Ян ван Эйк - фламандский живописец XV века, картины, биография, живопись (родился до 1395 г. в Маасейке, умер в 1441 г. в Брюгге), фото: Общественное достояние Ян ван Эйк, самый известный, новаторский фламандский живописец XV века. Как полагают, родом из деревни Маасейк в Лимбурге. Записи о его дате рождения не сохранились, но предполагается, что это приблизительно 1390 год; его карьера, однако, хорошо задокументирована. В 1422–1424 годах он работал при дворе Иоганна герцога Баварии, графа Голландии, в Гааге. В 1425 году его сделали придворным живописцем и камер-юнкером герцога Бургундии Филиппа Доброго. Он стал приближённым герцога и провёл несколько секретных миссий для него, включая поездку (1428–1429) в Испанию и Португалию в связи с переговорами, которые привели к браку (1430) Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской. Документы свидетельствуют, что в 1432–1433 годах ван Эйк купил дом в Брюгге. Он подписал и датировал ряд картин между 1432 и 1439 годами, каждая из которых написана маслом и покрыта лаком. Согласно документам, его похоронили 9 июля 1441 года. Ван Эйку традиционно приписывают изобретение живописи масляными красками, и, хотя это неправильно, нет никаких сомнений, что он усовершенствовал технику. Он использовал масляное связующее, чтобы представить самые разные предметы с поразительным реализмом в микроскопических деталях; например, он придавал нарисованным драгоценностям и благородным металлам яркий внутренний свет, с помощью тонкой глазури создавал световой эффект. Самой известной и самой спорной работой ван Эйка был один из его первых запрестольных образов, Гентский алтарь (1432) - полиптих, состоящий из двадцати панелей в церкви святого Бавона в Генте. На раме имеется неполная надпись на латыни, которая указывает на художников, которые работали над алтарём, такие как Хуберт и Ян ван Эйки. Обычно эта надпись интерпретируется так, что именно Хуберт ван Эйк (ум. 18 сентября 1426 г.), брат Яна, был тем художником, который начал роспись алтаря, а уже Ян его завершил. Согласно другой интерпретации, Хуберт не был не братом Яна, не художником, но он был скульптором, который вырезал сложную раму для алтаря. Из-за этого противоречия, атрибуция панелей, которые несколько отличаются по размерам и даже по стилю, имеет различия, в соответствии с доводами учёных, изучавших эту проблему. Одинаково знамениты свадебные портреты Джованни Арнольфини и его жены (1434 г., Национальная Галерея, Лондон). Художник подписывал их «Johannes de Eyck fuit hic 1434» (здесь был Ян ван Эйк), что доказывает его засвидетельствование церемонии. Другие значительные картины — Мадонна канцлера Ролена (1433–1434 гг., Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436 г., Музей Гронинге, Брюгге). Портрет четы Арнольфини, 1434, Национальная галерея, Лондон, фото: Общественное достояние Биография и творчество Яна ван Эйка Величайший живописец эпохи Возрождения Ян ван Эйк (ок. 1390-1441) открывает плеяду блистательных талантов в искусстве Нидерландов пятнадцатого столетия. Наряду с Робером Кампеном он явился зачинателем искусства Возрождения, знаменовавшего отказ от средневекового аскетического мышления, обращение художников к реальности, открытие ими в природе и человеке истинных ценностей и красоты. Ян ван Эйк представляет собой яркий пример личности ренессансной эпохи. Наделенный многими способностями, обладавший разносторонними обширными знаниями благодаря пытливому интересу ко всем явлениям действительности, Ян ван Эйк смело ломает старую средневековую систему изображения средств художественной выразительности, сделав язык реалистических форм главным способом воплощения своих идей.
Ян ван Эйк происходил из города Масэйка, расположенного в долине реки Маас. Он появился на свет где-то около 1390 года и скончался в Брюгге 9 июля 1441 года. Возможно, его учителем был старший брат Губерт ван Эйк, талантливый художник, умерший в 1426 году. Известно, что в 1420-е годы Ян работал над украшением замка графов Голландских в Гааге. В 1425 году он перешел на службу к бургундскому герцогу Филиппу Доброму, став его придворным живописцем, высоко ценимым и уважаемым, и переезжает жить в Лилль. В 1427 году художник был послан в Испанию, а в 1428— в Португалию для переговоров о возможной женитьбе герцога и для написания портрета предполагаемой невесты. Около 1430 года Ян ван Эйк переселяется в Брюгге.
Сохранилось немного произведений прославленного художника, но каждое из них представляет собой выдающееся явление в живописи. Многие картины датированы и подписаны характерным девизом ван Эйка: «Als ixh xan» («Как умею»).
Главным произведением Яна ван Эйка, безусловно, следует признать знаменитый Гентский алтарь, многостворчатый складень, находящийся в капелле св. Иоанна собора св. Бавона в Генте. В мае 1432 года алтарь был показан собравшимся и с тех пор является целью паломничества художников и любителей искусства. На внешних его створках изображены пророки и сивиллы, сцена Благовещения, святые Иоанн Креститель и Иоанн Богослов, заказчики алтаря Иосс Вейдт и Изабелла Борлют. Образы донаторов созданы с редкой жизненностью и пластической осязаемостью. Их фигуры более материальны, нежели другие, в образах этих гентских бюргеров выражен пафос живой конкретной реальности во всем ее убедительном правдоподобии. Ван Эйк демонстрирует мастерство иллюзорной передачи объемов и фактур каменных статуй Иоаннов, красоту драпировок в одеждах архангела Гавриила и мадонны, светящихся поверхностей медных кувшина и таза, глади белого полотенца, предметов, символизирующих чистоту девы Марии. Свет у ван Эйка означает акт божественного присутствия, но трактуется как вполне реальное явление, более того, художник имитирует как бы физическое его проникновение извне и пишет тени, будто бы отбрасываемые внутрь алтаря рамами его створок. Общая тональность внешних створок приглушена, таит в себе элемент таинственного ожидания, недосказанности. В праздничные дни алтарь открывался, достигая в ширину пяти метров, поражая великолепием колорита. Верхний ряд изображений начинается с центрального торжественного образа бога Саваофа, благословляющего все сущее, по сторонам его слева и справа читающая Мария и проповедующий Иоанн Креститель, затем по бокам стоят поющие и музицирующие ангелы, возносящие хвалу творцу, а по краям — Адам и Ева. Нагие тела прародителей человечества нарисованы явно с натуры, особенно это касается фигуры Адама. Нахождение их рядом с высшими персонажами христианской религии означало новое отношение к человеку в эпоху Возрождения. Нижние пять створок посвящены прославлению искупительной жертвы Христа, символом которой является стоящий на алтаре белый агнец. К нему собираются толпы людей, святые и праведники, мужчины и женщины, как бы все человечество.
Религиозное единение оборачивается сплоченностью и братством, духовной общностью всех народов на дивной мирной земле, благоухающей великим множеством цветущих деревьев и трав, осененной ясным голубым небом, залитой светом лучезарного солнца. Чувство гармонии вселенной и человека выражено также в легко обозримой композиции, особенно же в сияющей радостной звонкости красок. Мир ликующей красоты открывается глазам зрителя. В нем каждая малость драгоценна и необходима. Используя прозрачность масляных красок, ван Эйк добивается исключительных эффектов сияния поверхности изображения и правдивой точности воспроизведения формы. Лессировки увеличивают глубину цвета, его силу. Главный цветовой аккорд живописной системы алтаря состоит из пламенного красного, синего и зеленого цветов, сосредоточенных в одеждах Саваофа, Марии и Иоанна, Благодаря реалистическим приемам Гентский алтарь стал школой не только для нидерландских, но и европейских мастеров. Его изучали и неоднократно копировали.
Около 1434 года ван Эйк закончил другое знаменитое произведение — «Мадонна канцлера Роллена» (Париж, Лувр), где на коленях перед Марией с младенцем представлен известный деятель, добившийся высокого поста исключительно благодаря своим достоинствам — редкий случай в феодальном мире. Сквозь лоджию открывается красивейший ландшафт, первый панорамный пейзаж в европейском искусстве, дающий широкую картину жизни земли и человечества. Художник проецирует свои образы на этот прекрасный мир, связывая их значимость с идеей величественной вселенной.
В «Мадонне каноника ван дер Пале» (1436, Брюгге, Городской музей) ван Эйк изображает Марию с младенцем на троне в церкви романской архитектуры в окружении святых Донациана и Георгия, представляющего старого каноника.
Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Во всех деталях картины ван Эйк добивается впечатления величайшей материальности и вещественной осязаемости. Буквально ощутима пергаментная кожа старика с ее сухими морщинами и складками или жесткая светящаяся золотым шитьем парча ризы архиепископа Донациана, его митры с драгоценными камнями.
Ян ван Эйк был первым, кто начал создавать портреты, преследуя цель точнейшего воссоздания индивидуального облика модели и аналитического исследования натуры человека с ее разнообразными приметами и свойствами.
Сохранившиеся портреты свидетельствуют о его проницательности и высоком уважении к человеческой индивидуальности. К числу наиболее совершенных портретов относятся «Кардинал Николо Альбергати» (1431, Вена, Музей истории искусства), «Портрет молодого человека» («Тимофей», 1432, Лондон, Национальная галерея), «Портрет человека в красном тюрбане» (1433, Лондон, Национальная галерея), «Маргарет ван Эйк» (1439, Брюгге, Городской музей).
«Портрет четы Арнольфини» (1434, Лондон, Национальная галерея), написанный по случаю обручения богатого итальянского купца, друга ван Эйка, является первым парным портретом в европейском искусстве. Молодые супруги находятся в спальне своего дома и произносят клятву супружеской верности.
Предметы-символы красноречиво рассказывают о смысле сцены: апельсины намекают на райское блаженство, туфли — на супружескую преданность, статуэтка св. Маргариты — на благополучные роды, зажженная свеча в люстре означает символически-мистическое присутствие божества, освящающего таинство. В зеркале отражаются две фигуры, а над ними на стене читается надпись, намеренно выделенная: «Ян ван Эйк здесь был», поясняющая, что художник выступал в качестве свидетеля при этом старом нидерландском обычае обручения дома, не в церкви.
В основе всех изображений ван Эйка лежит крепкий, большей частью сделанный с натуры, рисунок. Великолепным примером графического мастерства художника служит «Св. Варвара» (1437, Антверпен, Королевский музей изящных искусств) — предмет долгих споров ученых, не пришедших к единому мнению, является ли это произведение законченным рисунком или ненаписанной картиной. Серебристый рисунок сделан тончайшей кистью по загрунтованной доске, вставленной в авторскую раму с надписью: «Иоанн ван Эйк меня сделал в 1437 году». За спиной прекрасной девы, сидящей на холме с книгой и пальмовой ветвью мученицы в руках, идет строительство башни, являющейся ее атрибутом, но трактованным ван Эйком в жанровом ключе с изображением массы трудовых эпизодов.
Ян ван Эйк был одним из величайших гениев, чье творчество, исполненное огромной духовной силы и глубины идей, стало источником, живительным для развития искусства Нидерландов и других стран Европы. Список использованной литературы:- «Молодёжи об искусстве» Тийу Вийранд Таллинн 1990г.
- Большая Советская энциклопедия.
ещё:
От: Mishlen,  
Скрыть комментарии (70)
Похожие темы:
|
Обзор по художнику от Александра Таирова.
1
ЯН ВАН ЭЙК. "Гентский алтарь". Библейский сюжет
2
Мадонна каноника ван дер Пале
1436. 122х158
Ян ван Эйк – фламандский живописец, величайший художник своего времени. Ван Эйк усовершенствовал технику письма масляными красками и стал, таким образом, родоначальником Золотого века нидерландской живописи.
3
Ян ван Эйк – Портрет четы Арнольфини (фрагмент)
1434
Национальная галерея, Лондон (National Gallery, London).
фото картин Яна ван Эйка: Общественное достояние
4
Дрезденский триптих (левая створка - Архангел Михаил с донатором)
1437. 27х8
Где находится: Галерея старых мастеров, Дрезден (Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden).
5
Празднество при дворе герцога Бургундского Филиппа Доброго
Музей изящных искусств, Дижон (Musée des Beaux-Arts, Bourgogne, Dijon).
6
Маргарита, жена художника
1439. 32х26
Национальная галерея, Лондон (National Gallery, London).
7
Мужчина с гвоздикой
41x31
Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин (Gemäldegalerie, Berlin).
8
Благовещение
1434-36. 90.2x34.1
Национальная галерея искусств, Вашингтон (National Gallery of Art, Washington).
9
Мадонна с Младенцем, святыми и донатором (ван Эйк и мастерская)
ок1440. 47х61
Коллекция Фрик, Нью-Йорк (Frick Collection, New York).
10
Святая Варвара
1437. 32х18
Королевский музей изящных искусств, Антверпен (Koninklijk Museum Voor Schone Kunsten, KMSKA, Antwerpen).
11
Мадонна канцлера Ролена
1434-36, 66х62
Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).
12
Портрет мужчины в красном тюрбане (Автопортрет ?)
1433. 26x19
Национальная галерея, Лондон (National Gallery, London).
13
Джованни Арнольфини
30x21
Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин (Gemäldegalerie, Berlin).
14
Папский легат кардинал Никколо Альбергати
1431-32
Художественно-исторический музей, Вена (Kunsthistorisches Museum, Wien).
15
Дрезденский триптих (фрагмент)
1437
Галерея старых мастеров, Дрезден (Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden).
16
Распятие, Страшный суд (ван Эйк и мастерская)
ок1430. 56,5x19,7 каждая створка
Музей Метрополитен, Нью-Йорк (Metropolitan Museum of Arts, New York).
17
Мадонна Лукка
1436. 65.7x49.6
Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне (Städelsches Kunstinstitut, Frankfurt am Main).
18
Мадонна в церкви
ок1440. 31x13
Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин (Gemäldegalerie, Berlin).
19
Мужской портрет
1432. 33x19
Национальная галерея, Лондон (National Gallery, London).
20
Мадонна у фонтана
1439. 19x12
Королевский музей изящных искусств, Антверпен (Koninklijk Museum Voor Schone Kunsten, KMSKA, Antwerpen).
21
Бодуэн де Ланнуа
1435. 26x19
Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин (Gemäldegalerie, Berlin).
22
Ян де Леув
1436. 24х19.
Художественно-исторический музей, Вена (Kunsthistorisches Museum, Wien).
23
Мужчина с кольцом
ок1430. 19,1x13,2
Национальный музей Брукенталя, Сибиу (Muzeu Naţional Brukenthal, Sibiu).
24
Дрезденский триптих (правая створка - Святая Екатерина Александрийская)
1437. 27х8
Галерея старых мастеров, Дрезден (Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden).
25
Три Марии у гроба Господня (или Хуберт ван Эйк)
1425-35. 71x90
Музей Бойманса - ван Бёнингена, Роттердам (Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam).
26
Святой Франциск, принимающий стигматы (атр.)
1438-40. 12.7x14.6 см
Художественный музей, Филадельфия (Museum of Art, Philadelphia).
27
Дрезденский триптих
1437. 27х8, 27х21, 27х8
Галерея старых мастеров, Дрезден (Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden).
28
Святой Иероним в келье
ок1435. 20х13
Институт искусств, Детройт (Detroit Institute of Arts, Detroit).
29
Туалет дамы (копия утраченной работы)
27,2х16,3
Музей искусств Фогг Гарвардского университета, Кембридж (Fogg Art Museum, Harvard University, Cambridge).
30
Мадонна канцлера Ролена (фрагмент)
1434-36, 66х62
Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).
31
Путь на Голгофу (копия утраченного оригинала)
1505-15. 97x130
Музей изобразительных искусств, Будапешт (Szépművészeti Múzeum, Budapest).
32
Святой Франциск Ассизский, получающий стигматы
1430-40. 29x33
Савойская галерея, Турин (Galleria Sabauda, Torino).
33
Лик Христа (Копия утерянной картины)
44x32
Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин (Gemäldegalerie, Berlin).
34
Мадонна с Младенцем (копия утраченной картины)
ок1435. 26,3x19,4
Национальная галерея Виктории, Мельбурн (National Gallery of Victoria, Melbourne).
35
Поклонение агнцу
137x242
36
Гентский алтарь (створки открыты)
350x461
37
Гентский алтарь с закрытыми створками
38
Святые отшельники
148x54
39
Поющие ангелы
164x71
40
Дева Мария Благовещения
41
Праведные судьи (копия утраченной створки работы Яна ван дер Векена )
145x51
42
Дева Мария
168x75
43
Донатор (Йос Вейдт)
44
Жена донатора (Лисбетт Борлю)
45
Ангел Благовещения
46
Поклонение Агнцу (фрагмент - Проповедники веры)
47
Музицирующие ангелы
164x73
48
Пророк Михей
49
Святые пилигримы
148x54
50
Поклонение Агнцу (фрагмент - Святые мученицы)
51
Ева
213x32
52
Иоанн Креститель
53
Иоанн Богослов
54
Эритрейская сивилла
55
Христово воинство
149x54
56
Кумская сивилла
57
Пророк Захария
58
Адам
213x37
59
Вседержитель
212x83
60
Иоанн Креститель
168x75
61
Поклонение волхвов
14,3x12,5
Берлинский гравюрный кабинет, Берлин (Kupferstichkabinett, Berlin).
62
Портрет кардинала Альбергати
1435. 21,2x18
Дрезденский гравюрный кабинет, Дрезден (Kupferstichkabinett, Dresden).
63
Мужской портрет
21x14,3
Берлинский гравюрный кабинет, Берлин (Kupferstichkabinett, Berlin).
64
круг -- Диптих с Иоанном Крестителем и Мадонной с Младенцем
37х46
65
копия -- Придворные на рыболовле
25х39
часть 3 Лувр
66
Фонтан благодати и торжество церкви над синагогой
1430, 181 смx119 см, панель, масло.
Часть 4 Музей Прадо
67
Благовещение (1435)
68
Картины отличает необыкновенная четкость, ясность, чистота живописи. Все элементы, даже самые мельчайшие прорисованы до мелочей, как, например, отражение супругов Арнольфини в зеркале за их спиной, или детали одежды, городского пейзажа, являющегося лишь фоном. Чисты все линии и цвета, они показывают, насколько самоотверженно автор посвящал себя работе, не просто созданию произведения живописи в момент вдохновения, но именно кропотливому, тяжелому, требующему терпения труду.
69
Достаточно интересные работы. Поражает отличная детализация объектов.
70