Арт Деко, Ар Нуво, Модерн - черты стиля, примеры - картины, витражи, интерьеры
В этой статье мы рассмотрим стиль интерьера ар деко, ар нуво, модерн. Элементы стиля - живопись, архитектуру, элементы внутреннего пространства - мебель, шторы, люстры, картины и др. Здание Венского сецессиона Стиль модерн [ ар нуво, «тиффани» (по имени Луиса Комфорта Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siecle» во Франции, «югендстиль» в Германии, «стиль Сецессион» в Австрии, «модерн стайл» в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, "еловый стиль" (Style sapin) в Швейцарии.) получил распространение в 1918-1939 годах во Франции, отчасти в других европейских странах и США. В архитектурных формах и живописи преобладают извилистые линии, необычное сочетание дорогих и экзотических материалов, изображение фантастических существ, формы волны, раковины, драконов и павлинов, лебединых шей и томных женщин. В формах — подчеркнутая асимметрия. Листья, цветы, стволы и стебли, так же как и контуры тела человека или животного с присущей им асимметрией являются руководством к действию и источником вдохновения. В основе стиля — тезис, согласно которому форма в искусстве важнее содержания. Любое самое прозаическое содержание может быть представлено в высокохудожественной форме. Источником этой «новой формы» стали природа и женщина. Этому стилю свойственны изысканность, утонченность, одухотворенность, изменчивость. Из этого следовал определенный набор цветов — блеклые, приглушенные; преобладание плавных, сложных линий. Набор символов — причудливые цветы, морские редкости, волны. Стилевые свойства модерна иногда сопоставляют с пластической системой барокко, справедливо усматривая между ними некоторое сходство в желании художников использовать в качестве выразительных средств формы органической природы. Многое модерн также взял от искусства стан Азии.
фото: wm-painting.ru Всегда хорошо в таких интерьерах, равно, как и в интерьерах Арт Деко, смотрятся копии Майкла Паркеса, Густава Климта, Тамары Лемпицки, Альфонса Мухи, Врубеля, Билибина или Васнецова, а также работы современных художников пишущих в этом стиле, а так же американская графика определённой тематики. Многие художники этого стиля ( или периода) были очарованы восточной живописью - на картинах того же Густава Климта мы часто видим персонажей в китайских или японских одеждах. Поэтому в таких интерьерах не лишними будет и китайская или японская живопись. Приведём несколько произведений, на наш взгляд, подходящих к интерьерам в таких стилях.
Арт Деко (ар-деко) - популярное течение в международном декоративном искусстве 1925-1939 годов. Этот стиль исторически следует сразу за модерном. Он затронул такие сферы искусства как архитектура, дизайн интерьера, промышленный дизайн, индустрия моды, живопись, графика, кинематограф. Это движение в определенной степени сочетало в себе множество различных стилей и течений начала XX века, включая неоклассицизм, конструктивизм, кубизм, модернизм, баухаус, модерн и футуризм. Но в большей степени это модерн с примесью неоклассицизма. Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа или кожа акулы или зебры, редкие породы дерева, серебро). В Германии и СССР ар-деко превращается из модерна в «новый ампир». Пик популярности течения выпал на «бурные двадцатые», но и в 1930-е оно было достаточно сильно в США. В отличие от других направлений, зарождение которых уходит корнями в политику или философию, арт-деко нес исключительно декоративный смысл. В свое время стиль воспринимался как реакция на Universal Exposition (Юниверсал Экспозишн) 1900-го года. После известной выставки несколько французских художников создали официально зарегистрированную организацию La Société des artistes décorateurs (Общество архитекторов-декораторов). Среди ее основателей были Hector Guimard (Гектор Гимар). Париж в 30-ые годы 19 века оставался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Айлин Грей (Eileen Gray), изделия из кованного металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier. Символом Art Deco в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Отчасти вдохновлённые «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классическими представителями Art Deco в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия). Ар-нуво (французское произношение: [aʁ nuvo], англизировано до /ˈɑːrt nuːˈvoʊ/) - это международный стиль искусства, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, особенно декоративного искусства, которое было наиболее популярно в период между 1890 и 1910 годом. Стиль, представляющий собой реакцию на академическое искусство 19-го века, был вдохновлен природными формами и структурами, в частности изогнутыми линиями растений и цветов. На английском языке используется французское название «ар-нуво» (новое искусство). Этот стиль связан, но не идентичен стилям, возникшим во многих странах Европы примерно в то же время: в Австрии, он известен как «сецессионстиль» после «венского сецессиона»; в Испании как «модернизмо»; в Каталонии как «модернизме»; в Чехии как «сецесе»; в Дании как «скёнвирке» или «югендстиль»; в Германии как «югендстиль», «ар-нуво» или «реформстиль»; в Венгрии как «сецессзио»; в Италии как «арт-нуво», «стиле либерти» или «стиле флореале»; в Норвегии как «югендстиль»; в Польше как «сецесья»; в Словакии как «сецеса»; в России как «модерн»; а в Швеции как «югенд». Ар-нуво - это общий художественный стиль. Он охватывает широкий спектр изобразительного и декоративного искусства, включая архитектуру, живопись, графику, дизайн интерьера, ювелирные изделия, мебель, текстиль, керамику, стекло и металлические изделия. К 1910 году ар-нуво уже вышел из моды. В качестве доминирующего архитектурного и декоративного стиля Европы его сначала сменил ар-деко, а затем модернизм. Происхождение Новое художественное движение уходит корнями в Британию, в цветочные дизайны Уильяма Морриса и в движение Искусств и ремёсел, основанное учениками Морриса. Ранние образцы этого стиля включают Красный дом Морриса (1859) и Комнату павлинов Джеймса Эббота Макнила Уистлера. На новое движение также оказали сильное влияние художники- прерафаэлиты, включая, Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс, и особенно это касается британских художников-графиков 1880-х годов, среди которых Селвин Имеджи, Хейвуд Самнер, Уолтер Крейн, Альфред Гилберт, и в первую очередь Обри Бердсли. Во Франции стиль сочетал несколько разных тенденций. В архитектуре на него повлиял архитектурный теоретик и историк Эжен Виолет-ле-Дюк, заклятый враг исторического архитектурного стиля боз-ар. В своей книге «Entretiens sur l'architecture» 1872 года он писал: «Используйте средства и знания, данные нам нашим временем, без промежуточных традиций, которые сегодня не жизнеспособны, и таким образом мы сможем открыть новую архитектуру. Каждой функции свой материал; каждому материалу своя форма и орнамент». Эта книга повлияла на поколение архитекторов, в том числе на Луи Салливана, Виктора Орту, Гектора Гимара и Антони Гауди. Французские живописцы Морис Денис, Пьер Боннар и Эдуард Вюйар сыграли важную роль в объединении изобразительного искусства живописи с декоративным. «Я полагаю, что, прежде всего, живопись должна украшать», - написал Денис в 1891 году. «Выбор сюжетов или сцен - ничто. Именно за счёт соотношения тонов, окрашенной поверхности и гармонии линий я могу достигнуть души и пробудить эмоции». Все эти художники создавали как традиционную, так и декоративную живопись на ширмах, стекле и других материалах. Ещё одним важным влиянием на новый стиль стал японизм: волна интереса к японской ксилографии, особенно работам Хиросиге, Хокусай и Утагавы Кунисады, которые были импортированы в Европу, начиная с 1870-х годов. Предприимчивый Зигфрид Бинг основал в 1888 году ежемесячный журнал «Le Japon artistique» и опубликовал тридцать шесть номеров, прежде чем закрылся в 1891 году. Он повлиял как на коллекционеров, так и художников, включая Густава Климта. Стилизованные черты японских принтов появились в графике, фарфоре, ювелирных изделиях и мебели ар-нуво. Новые технологии в полиграфии и издательской деятельности позволили ар-нуво быстро достичь мировой аудитории. Художественные журналы, иллюстрированные фотографиями и цветными литографиями, сыграли важную роль в популяризации нового стиля. The Studio в Англии, Arts et idèes и Art et décoration во Франции, Jugend в Германии позволили стилю быстро распространиться по всем уголкам Европы. Обри Бердсли в Англии и Эжен Грассет, Анри де Тулуз-Лотрек и Феликс Валлоттон получили международное признание в качестве иллюстраторов. Благодаря плакатам Жюля Шере для танцовщицы Лои Фуллер в 1893 году и Альфонса Мухи для актрисы Сары Бернхардт в 1895 году, плакат стал не просто рекламой, а художественной формой. Тулуз-Лотрек и другие художники получили статус международной знаменитости. Форма и характер Хотя ар-нуво приобретал чётко локализованные тенденции по мере увеличения географического распространения, некоторые общие характеристики указывают на его форму. Описание, опубликованное в журнале Pan стенной гобелен «Цикламен» (1894) Германа Обриста, описав его как «неожиданные сильные кривые, образованные ударом хлыста», который стал известен в начале распространения ар-нуво. Впоследствии не только сама работа стала более известной как «Хлыст», но и сам термин «хлыст» часто применяется к характерным кривым, используемым художниками в стиле ар-нуво. Такие декоративные «хлыстовые» мотивы, образованные динамическими, волнообразными и плавными линиями в синкопированном ритме и асимметричной форме, встречаются во всей архитектуре, живописи, скульптуре и другим формам дизайна ар-нуво. Истоки ар-нуво находятся в борьбе художника Уильяма Морриса с громоздкими композициями и тенденциях возрождения 19-го века и его теориях, которые помогли создать движение Искусств и ремёсел. Тем не менее, обложка Артура Маккёрдо для «Городских церквей Рена» (1883) с её ритмическими цветочными узорами часто считается первой реализацией ар-нуво. Примерно в то же время плоская перспектива и яркие цвета японской ксилографии, особенно Кацушики Хокусай, оказали сильное влияние на формулу стиля ар-нуво. Японизм, популярный в Европе в 1880-х и 1890-х годах, оказал существенное влияние на многих художников своими органическими формами и обращением к миру природы. Помимо того, что вдохновленные Японией искусство и дизайн переняли такие художники, как Эмиль Галле и Джеймс Эбботт Макнейл Уистлер, их также поддержали бизнесмены Зигфрид Бин и Артур Ласенби Либерти в своих магазинах в Париже и Лондоне соответственно. В архитектуре широко распространены гиперболы и параболы в окнах, арках и дверях, а декоративные обломы превращаются в растительные формы. Как и большинство стилей дизайна, ар-нуво стремился гармонизировать свои формы. Текст над входом в парижское метро использует особенности остальной части металлической конструкции. Архитектура и дизайн интерьера в стиле ар-нуво избегает эклектичных возрождающихся стилей 19 века. Хотя дизайнеры ар-нуво выбрали и «модернизировали» некоторые более абстрактные элементы стиля рококо, такие как текстуры пламени и раковины, они также выступали за использование крайне стилизованных органических форм в качестве источника вдохновения, расширяя «естественное» разнообразие до использования морских водорослей, трав и насекомых. Другим влиянием были мягко-смешанные формы кнорпельверка 17-го века, лучше всего представленного в голландском серебре. Отношения с современными стилями и движениями Как стиль искусства, ар-нуво имеет сходство с прерафаэлитами и символизмом, а художники, такие как Обри Бердсли, Альфонс Муха, Эдвард Бёрн-Джонс, Густав Климт и Ян Тороп, можно отнести к более чем одному из этих стилей. Тем не менее, в отличие от символической живописи, стиль ар-нуво имеет отличительный внешний вид; и, в противоположность движению Искусств и ремёсел, ориентированному на ремесленников, художники ар-нуво легко использовали новые материалы, обработанные поверхности и абстракцию ради чистого дизайна. Ар-нуво не отказался от использования машин, как сделало движение Искусств и ремёсел. Для скульптуры, основными используемыми материалами были стекло и кованое железо, что привело к скульптурным особенностям даже в архитектуре. Керамика также была задействована в создании серий скульптур таких художников, как Огюст Роден. Архитектура ар-нуво использовала множество технологических новшеств конца 19-го века, особенно открытое железо и большие, нестандартные детали из стекла. Однако к началу Первой мировой войны стилизованный характер дизайна ар-нуво, который был дорогим для производства, вышел из употребления в пользу более упорядоченного, прямолинейного модернизма, который был дешевле и более подходил простой индустриальной эстетике, которой стал ар-деко. Тенденции стиля ар-нуво также проникли в местные стили. Например, в Дании такой тенденцией был один из аспектов скёнвирке («эстетическая работа»), который сам по себе более тесно связан со стилем Искусств и ремёсел. Кроме того, художники заимствовали многие цветочные и органические мотивы из ар-нуво в стиль Młoda Polska («Молодая Польша») в Польше. Тем не менее, Młoda Polska также включал в себя другие художественные стили и охватывал более широкое направление в искусстве, литературе и стиле жизни. Характерные особенности стиля ар-нуво в интерьереАр-нуво (или ар-ново) - это стиль, который возник в конце XIX - начале XX века и оказал значительное влияние на архитектуру и дизайн интерьеров. Вот некоторые характерные особенности стиля ар-нуво в интерьере: - 1. Органические формы: Стиль ар-нуво характеризуется использованием органических, изогнутых и плавных форм. Мебель, стены, потолки и декоративные элементы часто имеют изящные линии, напоминающие растительные или животные формы.
- 2. Природные элементы: Вдохновленный природой, стиль ар-нуво активно использовал природные элементы в интерьерах. Это могли быть стилизованные цветочные мотивы, листья, ветви, виноградные лозы, а также изображения животных и насекомых.
- 3. Применение криволинейных линий: В стиле ар-нуво широко использовались криволинейные линии, как в архитектуре, так и в декорировании интерьеров. Это может быть видно в изогнутых формах мебели, арок, оконных проемах и других архитектурных деталях.
- 4. Использование натуральных материалов: В интерьерах ар-нуво предпочитали использовать натуральные материалы, такие как дерево, камень, стекло и металл. Они могли быть органической формы или иметь элегантные изгибы, что создавало гармоничное сочетание природы и искусства.
- 5. Изысканный декор: Стиль ар-нуво известен также своим богатым и изысканным декором. В интерьерах использовались резьба по дереву, ковка, стеклянные панели с гравировкой, мозаика и другие декоративные элементы. Их целью было создать роскошное и утонченное ощущение.
- 6. Пастельные и приглушенные тона: Характерный цветовой палитрой для стиля ар-нуво являются пастельные и приглушенные тона, такие как лаванда, розовый, голубой, зеленый и песочный. Они создают атмосферу нежности и романтики.
Стиль ар-нуво в интерьере был популярен в своё время и до сих пор является одним из важных направлений в дизайне. Он привносит внутреннюю гармонию, элегантность и природную красоту в пространство.
Случайные примеры из галереи сайта:
Трудный выбор ( интерьер ар нуво ) :: Жорж Кроегаэр
|
Минуты спокойствия ( интерьер ар нуво ) ::
|
Комната в стиле Ар Деко
|
Предметы интерьера Ар Деко
|
Декор Арт Деко
|
Пуховка для пудры :: Жорж Кроегаэр
|
по теме: Фасады домов в стиле ар-нуво Будуар – женская территория в доме Витражная роспись. Делаем интерьер особенным Другие стили на сайте (добавлено администратором) -Бидермайер -Готика -Греческий римский декор -Индийский декор -Кантри -Мусульманский, арабский -Скандинавский декор -Хай-тек, Техно и Минимализм -Эклектика в интерьере -Венецианский дизайн интерьера -Японский стиль интерьера -Хай-тек, Техно и Минимализм
|
Витражи в стиле Ар нуво.
1
2
Очень интересно подается описание стилей в статье. Элементы данного направления хорошо впишутся в современный интерьер. Картины в стиле модерн хорошо подойдут для создания неповторимой атмосферы.
3
Интересные статьи, читаю и не могу оторваться. Картины, приведенные в качестве примера, завораживают.
4
Витражи просто потрясающие! Готова смотреть бесконечно!
Эта цветная мозаика, завораживает.
А еще они напоминает мне что-то из детства. То ли замысловатые узоры в калейдоскопе, то ли витражные картины, которые я, будучи еще ребенком, где-то видела. Но однозначно эмоции они у меня вызывают исключительно положительные.
Кстати, моя мечта – украсить окно в гостиной небольшим рисунком из цветного стекла. Хочется изобразить изящную кошечку, которая будто бы сидит на подоконнике и наблюдает за тем, что происходит за окном.
То есть все окно будет обычное прозрачное и лишь небольшой кусочек у самого подоконника будет украшен таким маленьким витражом. Мне кажется, это будет очень красиво и оригинально. Надеюсь, когда-нибудь удастся воплотить эту идею в жизнь.
5
В модерне просто фантастические витражи, настоящее произведения. Хочется сидеть и любоваться. В них есть какая-то романтичность. Мне нравится, что использование таких материалов как железо не добавило стилю холодности. Все материалы, элементы и цвета, которые обычно считаются жёсткими и тёмными, смягчаются и обыгрываются. Всё как-то обтекаемо.
6
Как интересно все преподнесено, яркие цвета и необычные фактуры. Кто-то любит этот стиль, все индивидуально
7