Опубликовано: Август 8, 2011
Художник Дени Морис (Denis Maurice) - жанровая живопись (картины и панно)
(1870, Гранвиль — 1943, Сен-Жермен-ан-Ле, близ Парижа)
Морис Дени (фр. Maurice Denis; 25 ноября 1870, Гранвиль — 13 ноября 1943, Париж) — французский художник-символист, иллюстратор, историк и теоретик искусства.
Дени Морис родился в 1870 году в Гранвиле. Его отец был железнодорожным служащим, а мать модисткой. В 1888 году Морис поступил в Академию Жюлиана, а затем в школу Изящных искусств. В 1890 году Морис создал группу Наби. В 1891 году художник участвовал в выставке в галерее Лебарка под названием «Импрессионисты и символисты». В 1903 году Дени Морис и Поль Серюзье посещают Германию. В 1909 году Морис едет в Москву, чтобы установить заказчику серию пано «История Психеи». В 1913 году он расписывал плафоны театра на Елисейских полях, в 1917 году расписывает церковь Сен-Поль в Женеве. В 1919 году Морисом была основана Мастерская церковного искусства. В 1924 году Морис расписывает купол Пти-Пале, а еще через четыре года он расписывает плафон лестницы здания сената в Париже. В 1932 году художник получил звание академика живописи.
Учился в Лицее Кондорсе (1881-1887), где его соучениками были Серюзье, Вюйар и Руссель. В 1888 в академии Жюлиана познакомился с Боннаром. Тогда же начал заниматься в Школе изящных искусств сначала у Лефевра, потом у Дусе. В1889 вместе с Серюзье, Боннаром, Вюйаром и Русселем участвовал в создании художественного кружка „Наби". Испытал влияние Пюви де Шаванна и Гогена. В 1890 впервые выставился в Салоне. Работал преимущественно в Сен-Жермен-ан-Ле. Бывал в Италии, Палестине, России. Нередко выступал в роли художественного критика и теоретика искусства. В 1919 вместе с Жоржем Девальером организовал „Мастерские священного искусства" („Ateliers d'art sacre"). В 1932 стал членом Института Франции. Писал портреты и пейзажи, мифологические и аллегорические композиции. Расписал ряд церквей Франции и Швейцарии. Умер Дени Морис 13 ноября 1943 года под колесами грузовика, который его сбил. Биография и картины
Морис Дени (Maurice Denis) родился 25 ноября 1870 года в нормандском местечке Гранвилль на берегу Ла Манша. Случилось это во время командировки его отца - служащего западной железнодорожной компании. Мать Марселя была модисткой. Постоянно семья жила в городке Сен-Жермен-ан-Лей, известном своим старинным замком. Видимо, все-таки место рождения как-то сказалось на пристрастиях художника, несмотря на то, что его детство прошло вдалеке от моря, морская стихия всегда его влекла.
"Автопортрет" 1916, Уффицы, Флоренция В 1882 году Марсель поступает в престижный парижский лицей Кондорсе, где также учатся будущие деятели искусств Эдуар Вюйяр, Кер-Ксавье Руссель и Орельян Люне-По, который в 1893 году основал Художественный театр. Обстановка в лицее видимо располагала к творчеству, и Морис начал брать уроки рисунка и копировать старых мастеров. В 1888 году он поступает в парижскую академию Жюлиан, а затем в Школу изящных искусств. Его захватывают новые идеи старших современников Сезанна, Пюви де Шаванна, Гогена. Вместе с другими молодыми художниками он создает группу Наби (на древнееврейском - пророки); стремится к возрождению традиций декоративной монументальной живописи - как церковной, так и светской. Он мечтает об идеальном братстве - братстве «пророков», которое объединит друзей. Однако это была скорее группа индивидуальностей нежели союз художников объединенных общей эстетической программой. Определенное соответствие колорита и стиля сблизили примерно на десятилетие таких разных художников как Валлотон и Боннар, Кер-Ксавье Руссель и Майоль, Лакомб, Вюйяр, Веркад и Серюзье. Они рядятся в экзотические одежды, проводят сеансы спиритизма и обсуждают на своих собраниях проблемы искусства. Кредо содружества «пророков» Морис Дени формулирует в статье, опубликованной в 1890 году в журнале «Ар э критик» («Искусство и критика»). Избрав объектом размышления Пюви де Шаванна, Дени приходит к выводу, что роль художника заключается не в рабском подражании природе, а в «визуализации» грез, - мысль, уже высказанная символистами. "Свадебное шествие" Уже будучи в зрелом возрасте, Дени, оглядываясь назад, дал символизму следующее определение: «Это искусство выражать с помощью пластических знаков и внушать с помощью живописных средств идеи, ощущения и чувства». Иными словами, подчеркивается непосредственная связь между живописным языком и состоянием души. Через мир видимый «просвечивает» мир невидимый. Духовное превалирует над материальным. Условие, которое диктовала декоративность, столь важное для любого художника, Дени сформулировал в своей знаменитой фразе о полотне как плоскостной первооснове произведения живописи: «Помните, что картина, прежде чем стать боевой лошадью, обнаженной женщиной или каким-нибудь анекдотом, является, по существу, плоской поверхностью, покрытой красками, положенными в определенном порядке». Дени получил прозвище «Наби красивых икон», данное ему по упрощенному и слегка архаичному характеру его живописи. Часто в качестве модели он использовал свою жену. Он женился на Марте Мерье в 1893 году. За недолгую совместную жизнь она родила ему семеро детей. Свадебное путешествие они совершают по Бретани. Во время этой поездки он создает свои лучшие картины, моделью для которых становится Марта. Так на свет появляются интимные образы, часто окрашенные нежным юмором. Самые счастливые дни жизни Мориса Дени связаны с романтической природой Бретани. Она навсегда запечатлелась в сердце художника, он будет все время возвращаться сюда. А в 1908 году он купит здесь виллу «Силенсио» (тишина), где будет жить месяцами. "Мать и дитя" "Фигуры в весеннем пейзаже" После путешествия в Италию (1895-1898 и 1907) искусство Дени все более приобретает традиционно-классический характер, проявившийся в больших декоративных композициях - стенных росписях, и лишается интимного обаяния. Его картины тяготеет к монументальным формам и декоративной гармонии и проникнуты религиозно-мистическими настроениями. Для этого периода характерны плоскостная стилизация, игра округлых вялых контурных линий, светлые, несколько слащавые краски. Он охотно выполняет росписи зданий, создает рисунки для витражей и гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации. Среди наиболее известных его произведений - росписи церкви в Везине (1901-1903), и плафон Театра Елисейских полей (1913) с аллегориями Танца, Симфонии, Оперы и Лирической драмы. В 1919 году после долгой болезни умирает его жена Марта. В 1922 году Дени женится на Элизабет Гратеролл. От этого брака у него будет еще двое детей. В творческом плане он уже не столь плодовит. В 20-е и 30-е годы Дени в основном оформляет церкви, пишет труды по теории искусств, читает лекции, путешествует. 13 ноября 1943 года жизнь мэтра неожиданно обрывается, он попадает под машину на бульваре Сен-Мишель и умирает в больнице. За свою долгую жизнь Морис Дени создал множество картин, но наиболее интересны, с моей точки зрения те, что написаны в период исканий, в конце позапрошлого и в самом начале прошлого века. Мне они кажутся воплощением образов Марселя Пруста: милые старинные городки, пикники с очаровательными девушками, пляжи... Именно этот период творчества Дени дал миру таких гениальных последователей как Эдвард Мунк и Борисов-Мусатов. Впрочем, не буду навязывать своего мнения, смотрите сами и делайте выводы. Известный коллекционер и меценат Иван Морозов в 1907 году заказал Морису Дени «Историю Психеи» для украшения концертного зала его особняка на Пречистенке в Москве. В январе 1909 года Морис Дени приезжал в Москву, чтобы на месте посмотреть выполненные им панно. «У моего Ивана Абрамовича множество русских картин... Дом очень респектабельный, просторный, чистый, обставленный строго, господствуют серые тона. Много цветов, сирени, ландышей, цикламенов», - писал Дени в дневнике, который он вел с юношеских лет. «Мой ансамбль панно находится изолированно, в большом, спокойном зале серого камня, с серой шелковой мебелью... Мой колорит звучит сильно...» Однако краски панно были излишне резкими, что заставило Дени слегка переделать их, а недостаточная слитность с архитектурой зала навела на мысль написать восемь добавочных холстов - шесть декоративно-орнаментальных и два, служащих развитию мифологического сюжета. Прислушивающийся к советам Дени, Морозов решает также украсить зал скульптурой. У друга Дени Аристида Майоля он заказывает для концертного зала четыре большие бронзовые фигуры из цикла Времена года, а сам Дени, помимо панно, делает для морозовского салона восемь высоких керамических ваз. В итоге, морозовский концертный зал становится уникальным художественным ансамблем. Художник Виноградов вспоминал, что приехавший в Москву «Дени безоговорочно, диктаторски приказал убрать всю мебель, недурную по вкусу и богатую, но, конечно, мешающую его панно. Все это было выброшено, а затем сделаны по чертежам Мориса Дени беленькие, узенькие, длинные скамеечки без подлокотников, неудобные и поставлены вдоль стен. Дени. акварелью на клочке бумаги сделал несколько разноцветных мазков и сказал, чтобы заказали такую ткань и обили эти скамеечки. Действительно, уже ничто не мешало его панно теперь». Андрей Евпланов Серия из тринадцати панно, а также керамические вазы и мебель, сделанные по эскизам Дени, предназначались для украшения концертного зала морозовского особняка на Пречистенке в Москве. Четыре бронзовые женские фигуры скульптора Майоля, друга Дени, великолепно дополнили морозовский ансамбль различных искусств. В начале войны 1941-1945 годов панно были сняты со стен и свернуты в рулоны. Раскрыты они были в 1951 году, после передачи в Эрмитаж. Панно первое." Пролетающий Амур поражен красотой Психеи" Панно второе. "Зефир переносит Психею на остров Блаженства" Панно третье. "Психея обнаруживает, что ее таинственный возлюбленный - Амур" Панно четвертое. "Психея, открыв шкатулку со сновидениями подземного царства, погружается в сон" Панно пятое. "В присутствии богов Юпитер дарует Психее бессмертие и празднует ее брак с Амуром" Панно шестое. "Родные покидают Психею на вершине горы"
Панно седьмое. "Амур переносит Психею на небо" Ваза фаянсовая 1910 "Вакх и Ариадна" "Марфа и Мария"
Украшение часовни колледжа Sainte-Croix du Vésinet (1899)
Украшение часовни колледжа Sainte-Croix du Vésinet (1899) Обнажённая, вид со спины Литография в 5 цветов. 1895 "Спящая молодая девушка" 1892 Пейзаж с зелеными деревьями (также известный как буковые деревья в Кердуле) (1893) "Две сестры" 1891 Мать и дитя "Портрет Ивонны Лероль" 1891 музей Д`Орсе "Битва Иакова с Ангелом" 1893 "Полифем" 1907 "Дань уважения Сезанну" 1900 "Портрет жены художника" 1893 "Мария посещающая Елизавету" 1894 "Кельтская богиня (Эпона)" 1905 "Музы" 1893 "Рай" 1912 "Пасхальное утро" 1891 "Невеста. Тройной портрет Марты" 1892 "Лестница в листья или Поэтический Арабески для Украшение потолка" "Галатея" 1917 "Регата на Перро" 1892 Серия Сезоны "Апрель" 1892 Серия сезоны - "Сентябрь или Сентябрь. Вечер" 1891 "Пятна солнечного света на террасе" 1890 "Хождение по мукам" 1889 "Зеленый берег моря. Перро-Гирек (Пастухи)" 1909 "Святой источник в Гиделе" Автопортрет, 1889 Ссылки:Символизм Модерн Литература: Дени М. От Гогена и Ван Гога к классицизму // Золотое руно — 1909. — № 5. — С. 63-69; № 6. — С. 64-68. Каталог выставки "Bonjour Russland" Дюссельдорф ( Германия ) 15.09 - 6.01.2007 г.
От: Bira,  
Скрыть комментарии (3)
Похожие темы:
|
Морис мастерски владел сразу несколькими, противоположными техниками. Конечно, своё прозвище за детскую наивность и некоторую недорисованность людей он заслужил. В то же время педантично прорисовывал детали, если это входило в его планы. Картины для морозовского особняка это прекрасно демонстрируют. История с внутренним интерьером добавляет финальный штрих к описанию характера этого гениального художника.
1
Удивительно, как по-разному художник умел писать свои картины. Многие из них наполнены образами, которые представлены фактически лишь округлыми контурами, заполненными цветом. Будто в полотне вырезаны отверстия, сквозь которые виден определенный фон. Такие фигуры кажутся почти безличными, ведь черты лица еле прорисованы. Видимо, автор хотел показать только общий образ этих персонажей, их тип, часть социума, которую они представляют, не акцентируя внимание на их персонах. Крайняя степень подобной техники достигнута в работе "Пятна солнечного света на террасе": все объекты изображены лишь силуэтно, плавно очерченными и залитыми разноцветными красками. Либо "Хождение по мукам" - автор максимально образно очертил своих героев, использовал простые цвета, без оттеночных переходов, игры света и теней. Казалось бы, картина должна была получиться плоской, но нет, она обладает объемом, глубиной и выраженным настроением. Интересно полотно "Лестница в листья", где фигуры девушек также имеют четкий [Развернуть]
2
Как по мне - слишком скучно. Люблю, когда в изображении много эмоций. Сразу чувствуется, что хотел сказать автор. Тут этого, к сожалению, не наблюдается.
3