Дизайн Этому слову в русском языке соответствуют выражения: «техническая эстетика», «художественное конструирование», «промышленное искусство». Основы для своего возникновения дизайн получил еще в XIX веке в связи с ростом доли массовой промышленной продукции и требованиями ее эстетического оформления, но окончательно он сложился в 20-е—30-е годы нашего века. Мы уже писали, что изделия декоративно-прикладного искусства ремесленного производства в значительной степени обязаны художественным впечатлением своей рукотворности. Это качество исключено в машинной продукции, поэтому красота массовых вещей должна строиться на каких-то иных принципах, иметь особые формы.
Выработкой таких принципов, приемов, процессов и форм заняты художники-дизайнеры, вошедшие необходимым звеном в современное производство. Направления их деятельности очень разнообразны: составление проекта изделия, рациональная, с учетом эстетических требований организация рабочих мест и операций, проектирование интерьеров общественных зданий, устройство выставочных экспозиций — словом, работа в самых разных отраслях народного хозяйства и культуры. Все эти сферы деятельности роднит стремление человека придать окружающей среде красоту и упорядоченность, устранить элемент стихийного нагромождения случайных вещей, опасность которого сугубо возрастает в условиях современного массового производства. Вот что пишет об этом руководитель Центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования, советский художник-дизайнер Е. Розенблюм: «Целостность мира вещей, создаваемых человеком, не может быть достигнута путем механического, только лишь внешнего, формального прилаживания одной вещи к другой. Она становится возможной лишь постольку, поскольку сам человек в своей внутренней жизни есть целостное существо, поскольку он носит в своей груди целый мир»; и далее: «Проектируя, художник строит вещь как мир... Мир не членится, как у ученого, а всегда воссоздается. Даже частная композиционная задача в искусстве всегда целостна, в ней отражается система действия, присущая времени, культуре: и в самом малом, скажем, в линии — уже целое, а в структуре формы — уже мироздание, как оно существует для автора». Таким образом, в основе осмысления дизайном вещи лежит современность, в том числе такие качественно новые, нетрадиционные явления, как научно-техническая революция; производительные процессы становятся не только средством изготовления вещи, но и предметом, который дизайнеры стремятся художественно выразить в вещи. Поэтому такие важнейшие принципы дизайна, как функциональность, конструктивность и экономичность проектируемого изделия, ни в коем случае не следует считать только за производственные требования — это также те качества современности, которые подлежат в вещи художественному выражению.
Эти особенности искусства дизайна проиллюстрируем несколькими примерами и, в частности, моделью стула одного из основоположников художественного конструирования в СССР, разностороннего художника В. Татлина, выполненной им еще в 1920-е годы. Подобные стулья-кресла сейчас можно встретить часто, а в то время их форма и конструкция были совершенно новым явлением среди громоздкой, «под старину» деревянной мебели. В отличие от своих деревянных собратьев это изделие максимально отчетливо формулирует свою демократическую направленность. Экономичность, простота стула, гнутого всего из трех отрезков металлических трубок, воистину артистична. Все это органично соединяется с собственной красотой изделия: стремительным и плавным силуэтом, ритмическим повторением горизонтальных элементов, массивным сиденьем. Иные задачи возникли перед дизайнерами экспериментальной студии Союза художников СССР при оформлении экспозиции зала в Музее Вооруженных Сил СССР. Они должны были найти прежде всего не конструкцию отдельных вещей, а такие пространственные, зримые, вещные связи, чтобы зритель ощущал синхронно и время экспонируемых предметов, и наше время. Кроме того, нужно было выявить эти связи в соответствии со специфическими законами пространственного восприятия. И все это полностью удалось художникам-дизайнерам, создавшим образную, эмоционально-приподнятую и в то же время точно документированную экспозицию одного из центральных залов музея.
Дизайнеры, занятые оформительской деятельностью, вступают в непосредственный контакт с пространством, которое необходимо организовать по определенным принципам; они встречаются с необходимостью не столько создавать, сколько отбирать и интерпретировать уже созданные вещи; а цель все та же, что и в проектах мебели, — создать целостную среду, содержательную и выразительную. Многообразны сферы деятельности дизайнеров, но за всеми ими прослеживается одна общая мысль: красота должна идти в ногу с веком, а еще лучше, обгонять технический прогресс. Как и декоративно-прикладное искусство, дизайн «возделывает» материальный, вещественный мир; разница же между ними, как между личным («рука мастера») и всеобщим («массовое изделие»), между настоящим, которое уходит корнями в прошлое, и настоящим, устремленным в будущее. И те и другие ценности одинаково важны и непротиворечивы.
От: Bira,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|