ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
Вам могут быть интересны следующие ресурсы:


 
Коллекция
 

World Modern Painting

коллекция китайской живописи

collection

Коллекция китайской живописи


От: Волков Олег


Опубликовано: Февраль 11, 2006

Изобразительное искусство Китая (Энциклопедия нового Китая)

Начиная с правления династий Шан и Чжоу и до эпохи Весны и Осени (Чуньцю) и Сражающихся царств (Чжаньго) (16-3 вв. до н.э.) были распространены богато украшен­ные ритуальные сосуды и другие из­делия из бронзы. Живопись на шелке впервые появилась в эпоху Сражаю­щихся царств. Самыми ранними изде­лиями, известными на сегодняшний день, являются рисунки на шелке из погребений времен царства Чу; на од­ном изображены человеческие фигу­ры, драконы и птицы феникс, на дру­гом - люди верхом на драконах. В царствование династий Цинь и Хань (221 до н.э. - 220 н.э.) полу­чила развитие фресковая живопись. Она была распространена не только во дворцах и храмах, но и при захо­ронениях. Погребальные фрески дина­стии Хань найдены в провинциях Хэнань, Шаньси, Шаньдун, Хэбэй, Ганьсу, Ляонин, Цзилинь. Скульптурные изображения воинов и лошадей, выполненные из глины в натуральную величину, были обнару­жены в могиле Цинь Шихуана, пер­вого императора династии Цинь, а каменные - на пути к захоронению генерала Хо Цюйбина. Обе скульп­турные группы вполне реалистичны, каждая из них представляет собой уникальное произведение. Бурный  расцвет храмовой живописи падает на  период  династий   Вэй, Цзинь и Северных и Южных династий 220 по 581 г. Распространение буддизма в этот период привело к созданию скульптурных и настенных изображений Будды в горных пещерах. Самыми знаменитыми из них, известными во всем мире, являются пешерные храмы и монастыри Кизил Синьцзяне, Юньган в Датуне (про­винция Шаньси), Лунмэнь в Лояне (провинция Хэнань) и Дуньхуанские пещеры Могао в провинции Ганьсу. Создание Дуньхуанских пещер нача­лось в 366 г. и продолжалось более тысячи лет. 492 пещеры до сих пор находятся в прекрасном состоянии, в них  сохранились  2500   глиняных скульптур, украшенных росписью, и фрески площадью 45 тыс. кв.м. Круп­нейшим художником и теоретиком живописи того времени был Гу Кайч-жи (ок. 345-406).

Новых вершин мастерства китайское ис­кусство достигло в период правления ди­настий Суй и Тан, Пяти династий и ди­настии Сун (581-1279), когда сформи­ровались основные школы, где ведущее положение занимала традиционная ки­тайская живопись. Наиболее ранней из известных пейзажных свитков является работа Чжан Цзыцяня "Уходящая вес­на", относящаяся к эпохе Суй. При ди­настии Тан появилась плеяда знамени­тых художников, таких, как Янь Ли-бэнь, Юйчи Ицзэн, Ли Сысюнь, У Дао-цзы и Ван Вэй. Пейзажная живопись до­стигла расцвета в периоды Пяти дина­стий и династии Северная Сун. Картины "Путешествующие вдоль горного пото­ка" и "Горы, покрытые снегом" кисти Фань Куаня являются сохранившимися до нас сокровищами древнего искусства. Гу Хунчжун, живший в эпоху Пяти ди­настий, известен картиной "Ночная пирушка Хань Сицзая", изображающей веселящихся людей. К жанровой живо­писи того периода относится картина Праздник Цинмин на реке Бяньхэ" ху­дожника Чжан Цзедуаня, отражающая жизнь Кайфэна, столицы Северной Сун. Продолжала развиваться пещерная скульптура в типично китайской мане­ре. Характерными надгробиями того времени являются каменные изваяния на дороге к Цяньлину (захоронению танского императора Гао-цзуна и импе­ратрицы У в Цяньсяне (провинция Шэньси) и скульптуры в семи импера­торских могилах в уезде Гунсянь (про­винция Хэнань) периода династии Се­верная Сун.

китайская древняя живопись, Лошадь, период династии Танг

"Лошадь", период династии Танг (618-907), 8-ой век, музей "Метрополитен"

Эпоха династии Юань (1271 -1368) из­вестна выдающейся живописью тушью. В период династий Мин и Цин (1368- 1911) происходит стремительное разви­тие этого вида живописи. Наиболее из­вестными памятниками скульптуры то­го времени считаются каменные фигуры из минских захоронений в Нанкине и Пекине. Ксилография, первоначально использу­емая для изготовления священных буд­дийских книг во времена династий Суй и Тан, стала одним из видов искусства в период династий Мин и Цин. Иллюстра­ции к романам, оперным либретто и ис­ториям о чудесах, новогодние картинки, выполненные народными умельцами, и альбомы, созданные профессиональны­ми художниками, - все это было сдела­но при помощи такой искусной печати. Дальнейшая типично китайская эволю­ция ксилографии - использование ту­ши нескольких цветов. Среди наиболее известных ранних образцов иллюстра­ций, выполненных этим способом, - "Записки из Кабинета десяти бамбуков" минской эпохи и "Альбом из сада вели­чиной с горчичное зернышко" эпохи Цин. Древняя китайская живопись имела свою собственную оригинальную мане­ру письма, существенно отличавшуюся от западной. Если западные живописцы опирались на игру цвета и светотени, то манере китайских художников присуще прежде всего использование линий. Ин­струментами живописца были кисти, тушь, акварель и бумага, хорошо впиты­вающая влагу, либо шелк. Множество точек или мазков кисти могли создать обемный образ реки Янцзы на узкой полоске бумаги или шелка. Таковы основные черты традиционной китайской живописи. После образования КНР китайская живопись стремительно развивалась. На Первой Всекитайской выставке традиционной живописи, проходившей в 1953 г. было представлено 240 работ двухсот художников. На Второй выстав­ке (1956 г) количество работ возросло до 940 а число участников - до 600. По­мимо этих двух всекитайских выставок, неоднократно проводился показ работ живописцев в провинциях и городах, а также в воинских подразделениях по всей стране. И на всех них традиционной китайской живописи отводилось важное место. Китайские художники, отобра­жавшие жизнь страны, раскрывали со­временные темы, используя новую тех­нику рисунка. К работам, объединенным общим названием "Живопись нового Китая", можно отнести картины: "Взы­вающая мать" Цзян Яня, "Снежная бу­ря в пустыне" Хуан Чжоу, "Первоклас­сная шерсть" Е Цяньюй, "Два барана" Чжоу Чангу, "Заготовка пищи на снеж­ную ночь" Ян Чжигуана и "Восемь от­важных ныряльщиков" Ван Шэнле. Ра­бота "Народ и премьер" Лу Чэня и Чжоу Сыцуна была отмечена наградой на Все­китайской художественной выставке 1980 г., посвященной 30-летию со дня образования КНР, а работа "Путь до­мой" завоевала в том же году премию на Всекитайской выставке молодых худож­ников. Эти полотна не только были с во­сторгом встречены китайским народом, но и получили международное призна­ние. Ряд картин удостоен золотых меда­лей на международных выставках. Жанр живописи "птицы и цветы" явля­ется традиционным в искусстве Китая Современные пейзажисты продолжают изучать традиционную технику рисун­ка, а окружающая их жизнь дает новые темы для творчества и рождает собствен­ную индивидуальную. Наиболее известными представителями современной живописи являются Ци Байши, Сюй Бэйхун, Пань Тяньшоу, Ли Кучань, Тан Юнь, Юй Фэйань, Ван Сю-этао, Чэнь Баньдин, Се Цзылю, Чэнь Чжифо, Хуан Биньхун, Фу Баоши, Чжу Цичань, Лю Хайсу, Гуань Шаньюэ, Цянь Сунъянь, Ли Кэжань, Ли Сюнцдй, Чжао Ванъюнь, Ши Лу, Лу Яньшао и Сун Вэньчжи.

китайская живопись, Леди реки Ксиан, музей Метрополитен

Леди реки Ксиан,  1947 год
Фу Баоши ( 1904-1965), музей "Метрополитен"

Во времена "культурной революции" традиционная китайская живопись практически исчезла. После 1976 г. она начала возрождаться, в провинциях и городах были восстановлены или созда­ны вновь школы и академии, где стала изучаться национальная живопись. Пе­кинская академия традиционной китай­ской живописи - первое в Китае учреж­дение такого рода - была основана в но­ябре 1981 г. Ассоциации художников на всекитайском и местном уровнях часто устраивают дискуссии по вопросам тра­диционной живописи. Художники ищут пути совершенствования своей деятель­ности. В картине "Девять песен" моло­дого художника Ли Шаовэня удачно найдено сочетание техники традицион­ной китайской живописи и западной ма­неры письма. Автор ее завоевал звание лауреата премии Е Цяньюя. Помимо традиционной китайской живо­писи, в КНР получили развитие живо­пись маслом, резьба по дереву, скульп­тура, лубок, книжки-картинки и кари­катура. Техника живописи маслом изве­стна в Китае с конца 16 в. Китайские ху­дожники, писавшие маслом, с 1949 г. со­здали много замечательных полотен. Среди них "Торжественная церемония основания нового Китая" Дун Сивэня, "Одежда, запачканная кровью" Ван Шико, "Портрет Ци Байши" У Цзожэня, "Туннель войны" Ло Гунлю, "Пере­ход Красной армии через снежные вер­шины" Аи Чжунсина и "Отец" Ло Чжунли. Эти работы заслужили призна­ние китайского народа за глубину содержания и художественную форму, понят­ную простому человеку. Некоторые художники, опираясь на личный опыт, пытались поднять общезначимые социальные темы. При­мерами могут служить картины "Бес­страшно отдали свои жизни" Ли Биня и Чэнь Имина,  "Когда мы были мо­лодыми" Чжан Хунцзюня, "Навязан­ный договор" Ци Чэнсяна и "Отец и сын" Чжу Июна. Эти работы были посвяшены самым актуальным вопро­сам жизни общества и потому были горячо одобрены зрителями. Хотя ксилография издавна существова­ла в Китае, новое искусство резьбы по дереву   получило   развитие   лишь    в 1930 г., по предложению Лу Синя. В период революционной борьбы мно­гие выдающиеся мастера гравюры по­свящали свои работы острым социаль­ным вопросам жизни народа, показы­вали достижения нового общества в районах, где были созданы антияпон­ские демократические центры. После образования КНР мастера старшего поколения создали прекрасные работы о новом времени и новой жизни - такие, как "Путь через Желтую ре­ку" Ли Хуа, "Асма" Хуан Юнъюя, "Праздник Цинмин в 1976 г." Янь Ханя, "Ленин и китайский солдат" У Бидуаня, "Поездка к старому другу и боевому товарищу" Гу Юаня, "После собрания кадровых работников ком­муны" Ли Цюня, "Вечная молодость" Хуан Синьбо. Накануне Нового года в Китае практи­чески в каждой семье можно увидеть вы­вешенные картинки-лубки, символизи­рующие начало новой жизни и благопо­лучие. История искусства создания но­вогодних картинок в таких районах, как Янлюцин близ Тяньцзиня, Таохуау в Сучжоу и Вэйсянь в провинции Шань-дун, насчитывает несколько веков; они пользуются большим спросом и в Китае, и за рубежом.

китайская современная живопись Стройная сосна на горе Хуа

Стройная сосна на горе Хуа, 1972 г.
Ши Лу (1919-1982), музей "Метрополитен"

Китайские книжки-картинки чрезвы­чайно популярны у основной массы на­селения; художественный уровень ил­люстраций в них постоянно возрастает. Знаменитыми художниками-иллюстра­торами являются Хэ Ючжи, Лю Цзию, Хуа Саньчуань, Ван Шухуэй. Развивается также быстрыми темпами искусство карикатуры. Такие карикату­ристы, как Хуа Цзюньу, Фан Чэн, Дин Цун, Цзян Юшэн, Ин Тао, Би Кэгуань и Ляо Бинсюн, широко известны своими работами. В настоящее время в Китае действуют семь академий художеств трех ступеней: Центральная академия изобразитель­ных искусств, Академия художеств име­ни Лу Синя, академии художеств в Чжэцзяне, Гуанчжоу, Сычуани, Сиане, Тяньцзине. Кроме того, существуют от­деления изобразительного искусства в художественных и педагогических учи­лищах в провинциях, городах, в авто­номных районах. В большинстве академий художеств имеются факультеты традиционной ки­тайской живописи, живописи маслом, гравюры, скульптуры. В Центральной академии есть также отделение по изучению и обучению искусству создания новогодних картинок, иллюстраций, от­деление истории искусств. В академиях обучаются студенты, аспиранты, дейст­вуют краткосрочные курсы обучения молодых людей, желающих заниматься искусством в свободное время. Ведущими научно-исследовательскими институтами в области изучения изящ­ных искусств являются Институт изобразительного искусства и Институт традиционной китайской живописи при Академии искусств КНР.

 

Фото: музей "Метрополитен" www.metmuseum.org

 




Разделы портала, где вы можете посмотреть, заказать или приобрести картины современных китайских художников

 


картины современных китайских художников

Китайская живопись
Лошади
Пейзаж
Мифология и Религия Юго-Восточной Азии
Цветы и растения
НЮ
Музыкальные инструменты, танцы, национальные костюмы
Марининстика художников разных стран
Лидеры и звёзды

Рекомендуем вам также посетить раздел портала

Зарубежные галереи китайского искусства






Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.
« Ван Люши - Валентина Алиева, китайская живописьОбзор современной живописи Китая, Китайская живопись ([живопись реферат]) »