СКАНЬСкань - это древняя техника металлообработки, которая используется для создания сложных ювелирных изделий и декоративных элементов из тонкой металлической проволоки. Это искусство известно своей изящностью и детальностью, позволяющей создавать узоры и орнаменты, похожие на кружева. История
Скань имеет долгую историю, уходящую в глубину веков. Она была распространена в культурах Древнего Египта и Греции, а также на Ближнем Востоке и в Европе. В России техника скани получила широкое развитие в IX-X веках и оставалась популярной на протяжении многих столетий. ТехнологияПроцесс создания скани включает несколько этапов: Подготовка проволоки: На начальном этапе изготавливаются тонкие нити проволоки, обычно из золота, серебра или меди. Металлическая проволока может быть закручена в жгутики или скручена для получения более сложных структур. Создание узора: Из полученных проволок вручную создаются узоры. Это может быть как простой геометрический орнамент, так и сложные цветочные или растительные мотивы.
Сборка изделия: Узоры из проволоки запаиваются на металлическую основу или соединяются между собой. Это требует высокой точности и мастерства. Финальная обработка: Готовое изделие может быть подвергнуто дополнительной обработке, такой как полировка или нанесение чернения, для придания завершенного вида.
ПрименениеСкань широко использовалась в создании ювелирных украшений, таких как серьги, браслеты и колье. Она также применяется для украшения предметов интерьера и религиозных атрибутов, включая оклады икон и церковную утварь. Характерные особенностиИзящность и сложность: Благодаря тонкости проволоки и ювелирной технике, скань позволяет создавать очень детализированные и изысканные изделия. Комбинация с другими техниками: Скань часто сочетается с техникой зерни - нанесением мелких металлических шариков (зернышек) на изделие, что дает дополнительную текстуру и визуальный эффект.
Современное значениеСегодня скань продолжает использоваться мастерами-ювелирами и художниками, несмотря на сложность и трудоемкость процесса. Традиции этого ремесла сохраняются в культурных центрах, и изделия, созданные с использованием техники скани, ценятся за свою уникальность и мастерство исполнения. Скань - это не только мастерство владеющего техникой ремесленника, но и отражение культурного наследия, которое сохраняет связь времени через красоту и изящество произведений искусства. Опыт СССР Некоторые виды художественной обработки металла — золота, серебра, а также золоченой и посеребренной меди — получили преимущественное распространение.- Среди них всеобщим вниманием пользуется скань (филигрань). По технике изготовления скань весьма трудоемка. Мастер специальными щипчиками набирает из отрезков тонкой, обычно витой проволоки рисунок узора, располагая его на металлической пластинке. Затем посыпает измельченным в порошок легкоплавким сплавом — «припоем», который при нагревании до нужной температуры скрепляет все части будущего изделия друг с другом. Полученное таким образом металлическое кружево либо накладывается на металлическую же поверхность задуманного произведения, либо используется на просвет, чтобы показать всю красоту сквозного (ажурного) орнамента. Даже в последнем случае металлическое кружево скани настолько прочно, что его не боятся применить самостоятельно для изготовления, скажем, коробочек-ларчиков, фруктовниц, подстаканников. Следует помнить, что применение в скани витой проволоки лишь одной толщины обычно ухудшает художественные качества узора. Он хуже виден, сливаясь даже на близком расстоянии в «туманное», мерцающее пятно. Поэтому теперь обычно при изготовлении сканного изделия пользуются проволочками различной толщины и строения как витой, так и гладкой. Основой композиции рисунка служит более толстая проволока. Из нее приготовляются направляющие (стержневые) линии рисунка, которые образуют как бы костяк будущего произведения. В зависимости от изгибов и направления основы строятся остальные части узора, выполняемого из более тонкой проволоки. Компонуя узор, художнику необходимо следить не только за соразмерностью отдельных частей, за плавностью и красотой изгибов как крупных, так и мельчайших элементов, но и за рисунком-контуром просвета фона, поскольку последний играет большую роль в построении узора. Именно этот рисунок-контур просветов (фона) должен соответствовать своей формой основному рисунку, выполненному из скани. Как бы ни было трудоемко изготовление скани, она всегда, как в прошлом, так и в настоящем, находила себе горячих поклонников. Однако увлечение узорностью построения орнамента таит в себе известную опасность. Мастер, следуя за желанием дать сложно скомпонованный орнамент, легко может потерять чувство меры и создать произведение, перенасыщенное орнаментом, словно состоящее из одних лишь вихрящихся спиралевидных побегов и других орнаментальных мотивов. При высоком профессиональном мастерстве исполнения такая вещь может произвести известное впечатление на людей, лишенных художественного вкуса. На самом же деле она относится к тому разряду изделий, которые определяются известной народной поговоркой: «не умел сделать изящно — сделал богато». В наших музеях древнерусского искусства имеются превосходные образцы русской скани. Так, по краю потиры (чаши) XV века из Загорского историко-художественного музея, изготовленной мастером Иваном Фоминым, золотая скань расположена крупным спиралевидным орнаментом. Ее оттеняет, как основную часть убранства, гладкий кованый металл. В то же время оклад из плотной по рисунку скани XVI века на Мстиславовом евангелии из Исторического музея в Москве служит своего рода фоном для финифтяных (эмалевых) вставок. Скань получила распространение и в наше время. В послевоенные годы ею увлекались в таких старых центрах художественной обработки металла, как костромское Красное село, владимирская Мстёра, село Казаково Горьковской области. Сканные изделия стали выполняться и в Москве. Золоченую медную скань начали применять на спортивных кубках, сухарницах, портсигарах и особенно часто на подстаканниках, всевозможных пряжках для женского платья и т. п. Основным недостатком большинства перечисленных изделий было либо несоответствие скани назначению предмета (портсигары, сухарницы), либо перенасыщенность орнамента (подстаканники, декоративные вазы). Однако в искусстве нашей скани за последнее время наметилось более верное и художественно ценное направление. Оно выразилось как в лаконичности ясно и красиво построенного орнамента, так и в художественном такте применяемых декоративных приемов. Такова, например, декоративная ваза со сканью, выполненная художницей 3. М. Зенковой. Казалось, что для такого предмета, как ваза, скань противопоказана — ажурная ваза из металлического кружева скани лишена смысла. Однако художница создала хороший образец простой, но выразительной по форме вазы, где скань лишь украшает металлическое тулово вазы-стакана. На первый взгляд можно подумать, что примененная здесь скань — витая и гладкая проволока — грубовата. Действительно, взятая сама по себе, она слишком толста, но на фоне гладкого металла, окруженная большими просветами фона, не производит такого впечатления, поскольку размер, толщина проволоки, как и масштаб орнамента, соответствуют высоте вазы и ее лаконичной форме, напоминающей вытянутей стакан. Не меньшую роль играет здесь и построение простого узора. Он состоит лишь из ритмически расположенных параллельных волнообразных стеблей, от которых также ритмично отходят в стороны веточки — каждая с листиком и двумя спиралевидными усиками, в конце которых помещены малень ие шарики — зернь (по древнерусской терминологии). Однородность построения узора, его лаконизм и ясность составляют основные достоинства искусства художницы, говорят о ее сдержанном, но благородном художественном чутье, умении создавать цельное от начала до конца произведение. Вместе с тем здесь нет ни одной детали, ни одного штриха, которые бы напоминали какие-то древние, архаические формы. Эта вещь по-настоящему современна и вместе с тем высокохудожественна. С неменьшим совершенством применяется скань в ювелирных женских украшениях. В некоторых из них она занимает хотя второстепенное, но все же важное место, обрамляя драгоценные или полудрагоценные (поделочные) камни. Такого рода украшения заметно распространились за последнее время. Красивые и различные по расцветкам яшма, агат, оникс и другие камни потребовали соответствующей оправы. Особенно подошла здесь скань, поскольку ее узорность отвечала узорности многоцветного камня — его прожилкам, пятнам и рисунку. В ряде подобных изделий применены и витая, но вытянутая теперь по прямой проволока, что отвечает прямым и протяженным срезам — граням камня, и своего рода цветочки с шариками в центре (так называемая зернь), что оттеняет красоту узора камня. Помимо этого, блики на зерни вторят игре света на полированной поверхности камня. Часто эти декоративные формы скани сочетаются с гладкими полосками металла простого профиля или другими декоративными элементами, также играющими немаловажную роль в показе красоты камня. Именно масштабность узора, его соответствие общему размеру изделия, яркость, гармоничность и простота красивого рисунка орнамента скани не только должны служить путеводной звездой в работе художника, но являются художественным достоянием современного советского искусства художественной обработки металла.
От: Bira,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|