Опубликовано: Июнь 28, 2010
Майолика В 40-х годах XVIII века в подмосковной Гжели местные мастера освоили производство майоликовой посуды. Это были изделия из хорошей гончарной глины, покрытые росписью по сырой, то есть еще необожженной эмали. Краски — синяя (кобальт), зеленая (медь), желтая (сурьма), фиолетовая (марганец) и черная — впитывались сырой белой эмалью тут же, до обжига, что требовало от художника верного глаза и твердой руки, поскольку исправить рисунок было невозможно. Гжельская майолика — блюда, кувшины и квасники XVIII — начала XIX века — привлекает своей декоративностью и служит хорошим наглядным примером для наших мастеров керамики. С конца XIX века майолика обогащается рядом новых приемов обжига, например, вводится так называемая восстановительная глазурь, когда потечные керамические глазури начинают отливать металлическим блеском, что создает немалые декоративно-живописные эффекты. Майоликой увлекались М. А. Врубель, Н. А. Андреев и другие видные деятели русского искусства. Большинство их произведений в майолике относится к мелкой пластике, например, «Берендей» и «Египтянка» М. А. Врубеля. Здесь следует обратить внимание на масштаб скульптуры, превышающей обычную мелкую пластику. Такая скульптура рассчитывалась не на поставку в застекленном шкафу, где она рассматривается, как правило, с одной точки зрения, а на свободное обозрение в комнате, когда с различных сторон она смотрится по-разному из-за смены сочетаний цветов восстановительной глазури. Обобщенность форм и здесь имеет место, что совместно с тонкой пластикой фигуры и ярким цветом полив наделяет произведение большой художественной привлекательностью.
 Врубель Михаил, Египтянка (1899-1900) Одно из свойств майолики заключается в том, что только очень опытный художник-керамист может сравнительно верно представить себе в общих чертах будущий вид своего произведения (после окончательного обжига в горне). Помимо этого, почти нет возможности добиться полного сходства двух, казалось, совершенно одинаково покрытых цветными глазурями произведений. Именно эти свойства майолики притягивают к себе тех художников-керамистов, которые не способны воспроизводить свои собственные произведения со скрупулезно удручающей точностью. Следует также иметь в виду, что глиняная масса — черепок майолики — после обжига весьма хрупок, что естественно, ограничивает ее распространение. По этой же причине майоликовая посуда в настоящее время не изготовляется. Хрупкость майолики предопределила поиски такой керамической массы, которая могла бы после обжига противостоять сотрясениям, легким ударам, обладать высокой водонепроницаемостью, а также давала бы возможность покрывать ее хорошей декоративной росписью, столь украшающей бытовую посуду. Эти-то требования, предъявляемые в керамике, и привели к изобретению фаянса и фарфора, появившихся в России в XVIII веке. Майолика: Искусство яркой керамикиМайолика - это форма керамического искусства, известная своими яркими цветами и блестящей глазурью. Использование олова в глазури придаёт изделиям характерный белый фон, который служит отличной основой для цветных росписей. Это керамическое искусство имеет богатую историю, уходящую корнями в Средние века, и продолжает оставаться популярным благодаря своей эстетической привлекательности и культурной значимости. Исторические корни
Название "майолика" происходит от острова Майорка (исп. Майорка), который служил транзитным пунктом для перевозки этой керамики из Испании в Италию в средние века. Испанцы усвоили технику яркой глазурованной керамики от мавров, а итальянские мастера позже адаптировали и усовершенствовали её. Среди итальянских городов особенно известны своими традициями производства майолики Урбино, Фаэнца и Дерута. Именно в Италии это искусство достигло своего расцвета в эпоху Ренессанса. Итальянская майолика часто содержала сложные декоративные элементы, включая мифологические сцены, флоральные орнаменты и даже портреты. Техника производстваСоздание майолики включает несколько основных этапов: Формирование изделия: Из глины формируются различные изделия, такие как тарелки, кувшины и плитки, которые затем проходят первый обжиг для затвердевания. Глазурование: На поверхность изделия наносится глазурь с окисью олова, придающая белый цвет. Эта глазурь создаёт гладкую и непрозрачную поверхность, готовую для росписи. Роспись: На белоснежной поверхности изделия создается роспись с использованием пигментов, которые сохраняют свою яркость после обжига. Популярные цвета включают синий, зелёный, жёлтый и коричневый. Обжиг: После росписи изделие подвергается вторичному обжигу при высоких температурах, что закрепляет глазурь и роспись, превращая их в единое целое.
Разнообразие стилейМайолика может варьироваться от простых кухонных предметов до сложных декоративных панно и архитектурных деталей. Разные регионы и мастера развивали свои фирменные стили росписи и палитры. Например, узоры в Деруте отличаются своим мягким голубым и жёлтым декором, а изделия из Фаэнцы часто имеют характерные синие и зеленые оттенки. Современное применениеСегодня майолика продолжает оставаться востребованной как среди коллекционеров, так и среди обычных людей, наслаждающихся её яркими красками и уникальными формами. Мастера по всему миру сохраняют традиции, передавая их через поколения и адаптируя к новым тенденциям. Керамика майолика широко используется в интерьере, для изготовления уникальной посуды, плитки и декоративных элементов. Её эстетические качества делают её популярной не только в традиционных, но и в современных проектах дизайна интерьера. Другие виды декоративно-прикладного искусстваМЕТАЛЛ СКАНЬ ЧЕРНЬ ФИНИФТЬ (ЭМАЛЬ) КАМЕНЬ И ЯНТАРЬ КОСТЬ И РОГ СТЕКЛО КЕРАМИКА ГОНЧАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ФАЯНС. ФАРФОР ПЛАСТМАССА ДЕРЕВО РОСПИСЬ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ КРУЖЕВО Майолика - это не только керамическое искусство, но и культурное наследие многих народов, особенно итальянского. Знаменитая своими яркими цветами и изящными росписями, она отражает сложные техники и богатую историю, поддерживаемую и развиваемую мастерами по всему миру. Сегодня майолика продолжает вдохновлять и украшать, неся в себе дух прошлого и вдохновляя будущее.
От: Bira,   -
-
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|