на них наносят роспись. Роспись делают масляными красками мягкой кистью без предварительного рисунка — настолько хорошо усвоены мастерами композиционные приемы самой росписи. Чаще всего расписывают по черному фону как нейтральному, который особенно хорош для многокрасочных цветов. Иногда и применяют цветные фоны — красный, синий, зеленый. В процессе росписи подносы сушатся в специальных сушильных печах, что дает возможность не только ускорить процесс росписи, но и создать тут же яркие блики на цветах и листьях. Обычно на подносах пишут букеты, гирлянды, венки и отдельные, как бы разбросанные цветы-розы, георгины, пионы, тюльпаны. Находящиеся у краев легкие стебельки, усики и мелкие цветы — колокольчики, незабудки и другие заканчивают живописную работу над подносом. Прочный лак, покрывающий подносы, придает им яркий блеск и предохраняет их от повреждения. Легкий золотисто-бронзовый орнамент («уборка») размещается обычно по краям подносов или, словно искорками, вспыхивает среди цветов в виде сказочных перистых трав или маленьких цветочков. Чаще всего в жостовских подносах мы встретим пышные букеты, занимающие большую часть поверхности. Они обычно состоят из трех крупных и ярких цветов, помещенных почти в центре. Их окружают более мелкие и более декоративные по своему контуру цветы. Темная зелень листьев проглядывает между цветами. Но чем ближе к краю букета, тем темнее их зелень: постепенно они сливаются с черным фоном подноса. Подобный живописный прием говорит о стремлении связать роспись с фоном. Как бы объемно ни были написаны цветы, именно благодаря этому приему они не открываются от фона, не образуют обособленное декоративное многокрасочное пятно. Таким образом, и здесь, в сравнительно молодом виде декоративно-прикладного искусства, наблюдаются основные «законы» творчества в этой области — убранство, украшение утилитарного произведения должно быть согласовано и связано с его формой. Без этого «правила» нет возможности создать художественно полноценное произведение. Жостовские подносы, выполненные с применением цветных фонов, уступают росписи по черному фону. Это объясняется тем, что колорит букетов и цветочных гирлянд, написанных по цветному фону, оставлен мастерами почти без изменений. Естественно, декоративность росписи снижается. Однако, когда в Жостове стали изготовлять детскую игрушечную посуду из отходов железа, то здесь были достигнуты несомненные успехи. Отсутствие выписанности, переход к более светлой тональности и быстрая декоративная роспись жидкими красками по блестящему металлизированному цветному фону делают детские бадейки необычайно яркими, декоративными, привлекательными. Так открывается возможность создавать декоративную роспись по цветному фону. Следует также отметить, что на очереди стоит задача освоения новых приемов самой росписи, грешащей своей приверженностью к старым образцам и формам.
От: Bira,   -
-
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|