С 1721 году обучал в петербургской типографии живописи и гравированию псковских иконописцев и художников живописной команды Канцелярии от строений, работал в императорских дворцах.
В 1728 году возвратился в Москву.
В 1735 - 36 годах был надзирателем Оружейной палаты.
Автор портрета Екатерины I с арапчонком 1725-26, (Государственный Русский Музей); портретов Петра 1, : том числе - знаменитого «Азовского» не сохранился).
Художественную манеру Адольского отличают свободный рисунок, светотеневая лепка объема (высветление отдельных частей формы и построение объема на контрасте освещенных и затененных участков), корпусная живопись, стремление передать фактурные качества поверхностей.
Адольский Иван Николаевич. «Портрет царевны Анны Петровны» После 1740 г. Холст, масло. 88,2x71,0.
Ранее ошибочно считался изображением вел. кн. Екатерины Алексеевны, типа Гроота. Идентифицирован на основании сравнения с портретами Анны Петровны.
Атрибуция на основании сходства ряда живописных приемов подтверждена результатами технико-технологических исследований (ГЭ). Датирован Г. В. Дубининой (Москва) 1740-ми гг. по покрою платья и форме серег, с предположением, что портрет написан спустя годы после смерти цесаревны, после воцарения Елизаветы Петровны, любимой сестрой которой была изображенная. Эта гипотеза представляется правомерной, поскольку Анну Петровну И. Н. Адольский мог портретировать еще при жизни.
Анна Петровна (1708-1728) - царевна, с 1721 г. - цесаревна, старшая дочь Петра I и Екатерины Алексеевны. С 1725 г. - жена герцога Голштейн-Готторпского Карла Фридриха. Мать императора Петра III.
Изображена в серебряном парчовом платье и горностаевой мантии, со звездой и лентой ордена св. Екатерины, с аграфом на груди, с диадемой из жемчужин и драгоценных камней, с серьгами.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
► АДОЛЬСКИЙ (Одольский) Иван-Большой Григорьевич (после 1686 (91?) - около 1758) «Портрет Екатерины I с арапчонком».1725-1726 гг.
Холст, масло. 264 x 200 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
► Неизвестный художник «Портрет Екатерины I с арапчонком». XVIII в., холст, масло.
Великолепная картина может служить наглядным примером того, каких успехов достиг русский мастер на пути создания барочного портрета. Всё в этом полотне помпезно, величественно. ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА, урождённая Марта Скавронская, изображена в рост гордо взирающей на зрителя сверху вниз. В правой руке она держит скипетр, левая рука покоится на короне, которую на золотой подушке подносит ей арапчонок. Парадный наряд украшен лентой и звездой ордена Святого Андрея Первозванного.
В пышном окружении (колонна, занавес, архитектурный пейзаж), чувствуется незаурядный талант Адольского-декоратора. Он уверенно передаёт фактуру тканей, умело использует цветовую гамму, построенную на сочетаниях насыщенных тонов. Правда, внимательный зритель отметит некоторую скованность позы, уплощенность фигуры.
Портрет неоднократно повторялся и копировался. Близкий вариант, также приписываемый мастеру, хранится в коллекции Екатерининского дворца, ещё один - во дворце-музее Бад-Пирмонт (Германия).
«Портрет Петра I»«Портрет Петра I», До 1725 г. Холст, масло. 38,5х29,5 овал.Предположительная атрибуция на основании сходства приемов письма и типа лица с большим парадным портретом Екатерины I И. Н. Адольского.
Петр I (1672—1725) — сын царя Алексея Михаиловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной. С 1682 г. правил вместе с братом Иваном, с 1696 — единодержавно. Первый российский император (с 1721 г.).
Изображен в доспехе и парчовой мантии на красном подбое, с Андреевской лентой; с длинными черными волосами и усами; на фоне неба, листвы и темно-коричневой драпировки.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
Источники:
Открытая онлайн энциклопедия русской живописи http://www.artsait.ru
https://www.liveinternet.ru/users/5114887/post264209952/
https://www.liveinternet.ru/users/5219213/post303964473
теги: портрет, портреты коронованных особ, русская живопись 18 века, портреты знаменитостей
Все вышеприведенные фото находятся в Общественном достоянии (прим. адм.)
Интересные полотна в качестве узнавания парадных костюмов монарших особ. Детализация и передача фактуры тканей и блеска драгоценностей — просто потрясает. Удивляют только странные пропорции лицо-плечи-руки у императрицы.
1
В 18 в. жанр портрета в России только начал формироваться и лишь к концу века получил развитие. Живопись Адольского еще отличает некоторая угловатость и наивность. Фигуры портретируемых еще недостаточно пропорциональны, моделировке форм не хватает объема. При этом присутствуют попытки реалистического изображения, вроде второго подбородка в портрете Анны Петровны. В трактовке нарядов легко прочитывается разность фактур. Узоры тканей и отдельные детали нарядов отличаются тонкой проработкой.
2
Работы художника отличают мягкие тона, плавные цветовые переходы, придающие фигурам объем и реалистичность. На этом "бархатном" фоне особенно выделяются изящные украшения парадных нарядов, их ювелирно прорисованные детали, блеск металла и камней. Даже в достаточно скромном, простом одеянии воеводы автор уделил внимание мелким деталям, благодаря чему оно выглядит более нарядным, аккуратным, "ладным".
3
Портреты в исполнении Адольского всегда впечатляют. Очень классная прорисовка лиц.
4