Опубликовано: Июнь 28, 2010
Майолика В 40-х годах XVIII века в подмосковной Гжели местные мастера освоили производство майоликовой посуды. Это были изделия из хорошей гончарной глины, покрытые росписью по сырой, то есть еще необожженной эмали. Краски — синяя (кобальт), зеленая (медь), желтая (сурьма), фиолетовая (марганец) и черная — впитывались сырой белой эмалью тут же, до обжига, что требовало от художника верного глаза и твердой руки, поскольку исправить рисунок было невозможно. Гжельская майолика — блюда, кувшины и квасники XVIII — начала XIX века — привлекает своей декоративностью и служит хорошим наглядным примером для наших мастеров керамики. С конца XIX века майолика обогащается рядом новых приемов обжига, например, вводится так называемая восстановительная глазурь, когда потечные керамические глазури начинают отливать металлическим блеском, что создает немалые декоративно-живописные эффекты. Майоликой увлекались М. А. Врубель, Н. А. Андреев и другие видные деятели русского искусства. Большинство их произведений в майолике относится к мелкой пластике, например, «Берендей» и «Египтянка» М. А. Врубеля. Здесь следует обратить внимание на масштаб скульптуры, превышающей обычную мелкую пластику. Такая скульптура рассчитывалась не на поставку в застекленном шкафу, где она рассматривается, как правило, с одной точки зрения, а на свободное обозрение в комнате, когда с различных сторон она смотрится по-разному из-за смены сочетаний цветов восстановительной глазури. Обобщенность форм и здесь имеет место, что совместно с тонкой пластикой фигуры и ярким цветом полив наделяет произведение большой художественной привлекательностью.  Врубель Михаил, Египтянка (1899-1900) Одно из свойств майолики заключается в том, что только очень опытный художник-керамист может сравнительно верно представить себе в общих чертах будущий вид своего произведения (после окончательного обжига в горне). Помимо этого, почти нет возможности добиться полного сходства двух, казалось, совершенно одинаково покрытых цветными глазурями произведений. Именно эти свойства майолики притягивают к себе тех художников-керамистов, которые не способны воспроизводить свои собственные произведения со скрупулезно удручающей точностью. Следует также иметь в виду, что глиняная масса — черепок майолики — после обжига весьма хрупок, что естественно, ограничивает ее распространение. По этой же причине майоликовая посуда в настоящее время не изготовляется. Хрупкость майолики предопределила поиски такой керамической массы, которая могла бы после обжига противостоять сотрясениям, легким ударам, обладать высокой водонепроницаемостью, а также давала бы возможность покрывать ее хорошей декоративной росписью, столь украшающей бытовую посуду. Эти-то требования, предъявляемые в керамике, и привели к изобретению фаянса и фарфора, появившихся в России в XVIII веке. Другие виды декоративно-прикладного искусства МЕТАЛЛ СКАНЬ ЧЕРНЬ ФИНИФТЬ (ЭМАЛЬ) КАМЕНЬ И ЯНТАРЬ КОСТЬ И РОГ СТЕКЛО КЕРАМИКА ГОНЧАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ФАЯНС. ФАРФОР ПЛАСТМАССА ДЕРЕВО РОСПИСЬ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ КРУЖЕВО
От: Bira,   -
-
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|