Рембрандт Харменс ван Рейн ( Рембрант Харменцон ван Рийн ) (15 июля 1606 г - 4 октября 1669 г) был голландским рисовальщиком и офортистом. Он считается одним из величайших художников и рисовальщиков в европейском изобразительном искусстве и наиболее значительным в голландской живописи. Его шедевры появились в период, который историки называют "золотым веком" Голландии.
Сегодня мир искусства почитает Рембрандта, который считается символом голландского "золотого века" и одним из самых важных художников для европейской культуры.
Характер его работ - люминизм; голландский художник действительно усвоил и реализовал урок Караваджо: свет является бесспорным героем его работ и определяет динамику построения картины, проникает в портреты, раскрывая их внутреннюю часть.
Самые знаменитые работы Рембрандта
В его самых знаменитых картинах вы, безусловно, заметите величие его колоризма и умелое и живописное использование света и теней.
Христос в шторме над Галилейским морем, 1633. Масло на холсте, фото здесь и далее: Общественное достояние
На картине изображено чудо Иисуса, успокаивающего воды во время шторма в Галилейском море в соответствии с описанием Евангелия от Марка. Это единственный морской пейзаж, написанный Рембрандтом, и довольно широко распространено мнение, что единственная фигура, смотрящая в сторону наблюдателя, - это автопортрет самого автора.
Ночной дозор, 1642. Холст, масло.
Творчество Рембрандта относится и к жанру коллективных портретов. На одном холсте представлены члены Амстердамского гражданского ополчения под командованием Франса Баннинга Кока и его лейтенанта Виллема ван Рюйтенбурча. Коллективный портрет был жанром, изобретенным голландскими художниками семнадцатого века, и имел функцию усиления гражданской гармонии, которая также возникла в результате действий социальных групп, выполняющих задачи высокой коллективной ценности. В случае «Ночного Дозора» большое полотно не просто статично представляет несколько человек в одной картине, но представляет действие в его развитии. Капитан Кок отдал приказ, чтобы ополчение двинулось, чтобы выполнить свой патруль. Затем участники группы организуются, чтобы каждый из них занял свою позицию и, таким образом, начал инспекционный раунд. На самом деле, на изображении ощущается суета этого движения, волнение готовности действовать в соответствии с ритуалом, настолько четко определенным, что оно должно было почти разворачиваться как процессия.
Похищение Европы, 1632. Масло на доскеКартина, одна из немногих работ с мифологическим сюжетом голландского художника, представляет миф о похищении Зевсом финикийской принцессы Европы в облике белого быка, описанный поэтом Овидием в его "Метаморфозах".
Даная, 1636. Масло на холстеСогласно классической мифологии Даная, дочь Акрисия, царя Аргоса, была любима Юпитером. Отец, напуганный пророчеством, запер ее в бронзовой башне, чтобы не дать ей иметь детей, но богу удалось овладеть ею, пролившись на нее в виде золотого дождя. Из этого союза родился Персей, который затем, как и было предсказано, случайно убил своего деда.
Рембрандт представляет женщину, лежащую на роскошной кровати с балдахином, когда она обнаженная и улыбающаяся приветствует свет, который ее охватывает; за ее спиной, за тяжелым красным бархатным занавесом, мелькает фигура старика, вероятно, отца Акрисия.
Пир Валатасара, 1636. Масло на холсте
Картина показывает влечение художника к сценическим представлениям театра, который в те годы пережил широкое повторное возрождение в Нидерландах, которые стали независимыми. Большое внимание Рембрант проявляет к платьям, воспроизведенным с особой тщательностью и тщательностью деталей. Изображенный эпизод взят из Книги Даниила (основой послужил библейский сюжет из Книги пророка Даниила (V, 1—30), входящей в Ветхий Завет). Валтасар, в то время как его город попал под осаду персидской армии, как правитель Вавилона, действительно, призывает великих царства к роскошному банкету, приказывая слугам разложить на столовых драгоценные столовые приборы, которые его отец украл из храма в Иерусалиме. Веселье было нарушено чудесным событием: рука выгравировала на стене еврейские слова: Mené, Mené, Téchel, U-Parsin. Только пророк Даниил сумел расшифровать загадку и развернуть ее в более широком смысловом плане. "Бог сделал счет твоему царству и положил ему конец. Ты был взвешен и нашел тебя бог легким; царство твое разделено и дано мидянам и персам”. Валтасар умрет в ту же ночь, и его правление будет разделено между вражескими государствами, как и было предсказано.
Галерея картин Рембрандта с описанием
(клик для деталей)
Вирсавия, читающая письмо Короля Давида |
Вирсавия за совершением туалета |
Даная |
Купание Сусанны |
Молодая женщина в кровати |
Молодая женщина, которой старуха удаляет занозу |
Сусанна и старцы |
Хендрикье на купании |
Пожилая женщина (Мать художника) |
Девушка у окна |
Героиня Ветхого Завета |
Портрет молодой женщины |
Профиль молодой женщины с веером |
Агата Бас |
Артемисия |
Берта Мартенс, жена Германа Думера |
Беллона |
Штудия света на пожилой женщине в белом головном уборе |
Лукреция |
Лукреция |
Портрет сидящей женщины |
Портрет стоящей женщины |
Портрет молодой женщины |
Мария |
Флора (портрет Саскии в виде Флоры) |
Хендрикье в виде Флоры |
Аристотель с бюстом Гомера |
Бородатый мужчина в берете |
Фредерик Рихель верхом |
Якоб Трипп |
Ян Шестой |
Йорис де Кауллери |
Поднимающийся мужчина |
Мужчина в берете |
Мужчина с увеличительным стеклом |
Мартин Лутен |
Старик в пальто с меховым воротником |
Портрет мужчины в военной одежде |
Портрет мужчины в восточной одежде |
Портрет мужчины в восточной одежде |
Портрет сидящего мужчины |
Портрет Германа Думера |
Портрет Якоба де Гейна Третьего |
Ефраим Буэно, еврейский доктор и писатель |
Портрет Йоханнеса Уотенбогарта |
Польский всадник |
Два молодых негра |
Авраам и ангелы |
Щедрые самаритяне (Добрые самаритяне) |
Музыкальная мастерская |
Автопортрет в шлеме |
Автопортрет с рукой на груди |
Автопортрет в виде апостола Павла |
Автопортрет в молодости |
Автопортрет в 23 года |
Автопортрет в 34 года |
Автопортрет в 63 года |
Автопортрет |
Автопортрет |
Автопортрет |
Автопортрет |
Автопортрет в кепке |
Автопортрет в широкополой шляпе |
Автопортрет в берете, с золотой цепочкой |
Автопортрет с выпью |
Автопортрет в берете, с горжеткой |
Автопортрет в берете с пером |
Автопортрет |
Автопортрет |
Автопортрет |
Автопортрет |
Автопортрет |
Автопортрет |
Автопортрет |
Автопортрет |
Автопортрет |
Автопортрет |
Автопортрет с муштабелем (Автопортрет в виде Зевксиса) |
Автопортрет с Саскией на коленях |
Иаков благословляющий детей Иосифа |
Иеремия оплакивающий разрушенный Иерусалим |
Еврейская невеста |
Иосиф, уличивший жену Потифара |
Иосиф рассказывает свои сны |
Иуда раскаивающийся, возвращение серебряных слитков |
Меняла |
Аман в опале |
Философ |
Минерва |
Вирсавия с письмом царя Давида |
Давид играет царю Саулу |
Давид с головой Голиафа перед Саулом |
Ослепление Самсона |
Похищение Ганимеда |
Похищение Прозерпины |
Самсон и Далила |
Самсон, загадывающий загадку за свадебным столом |
Моисей |
Симон с Иисусом |
Святой Павел и его письменный стол |
Сон святого Иосифа |
Святой Павел в тюрьме |
Фома неверующий |
Христос в Эммаусе |
Христос в Эммаусе |
Христос и неверная жена |
Пейзаж с замком |
Город на холме при надвигающейся грозе |
Зимний пейзаж |
Пейзаж с каменным мостом |
Пейзаж с крещением городского казначея |
Пейзаж с обелиском |
Пейзаж с повозкой |
Город на холме при надвигающейся грозе |
Чиновники суконного цеха |
Выступление стрелковой роты |
Урок анатомии доктора Тульпа |
Ян Риксен и его жена |
Корнелис Клаус Асло в разговоре с женой |
Быстро прославившись как портретист в молодости, в дальнейшей жизни Рембрандт подвергся многим испытаниям. Однако его рисунки и картины пользовались спросом на протяжение всей его жизни, его известность как художника не уменьшалась, и в течение 20 лет он был учителем практически каждого значительного художника в Голландии. Величайшие творческие подъемы Рембрандта в особенности проявились в портретах его современников, автопортретах и картинах на библейские сюжеты. Автопортреты, в которых он без тщеславия и предельно искренне изобразил себя, с неповторимой глубиной отражают всю жизнь художника.
Как в живописи, так и в граверном искусстве Рембрандт проявил отличное знание классической иконографии, которое дополнялось его собственным жизненным опытом; так, изображение библейской сцены складывалось из знания точного текста, его видения классической композиции и его наблюдений за еврейским населением Амстердама. Именно из-за его способности сопереживать человеческому состоянию Рембрандт был назван "одним из великих пророков цивилизации".
Рембрандт Харменцон ван Рийн родился 15 июля 1606 г в голландском городе Лейдене. Он был девятым ребенком Хармена Геритцона ван Рийна и Нильтген Виллемсдохтер ван Цайтбрук. Его семья была довольно зажиточной; отец был мельником, а мать - дочерью пекаря. В детстве он посещал латинскую школу и даже поступил в университет в Лейдене, но современники отмечают, что он испытывал непреодолимую тягу к живописи и вскоре он стал учеником исторического художника в Лейдене Якоба ван Сваненбурга, который проучил его 3 года. После недолгого, но очень важного периода ученичества у знаменитого художника Питера Ластмана в Амстердаме, Рембрандт открыл студию в Лейдене в 1624 или 1625 году вместе со своим другом Яном Ливенсом. В 1627 г. он начал принимать учеников, среди которых был Геррит Доу.
В 1629 г Рембрандта заметил государственный чиновник Константин Хайгенс, отец Кристиана Хайгенса (знаменитого голландского физика и математика), который позаботился о том, чтобы Рембрандт получил выжные заказы от королевского двора в Гааге. Вследствие этого принц Фредерик Хендрик продолжал покупать картины у Рембрандта вплоть до 1646 г.
В конце 1631 г. Рембрандт перебрался в Амстердам, который в то время очень быстро развивался, становясь новой деловой столицей Голландии, и начал работать профессиональным портретистом, поначалу с большим успехом. Он начал работать с торговцем произведениями искусства Хендриком ван Юленбергом, и в 1634 г. женился на его кузине Саскии ван Ейленберг. Саския происходила из хорошей семьи: её отец был адвокатом и бургомистром (мэром) Льювардена. Когда Саския, самая младшая из детей, осиротела, то она жила со старшей сестрой в Хет Бильте. Они поженились в местной церкви Св. Аннапарохи без его родственников. В том же году он стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. Также он приобрел учеников, среди которых были Фердинанд Боль и Говерт Флинк.
В 1635 г. Рембрандт и Саския переехали в свой собственный дом, на модной улице Ньюве Доленстраат. В 1639 г. они переехали в большой дом (сейчас там находится до-музей Рембрандта) на улице Йоденбреестраат, которая становилась так называемым еврейским кварталом; закладная на 13 000 гульденов возможно была первопричиной последующих финансовых трудностей. Именно там Рембрандту начали позировать его соседи-евреи, когда он писал сцены из Ветхого Завета. Хотя к тому времени Рембрандт и Саския были довольно состоятельной семьей, им пришлось пережить несколько личных трагедий; их сын Румбартус умер спустя 2 месяца после рождения в 1635 г. и их дочь Корнелия умерла в возрасте 3 недель в 1638 г. В 1640 родилась вторая дочь, которую также назвали Корнелией, но и она прожила чуть больше месяца. Выжил лишь их четвертый ребенок, Титус, который родился в 1641 г. Саския умерла в 1642 г. вскоре после рождения Титуса, предположительно от туберкулеза. Изображение умирающей Саскии является одной из самых волнующих работ Рембрандта.
Во время болезни Саскии няней для Титуса наняли Джерти Диркс, которая предположительно стала также любовницей Рембрандта. Она позже подала на Рембрандта в суд за нарушение обязательств и ей присудили алименты в размере 200 гульденов в год. Впоследствии Рембрандт добился заключения Герти в исправительную тюрьму (которая называлась «работный дом») в Гоуде после того, как узнал, что она заложила драгоценности Саскии, которые Рембрандт ей подарил.
В конце 1640-х годов у Рембрандта началась связь с молодой Недрикье Стофельс, которая прежде была его служанкой. В 1654 г. у них родилась дочь Корнелия, после чего Реформатская церковь обвинила её в том, что она совершила «акт прелюбодеяния с художником Рембрандтом». Хендрикье признала это и была отлучена от святого причастия. Рембрандту не было приказано явиться перед церковным судом, так как он не принадлежал к Реформатской церкви. Хендрикье и Рембрандт считались супругами, но Рембрандт на ней так и не женился, чтобы не потерять право на трастовый фонд Титуса, который был основан в соответствии с завещанием Саскии.
Рембрандт жил не по средствам, покупая произведения искусства , гравюры (которые он часто использовал в своем творчестве) и предметы старины, что, возможно и явилось причиной того, что в 1656 г. большинство его картин и антиквариата было распродано на торгах, во избежание банкротства. Список выставленного на продажу сохранился, и наглядно показывает, что, кроме работ старых мастеров, в его коллекции также имелись бюсты римских императоров, японские доспехи, многие предметы из Азии, коллекции по естествознанию и минералы; цены на торгах в 1657 и 1658 годах разочаровывали. Рембрандту также пришлось продать дом и печатный станок, и в 1660 году он переехал в более скромный дом на Розенграхт. Власти и кредиторы обычно предоставляли Рембранду кредит, исключение составляла только гильдия художников Амстердама, которая ввела новое правило, что никто в положении Рембрандта не мог заниматься продажей картин. Чтобы обойти это правило, Хендрикье и Титус стали заниматься продажей картин Рембрандта в 1660 г.
В 1661 году Рембрандт (или скорее бизнес Хендрикье и Титуса) получил заказ закончить роспись недавно выстроенного здания городского магистрата, но только после того, как Говерт Флинк, которого наняли прежде, неожиданно умер, не начав работу. Работу Рембрандта «Заговор Клаудия» отвергли и вернули художнику ; сохранившийся фрагмент являлся малой частью всей работы. В это время Рембрандт взял последнего ученика, Аэрта де Гельдера. В 1662 г он все еще писал портреты и другие картины на заказ. Когда Козимо Медичи III, великий герцог Тоскании в 1667 г. приехал в Амстердам, он также посетил Рембрандта.
Рембрандт пережил Хендрикье, которая умерла в 1663 г и Титуса, который умер в 1668, оставив маленькую дочь. Рембрандт умер через год после смерти своего сына, 4 октября 1669 г в Амстердаме, и был похоронен в обычной могиле в Весткерке.
См. ещё: Темы и стили картин Рембрантда, Рембрандт, как символ, подпись художника и оптическая теория
Картины художника по алфавиту: