ПЛАСТМАССА Пластмасса — новый материал, рожденный современной химией. Он и легок, и хорошо формуется и, по желанию, может быть прозрачным. Он хорошо прессуется, штампуется и льется под давлением. Все эти свойства, особенно последние, позволяют выпускать различные по формам и назначению изделия из пластмасс невиданными по количеству «тиражами», что, естественно, открывает перед художниками-прикладниками большие возможности. Пластмассы — материал не только настоящего, но и в полной мере будущего. Разнообразие свойств пластмасс, легко воспринимающих различные цвета, привлекло внимание художников. Однако господствовавший в послевоенные годы «стиль излишества и украшательства» неоправданно вызвал пренебрежительное отношение к пластмассам, как к материалу слишком дешевому, не драгоценному, не способному вы полнять те сверхграндиозные задачи, которые в те годы ставились перед декоративно-прикладным искусством. Поэтому в области пластмасс подвизались в большинстве случаев те «художники», которые были лишены как подлинного таланта, так и элементарного художественного чувства материала. Вместо того чтобы задуматься над созданием изделий из пластмассы, где бы пластмасса обрела свое собственное художественное лицо, где бы с необходимой полнотой Были показаны ее разнообразные качества, эти «деятели от искусства» принялись создавать бесчисленное множество самых различных предметов, в которых более или менее точно воспроизводились приемы и формы других материалов. Так появились ажурные рамочки, повторявшие прорезные изделия из кости или скульптуру малых форм из слоновой или моржовой кости. Чайные чашки или разнообразные тарелки точно следовали формам фарфора. В оргстекле бормашиной вырезывались то букетики роз или иных цветов, то даже целые пейзажи, воспроизводившие известные приемы помещения в бутылках петушков, оснащенных парусами кораблей, и т. п.
В подобных изделиях изобразительные мотивы принимали откровенный натуралистический характер, приводя в восторг мещанскую по своим вкусам среду, поскольку все это выглядело «как настоящее». Именно подобная тенденция в освоении пластмассы, по существу, дискредитировала ее как своеобразный и оригинальный материал. Изделия, выполненные из пластмассы, всегда выглядели подделкой. Серьезные изменения в художественном освоении пластмасс наступили за последние годы. В работу включились многие художники декоративно-прикладного искусства. Они поставили себе целью найти для пластмассы такие формы, такие приемы обработки, которые с первого же взгляда говорили о новом материале и его разнообразных свойствах, способствующих созданию предметов, удовлетворяющих практические нужды человека и радующие глаз своим художественным обликом. Особенно трудно было в пластмассе преодолеть зависимость от форм фарфора, так прочно занявшего свое видное место в нашем быту. Ведь формы фарфоровой посуды, отработанные десятилетиями, достигли такой законченности, что, казалось, здесь вряд ли что можно изменить и создать новое, оригинальное. Однако группа художников, посвятивших свое творчество пластмассам, предложила ряд привлекательнейших изделий, которые со всей очевидностью свидетельствуют о первом крупном успехе в этой области. Вот, например, конфетница Л. Н. Уртаевой. Художница воспользовалась здесь одним свойством пластмассы, который подобен старой инкрустации: чаша-лоток одного цвета вштампована в другую; внутренняя поверхность совершенно гладкая, лишь различная окраска говорит о проходящей здесь границе, которая, к слову сказать, своей криволинейной формой вносит в предмет определенный декоративный элемент, снизу же мы ясно видим, что конфетница состоит из двух сопряженных, одинаковых, но разных по цвету лотков. В целом мы имеем здесь удивительно простое, но вместе с тем декоративное по форме произведение, которое мы сразу же определим как изготовленное из пластмассы. Конечно, скептики скажут, что из фарфора или фаянса можно изготовить такое же по форме и расцветке изделие. Однако в керамике подобная сопряженность двух чаш будет искусственной, а не органичной. Помимо этого, и оттенок цвета будет иной и роспись, повторяющая органическую раскраску двух лотков из пластмассы, спресованных в одну, также будет в значительной мере искусственной. Органичность конфетницы Л. Н. Уртаевой постигается в большей мере, когда мы сравним ее произведение со стаканом для кистей и лотком, а также сухарницей-блюдом А. М. Воробьевой. Изделия последней и современны, и декоративны. Их цвет, в особенности контрастно сопоставленные друг с другом части, осуществленные посредством прессования, бесспорно, не только привлекательны, но и говорят о том, что это пластмассовые вещи. Но желтое пятно на дне красной сухарницы не выглядит впрессованным, так же как желтый верх стакана и часть лотка. Здесь художница, скорее, идет от современной росписи, в которой так ценятся сейчас крупные декоративные плоские пятна различной формы. Сервиз же для ягод той же А. М. Воробьевой наделен несравненно более высокими художественными качествами, неоспоримо свидетельствующими о собственном лице искусства пластмассовых изделий. Так, в прозрачные пластмассовые тарелки впрессованы глухие цветные серединки. Аналогично сделаны и ложки, где собственно ложка прозрачна, а ее ручка цветная. Такое соединение прозрачного бесцветного материала и глухого цвета, казалось, может быть Свойственно, например, цинко-сульфидному стеклу. И обтекаемость форм ложек (обязательное свойство материала пластмассы при изготовлении изделий способом литья), и четкая граница между прозрачной пластмассой и цветной, и даже известная толщина изделий — все говорит о том, что наши художники находятся на пути художественного освоения этого нового материала. Новые художественные формы и свойства пластмассы сказываются и в той группе изделий, которые обычно легко выполняются в фаянсе и фарфоре. В туалетном приборе Ю. А. Слувиса художественные особенности пластмассы проявили себя не только .в контрастном сопоставлении двух цветов, не только в их специфической расцветке, столь органичной для пластмассы, но и в деталях каждого предмета, как, например, в несколько оттянутом крае тарелки, в ножках пудреницы, в форме шишечек-держалок. Аналогичное можно сказать и о наборе предметов для завтрака Н. Т. Полевого, где обтекаемость форм каждого предмета выражена особенно полно. Освоение скульптурных форм пластмассы сказалось и в миниатюрных статуэтках. Особенно убедительны они в «Рыбах коралловых Рифов» Ю. А. Слувиса. Художник, подобно М. А. Павловскому в стекле, соединил в своих привлекательных произведениях прозрачный материал оргстекла с яркими глухими цветными полосами пластмассы, достигнув запоминающегося декоративного силуэта, контрастного декоративного цветового построения и выразительности самих скульптурных форм. В стекле чувствуется ручная работа мастера, вооруженного тем или иным инструментом (стекло горячее, и прикоснуться к нему рукой невозможно). В пластмассе же у Ю. А. Слувиса выступает вязкая, вытянутая масса, заполнившая тщательно приготовленную художником интересную по силуэту форму. Более «стеклянная», великолепная по композиции и форме рыбка В. Жиляева. Это «стекловидность» произведения художника свидетельствует, насколько труден путь освоения пластмассы, выявления ее специфических художественных свойств. Естественно, что большие возможности для декоративной мелкой пластики представляет оргстекло, прозрачный, искусственно созданный материал. Оно может обоснованно конкурировать со скульптурой из стекла. Литье из стекла не только сложно, но, главным образом, пока что дорого, так как изготовление повторных экземпляров в той же мере невозможно. Оргстекло же несравненно дешевле и производительнее, так как удачное произведение может быть повторено неоднократно. Кисловодский художник М. С. Хажакян, обратившись к оргстеклу для изготовления ряда небольших статуэток, постарался показать его тягучие, плавкие формы, не нарушая характерных очертаний и поз изображаемых животных. Таков, например, его «Жираф» или маленькая по размеру «Чомга». Используя световые отблески и блики, как и затененные внутренние зоны, художник добивается большой декоративности своих весьма скромных по форме произведений. Любая утрировка поз, обострение силуэта и разворот пластичной формы, так частых в мелкой пластике при других материалах (дерево, кость, керамика), были бы здесь неуместны и даже ухудшили бы качества произведения. Декоративные свойства оргстекла настолько сильны, что художник, скорее, обязан стремиться к сдержанности пластического и силуэтного построения своего произведения, нежели к его повышенной экспрессии. Бесспорно, что перед художниками, работающими в этом новом материале, встают увлекательнейшие задачи самого различного характера. источники не указаны (прим. адм.)
От: Bira,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|