Опубликовано: Август 2, 2010
Кружево, как искусство в СССР и России Время появления кружева как украшения одежды или в виде самостоятельных декоративных изделий до сих пор не выяснено. Но очевидно, что кружево, с его сложным переплетением многих нитей, образующих определенный узор, должно было возникнуть уже после изобретения различных видов ткачества, а также шитья, когда ткань превращалась в руках искусной мастерицы в красивое узорное изделие, воспринимавшееся часто на просвет. Техника кружевоплетения заключается в умелом и последовательном переборе нитей, предварительно намотанных на особые деревянные катушки-коклюшки. Плетение кружева осуществляется по рисункам-скалкам, нанесенным проколами булавок на плотную бумагу или картон; последние закрепляются на небольшой подушке цилиндрической формы. К вставленным по «скалкам» булавкам и прикрепляются нити кружева во время работы. Естественно, что булавки; располагаются в «узловых» местах рисунка. Ритмический перебор коклюшек в определенном порядке создает то подобие тканной леи ты — велюшку, то звездчатую сетку-решетку, то цветочный или геометрический узор различной плотности. Многие детали кружевного рисунка имеют соответствующие местные названия. Древнейшие образцы русского кружева относятся в основном к XVII веку. В то время они изготовлялись из золотых или серебряных металлических нитей, потому что украшенные ими народные мужские и женские одежды шились из шелковых тканей (бархат, аксамит и т. д.), обильно насыщенных золототканными узорами. Такие кружева окаймлял» оплечье, обшлага и подол, как правило, широких и просторных одежд, лишенных мелких складок и изгибов. Благодаря такому покрою кружево было хорошо видно даже на значительном расстоянии.
Подобные кружева-оторочки уже тогда обладали одним преимуществом по сравнению с вышивкой. Их рисунок был свободнее, линии узора красиво изгибались или свивались в спирали, образовывали порой замысловатые решетчатые фигуры, напоминая как бы увеличенную в масштабе золотую металлическую скань. Даже геометризованный рисунок кружев XVII столетия отличается мягкостью общего настроения. Не менее красиво и декоративно русское кружево XVIII — первой половины XIX века, когда оно в большом количестве применялось в отделке уже европейского по своему покрою платья. Число рисунков кружева резко возрастает, его техника совершенствуется, достигал иногда поражающей тонкости, сам рисунок становится сложнее. Кружево шло на пышные жабо и манжеты мужских кафтанов. Обилие мелких складок самих жабо или их пышная, как бы взбитая форма, естественно сказывались на изменении масштаба и рисунка узора. Еще больше кружево применялось в женских нарядах — в особенности на широких юбках, корсажах платья. Из кружева делались головные платки и наколки. Естественно, что все эти изделия требовали соответствующего рисунка, поражавшего своей тонкостью и вместе с тем хорошо видного при любых условиях. Все эти кружева выполнялись из льняной, а также и шелковой нити. В XIX веке в обиход вошла хлопчатобумажная нить, занимающая и сейчас видное место в изготовлении кружева. Рассмотрение далеко не полного перечня кружевных изделий XVIII —XIX веков представляет не только историко-художественный интерес. Мы наблюдаем определенную масштабность и характер рисунков в построении узора, смену мотивов, что всегда находится в зависимости от назначения кружева. Вместе с тем можно заметить и определенную разницу между кружевом, изготовлявшимся в крестьянской и городской ремесленной среде, как говорится «для себя», и кружевом, шедшим на продажу — на рынок для состоятельных классов: дворянства и купечества. В последнем случае преобладают мотивы, заимствованные из одновременного западноевропейского искусства того же времени, а первое сохраняет узоры, часто восходящие к образцам и формам древнерусской вышивки. Помимо этого, декоративные свойства русского народного кружева выражены, пожалуй, сильнее и отчетливее, что имеет немаловажное значение для современного советского кружевоплетения. Остановим, например, наше внимание на распространенном кружевном мотиве русских северных подзоров для кроватей. По сторонам расцветшего дерева или обобщенной женской фигуры с поднятыми руками стоят сказочные птицы — петухи. Вся композиция строгого, уравновешенного, можно сказать, геральдического характера. Но формирующая контур фигур узкая полоса ленты (полотнянки-велюшки) придает рисунку мягкость, а многочисленные выступы последней (гребешки, крылья и хвосты птиц, головной убор женской фигуры и т. д.) большую декоративность. Мелкая решетка фона, как и каймы-прошвы, обрамляющие этот, фризовый по построению, рисунок. усиливают декоративность узора. Аналогичный прием применен и в нижней части подзора. Вместе с тем его отличают своего рода крупные фестоны-зубцы. Они вторят примененному здесь узору и усиливают декоративность нижнего края, без чего весь подзор выглядел бы не столь нарядным. В целом подзору свойственны определенная монументальность, мерный, неторопливый ритм и торжественность, что определялось местом и характером кровати, поставленной в видной части крестьянской чистой горницы. В наше время изготовление кружева сосредоточилось в Вологде, Кирове (бывшей Вятке), Ельце, Киришах под Ленинградом и вокруг Михайлова (близ Рязани). Каждый из этих центров кружевоплетения имеет свои особенности и приемы. Если вологодское кружево отличают ширина и четкость полотняной ленты — велюшки и пристрастие к узорным решеткам, то кировским кружевам свойствен более мягкий и живописный рисунок, не столь резкое его сопоставление с решетками и меньшая ширина велюшки. Елецкие кружевницы прилагают много усилий для освоения орнамента из реалистически трактованных растительных форм. Общую разреженность ленты велюшки, как и всего геометризованного рисунка кружева, следует считать специфической чертой кружева Киришей. Михайловскому же рязанскому мерному кружеву свойствен цвет (в основном красный, с добавлением синего и других тонов) и веерообразное построение узора. Современные русские кружевные изделия образуют две группы. С одной из них вы встречаемся на выставках, с другой — на прилавках магазинов. Первая, обычно, отличается большим размером, высоким совершенством исполнения, изобретательностью узора. Назовем в качестве признанного примера кружевной большой занавес художницы А. А. Кораблевой «Русские мотивы», заслуживший высокую оценку на Брюссельской выставке 1958 года. Автор привлек старые декоративные мотивы рассмотренного выше подзора. Диковинные птицы, напоминающие петухов, чередуются с женскими фигурами в кокошниках. Ввод легких цветных нитей, как и дополнительного мотива веточек по сторонам фигур, усилил нарядность занавеса. Художница нашла и необходимый здесь относительно крупный масштаб фигур и согласованный рисунок фона, хорошо оттеняющий основные орнаментальные формы, и общий современный характер произведения. Несмотря на зависимость от прежних декоративных мотивов, весь художественный строй говорит о том, что занавес сделан в наше время. Нет сомнения, что такие изделия могут благотворно влиять на художников, вдохновляя их на новые художественные искания. Однако все же этот занавес по существу лишь притягательный выставочный экспонат, выполненный в традициях старого русского (вологодского) кружева. Кружевные изделия, продающиеся в магазинах, иного порядка. Тут и скатерти, и дорожки, и салфетки, и многое другое. Некоторые из них столь же интересны, как занавес «Русские мотивы». Вот, например, скатерть художницы П. Г. Петровой, выполненная в Ельце в 1954 году. Ей свойствен умело скомпонованный, довольно плотный по композиции рисунка орнамент. Ему противостоит сетка-решетка, образованная из словно искрящихся звездочек, несколько похожих на васильки. Но как бы ни были хороши подобные скатерти, мы все же невольно усомнимся в их целесообразности в условиях современного жилого интерьера, так как в быту они непрактичны, да и весь их рисунок при пользовании скатертью будет постоянно закрыт лежащими на столе предметами. Такая скатерть призвана быть лишь самостоятельным украшением комнаты и только. Но ставить в комнате бесполезный стол, накрытый такой роскошной кружевной скатертью, требующей, помимо того, вокруг себя большого простора, в небольших комнатах просто невозможно. Поэтому изготовлять подобные кружевные скатерти, как бы красивы они ни были, лишено всякого смысла. Кроме того, изготовленные вручную, они стоят очень дорого. Обратимся к покрывалам на кровать. С точки зрения простой гигиены кружевные покрывала на шелковых чехлах крайне непрактичны — они лишь сохраняют пыль. Да и зачем кровать превращать в какой-то торжественный, затянутый кружевами и шелком катафалк?! А дорожки? — спросит читатель. На этот вопрос следует ответить следующим образом: вы не заметили, что столовое белье со всеми его, в прошлом, многочисленными салфетками, салфеточками, дорожками и т. д. постепенно выходит из употребления (за исключением чайной скатерти с ее небольшими салфетками). Вместо белой льняной с вытканным узором скатерти — скатерть из пластмассы, вместо салфеток — тонкая папиросная бумага и т. д. Следовательно, кружевные дорожки и небольшие салфетки-подкладки для обеденного и даже чайного стола, надо прямо сказать, менее практичны и применяются все реже. Они отжили свой век, превратившись в никчемные «украшения» мещанского пошиба, заняв место на крышках пианино и тому подобных, вовсе для них не предназначенных местах. Можно все же применить кружевные изделия в обстановке современной комнаты, но, конечно, ограниченно. Например, в виде небольшой скромной салфетки-скатерти, украшающей лишь верхнюю доску стола, но для чистоты и опрятности прикрытую сверху в ширину стола стеклом. Можно назвать еще небольшие по размеру «салфетки» под столовой или, скорее, чайный прибор на подносе, круглые кружевные подкладки, под стакан или чашку чая, абажурный кружевной платок. Вот, пожалуй, и все. Кружево, как известно, служит красивой отделкой женского платья. Но и тут в настоящее время отчетливо ощущается ограниченность его применения. И все же различного рисунка и цвета мерное кружево с успехом находит себе место в женском и детском платье. Введение в кружево бисера или цветной плотной по фактуре нити повышает его декоративную роль, главным образом в виде своеобразных прошв. Не менее привлекательны кружевные воротнички и манжеты при всей простоте и строгости их обычно геометрического рисунка. В то же время предприятия, изготовляющие кружева ручным способом, по-прежнему зачастую выпускают лишенные смысла изделия, которые прихотливостью и богатством орнамента скорее портят, нежели воспитывают вкус. У читателя может создаться впечатление, что искусство кружевоплетения как вид декоративно-прикладного искусства изживает себя. Но это не так. Ведь, например, можно же применять кружево в вечернем или свадебном женском платье. Но если подумать о стоимости такого платья, то отпадет всякое желание применить для этой цели кружево. По-видимому, настало время серьезно задуматься над механизацией изготовления тех изделий декоративно-прикладного искусства и кружева, в частности, в производстве которых до сих пор в силу инерции применяют ручной труд. Кружево, изготовленное вручную, слишком дорого. Применение машины в кружевоплетении — в изготовлении штучных изделий (машинное кружево — мерное и полотно — давно уже существуют) принесет не только большую практическую пользу, но и разовьет художественную орнаментальную сторону.
От: Bira,   -
-
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|