Опубликовано: Август 2, 2010
Лаки в живописи
Помимо росписи по дереву и железу, существует роспись масляными и темперными красками, чаще всего небольших коробочек, изготовляемых особым способом из картона. Такая роспись за последнее время обычно стала называться лаковой росписью, поскольку лак играет большую роль как в изготовлении изделий, так и в украшающей их живописи. Родиной производства подобных предметов из картона сделалось подмосковное Федоскино. Простой картон склеивают в несколько слоев. Затем его прессуют, пропитывают вареным льняным маслом и сушат в особых печах при сравнительно высокой температуре. В итоге получается весьма твердый и крепкий материал, не уступающий по прочности дереву. Из него опытные столяры изготовляют различного рода коробочки, которые перед началом живописных работ тщательно грунтуются. После росписи изделия покрывают прозрачным лаком, затем опять сушат, снова полируют, добиваясь зеркального блеска. Подобный процесс изготовления из картона (или, пользуясь французским термином, «папье-маше») различных предметов принят и в остальных, возникших в наше время центрах росписи по лакам — в Палехе, Мстёре, Холуе. Тут живописные работы выполняются яичной темперой, что связано с местными традиционными навыками.
История федоскинской живописи по лакам восходит к концу XVIII века, когда в 1795 году купец П. И. Коробов открыл здесь производство лаковых табакерок. Однако роспись на них появилась несколько позднее. Уже в середине XIX века, когда дело перешло к Лукутиным, федоскинские коробочки получили широкую известность. Для богатого покупателя писалась тонко выполненная миниатюра в виде портретов, пейзажей или сцен романтического характера. Для менее состоятельного потребителя изготовлялись табакерки или небольшие шкатулочки с торжественными «чаепитиями», знаменитыми «тройками», деревенскими плясками и семейными сценками. Часто мастера, прежде чем приступить к живописи, подкладывали под нее листочки сусального золота или серебра, создавав тем самым декоративный вид росписи «по сквозному». Тогда красочная крестьянская одежда или снежная поверхность вспыхивали яркими пятнами, чему немало способствовал и окружающий живопись черный фон. Но постепенно оригинальные композиции уступили место копиям со станковых картин. Такого рода роспись вплоть до настоящего времени занимает видное место в работе федоскинских мастеров. Копирование хороших оригиналов, однако, не означает, что художник добьется удовлетворяющих результатов. Ведь особенности миниатюрной живописи заключаются не столько в сильно уменьшенном масштабе изображения, сколько в яркой декоративности всей композиции и колорита. В миниатюрной живописи лучше всего удаются такие сюжеты и темы, в которых заключены сильные человеческие переживания и чувства. В то же время ей противопоказаны элегические мотивы, сложные психологические положения и переживания. Так, для росписи небольшой коробочки, обычно туалетного назначения, скорее подходит изображение танца или пейзажа с декоративными очертаниями деревьев и зданий, нежели тема, передающая раздумья человека или вид пустынного моря. Копирование в Федоскино произведений станковой живописи, преимущественно XIX века, декоративные свойства которой весьма ограничены, привело к утрате прежнего органического чувства декоративности. Ощущая этот недостаток, мастера стараются усилить декоративные качества своих произведений обращением к чрезмерному повышению роли цвета в миниатюре. Они то контрастно и резко сопоставляют те или иные цвета, то злоупотребляют живописью по металлизированному фону, то вводят в изобилии золото в саму живопись. Всеми этими приемами все же нельзя спасти слабые декоративные композиционные приемы самой росписи. Помимо этого, в Федоскине считают, что приемы самой живописи должны оставаться такими, какими они были в XIX веке. Это ограниченное и неверное понимание роли традиций дает себя знать в общем консервативном характере росписи по лакам не только в Федоскине, но и в остальных центрах миниатюрной живописи. Несмотря на эти консервативные тенденции, среди произведений Федоскина есть и отдельные удачные, где сквозь старые приемы миниатюрного письма проглядывают новые, более интересные и, без сомнения, по-настоящему декоративные. Такова, например, небольшая овальная коробочка С. П. Рогатова «Грузинка». Фигура танцующей молодой грузинки масштабна по отношению к общей форме коробочки. Формы и линейный строй рисунка проникнуты медленным, как бы плывущим ритмом восточного танца. Декоративность позы умело поддержана мерцанием темно-красного цвета благодаря металлизированной подкладке и рассыпанным по одежде искоркам чистого золота. Даже сам черный цвет окружающего фона приобрел красноватый оттенок. Естественно, что единство этой колористической гаммы благотворно сказалось на общей декоративности этого привлекательного произведения. К сожалению, подобные удачи редки в Федоскине. Роспись по лаку в Палехе, Мстёре и Холуе возникла в наше время — в 20-х годах текущего столетия. Прежде в течение ряда веков мастера этих сел были заняты писанием икон. Последние, как известно, представляют собой произведения, наделенные большой декоративностью, особенно необходимой в древних полутемных церквах с их узкими окнами, пропускающими мало света. Эта декоративность древнерусской иконы сказалась во всем — в композиции, в силуэте фигур, в цвете. Поэтому нет ничего удивительного, что высокие декоративные свойства иконы вместе с условными приемами самого письма не только проникли в произведения мастеров этих владимирских сел, но и сделались традиционными. Аналогичное отношение к проблеме традиций, то есть сохранение качеств и свойств искусства прошлого, сказалось здесь с неменьшей силой, чем в Федоскине. Так, в одно и то же время, в одну и ту же эпоху, при наличии одних, примерно, и тех же сюжетов и тем образовались отличные друг от друга направления в живописной миниатюре. Это разностилье порой рассматривается как некое богатство нашей художественной культуры, что вряд ли справедливо, тем более что при всем совершенстве иконописного искусства его приемами положительно невозможно выразить современную тему. Ведь современное художественное видение мира полярно противоположно как по содержанию, так и по форме художественному видению Древней Руси или крестьянскому миропониманию даже XIX века. Отмечая противоречивость самого стиля декоративной живописи Палеха, Мстёры и Холуя, все же нельзя не отметить развитое декоративное чувство их художников-мастеров. Среди художников-палешан старшего поколения первое место, бесспорно, принадлежало И. И. Голикову. С редким мастерством компоновал он многочисленные «битвы» и «тройки». Не менее остро в его произведениях было проявлено чувство цвета. Его произведения, подобно русским декоративным произведениям XVII века, полыхают красками, напоминая усольскую финифть. И. И. Голикову особенно удавались кони, то мчащиеся через вихри снега, то схватившиеся друг с другом в яростной схватке, подобно их всадникам. Круто изогнутые конские шеи, их развевающиеся и закручивающиеся гривы, вздыбленные тела, детали сбруи — все было проникнуто редким динамизмом. Условное применение цвета, например, красного для изображения конских тел, не только не мешало общему впечатлению, но, наоборот, повышало декоративные свойства живописи. Не меньшие декоративные навыки проявляли палешане в изображении пейзажей — сельского или городского, а также отдельных сцен, чаще всего почерпнутых из русского эпоса и мира сказов. Аналогичные высокие качества декоративной росписи по лакам встречаем мы и в ряде произведений художников Мстёры и Хблуя, где зависимость от иконописи порой менее ощутима. Все они, как правило, сопровождаются ювелирно-тонким орнаментом, обрамляющим саму роспись или украшающим боковые поверхности коробочек. Растительные и геометрические мотивы сплетаются в сказочные узоры, напоминающие тончайшее кружево, выполненное из золотых нитей и золотого же бисера. Однако желание создать драгоценное произведение часто ведет к ненужному увеличению форм изделий. Простые туалетные коробочки превращаются в никому не нужные ларцы, сплошь покрытые, словно затканные, золотым орнаментом и многочисленными живописными сценками. Дальнейшее развитие живописи по лакам, по-видимому, пойдет по пути создания как утилитарных по назначению изделий, так и выработки новых декоративных приемов самой живописи, поскольку повторять иконописные формы лишено смысла.
От: Bira,   -
-
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|