Изобразительное искусство Китая (Энциклопедия нового Китая)Начиная с правления династий Шан и Чжоу и до эпохи Весны и Осени (Чуньцю) и Сражающихся царств (Чжаньго) (16-3 вв. до н.э.) были распространены богато украшенные ритуальные сосуды и другие изделия из бронзы. Живопись на шелке впервые появилась в эпоху Сражающихся царств. Самыми ранними изделиями, известными на сегодняшний день, являются рисунки на шелке из погребений времен царства Чу; на одном изображены человеческие фигуры, драконы и птицы феникс, на другом - люди верхом на драконах. В царствование династий Цинь и Хань (221 до н.э. - 220 н.э.) получила развитие фресковая живопись. Она была распространена не только во дворцах и храмах, но и при захоронениях. Погребальные фрески династии Хань найдены в провинциях Хэнань, Шаньси, Шаньдун, Хэбэй, Ганьсу, Ляонин, Цзилинь. Скульптурные изображения воинов и лошадей, выполненные из глины в натуральную величину, были обнаружены в могиле Цинь Шихуана, первого императора династии Цинь, а каменные - на пути к захоронению генерала Хо Цюйбина. Обе скульптурные группы вполне реалистичны, каждая из них представляет собой уникальное произведение. Бурный расцвет храмовой живописи падает на период династий Вэй, Цзинь и Северных и Южных династий 220 по 581 г. Распространение буддизма в этот период привело к созданию скульптурных и настенных изображений Будды в горных пещерах. Самыми знаменитыми из них, известными во всем мире, являются пешерные храмы и монастыри Кизил Синьцзяне, Юньган в Датуне (провинция Шаньси), Лунмэнь в Лояне (провинция Хэнань) и Дуньхуанские пещеры Могао в провинции Ганьсу. Создание Дуньхуанских пещер началось в 366 г. и продолжалось более тысячи лет. 492 пещеры до сих пор находятся в прекрасном состоянии, в них сохранились 2500 глиняных скульптур, украшенных росписью, и фрески площадью 45 тыс. кв.м. Крупнейшим художником и теоретиком живописи того времени был Гу Кайч-жи (ок. 345-406).
Новых вершин мастерства китайское искусство достигло в период правления династий Суй и Тан, Пяти династий и династии Сун (581-1279), когда сформировались основные школы, где ведущее положение занимала традиционная китайская живопись. Наиболее ранней из известных пейзажных свитков является работа Чжан Цзыцяня "Уходящая весна", относящаяся к эпохе Суй. При династии Тан появилась плеяда знаменитых художников, таких, как Янь Ли-бэнь, Юйчи Ицзэн, Ли Сысюнь, У Дао-цзы и Ван Вэй. Пейзажная живопись достигла расцвета в периоды Пяти династий и династии Северная Сун. Картины "Путешествующие вдоль горного потока" и "Горы, покрытые снегом" кисти Фань Куаня являются сохранившимися до нас сокровищами древнего искусства. Гу Хунчжун, живший в эпоху Пяти династий, известен картиной "Ночная пирушка Хань Сицзая", изображающей веселящихся людей. К жанровой живописи того периода относится картина Праздник Цинмин на реке Бяньхэ" художника Чжан Цзедуаня, отражающая жизнь Кайфэна, столицы Северной Сун. Продолжала развиваться пещерная скульптура в типично китайской манере. Характерными надгробиями того времени являются каменные изваяния на дороге к Цяньлину (захоронению танского императора Гао-цзуна и императрицы У в Цяньсяне (провинция Шэньси) и скульптуры в семи императорских могилах в уезде Гунсянь (провинция Хэнань) периода династии Северная Сун. 
"Лошадь", период династии Танг (618-907), 8-ой век, музей "Метрополитен" Эпоха династии Юань (1271 -1368) известна выдающейся живописью тушью. В период династий Мин и Цин (1368- 1911) происходит стремительное развитие этого вида живописи. Наиболее известными памятниками скульптуры того времени считаются каменные фигуры из минских захоронений в Нанкине и Пекине. Ксилография, первоначально используемая для изготовления священных буддийских книг во времена династий Суй и Тан, стала одним из видов искусства в период династий Мин и Цин. Иллюстрации к романам, оперным либретто и историям о чудесах, новогодние картинки, выполненные народными умельцами, и альбомы, созданные профессиональными художниками, - все это было сделано при помощи такой искусной печати. Дальнейшая типично китайская эволюция ксилографии - использование туши нескольких цветов. Среди наиболее известных ранних образцов иллюстраций, выполненных этим способом, - "Записки из Кабинета десяти бамбуков" минской эпохи и "Альбом из сада величиной с горчичное зернышко" эпохи Цин. Древняя китайская живопись имела свою собственную оригинальную манеру письма, существенно отличавшуюся от западной. Если западные живописцы опирались на игру цвета и светотени, то манере китайских художников присуще прежде всего использование линий. Инструментами живописца были кисти, тушь, акварель и бумага, хорошо впитывающая влагу, либо шелк. Множество точек или мазков кисти могли создать обемный образ реки Янцзы на узкой полоске бумаги или шелка. Таковы основные черты традиционной китайской живописи. После образования КНР китайская живопись стремительно развивалась. На Первой Всекитайской выставке традиционной живописи, проходившей в 1953 г. было представлено 240 работ двухсот художников. На Второй выставке (1956 г) количество работ возросло до 940 а число участников - до 600. Помимо этих двух всекитайских выставок, неоднократно проводился показ работ живописцев в провинциях и городах, а также в воинских подразделениях по всей стране. И на всех них традиционной китайской живописи отводилось важное место. Китайские художники, отображавшие жизнь страны, раскрывали современные темы, используя новую технику рисунка. К работам, объединенным общим названием "Живопись нового Китая", можно отнести картины: "Взывающая мать" Цзян Яня, "Снежная буря в пустыне" Хуан Чжоу, "Первоклассная шерсть" Е Цяньюй, "Два барана" Чжоу Чангу, "Заготовка пищи на снежную ночь" Ян Чжигуана и "Восемь отважных ныряльщиков" Ван Шэнле. Работа "Народ и премьер" Лу Чэня и Чжоу Сыцуна была отмечена наградой на Всекитайской художественной выставке 1980 г., посвященной 30-летию со дня образования КНР, а работа "Путь домой" завоевала в том же году премию на Всекитайской выставке молодых художников. Эти полотна не только были с восторгом встречены китайским народом, но и получили международное признание. Ряд картин удостоен золотых медалей на международных выставках. Жанр живописи "птицы и цветы" является традиционным в искусстве Китая Современные пейзажисты продолжают изучать традиционную технику рисунка, а окружающая их жизнь дает новые темы для творчества и рождает собственную индивидуальную. Наиболее известными представителями современной живописи являются Ци Байши, Сюй Бэйхун, Пань Тяньшоу, Ли Кучань, Тан Юнь, Юй Фэйань, Ван Сю-этао, Чэнь Баньдин, Се Цзылю, Чэнь Чжифо, Хуан Биньхун, Фу Баоши, Чжу Цичань, Лю Хайсу, Гуань Шаньюэ, Цянь Сунъянь, Ли Кэжань, Ли Сюнцдй, Чжао Ванъюнь, Ши Лу, Лу Яньшао и Сун Вэньчжи. 
Леди реки Ксиан, 1947 год Фу Баоши ( 1904-1965), музей "Метрополитен" Во времена "культурной революции" традиционная китайская живопись практически исчезла. После 1976 г. она начала возрождаться, в провинциях и городах были восстановлены или созданы вновь школы и академии, где стала изучаться национальная живопись. Пекинская академия традиционной китайской живописи - первое в Китае учреждение такого рода - была основана в ноябре 1981 г. Ассоциации художников на всекитайском и местном уровнях часто устраивают дискуссии по вопросам традиционной живописи. Художники ищут пути совершенствования своей деятельности. В картине "Девять песен" молодого художника Ли Шаовэня удачно найдено сочетание техники традиционной китайской живописи и западной манеры письма. Автор ее завоевал звание лауреата премии Е Цяньюя. Помимо традиционной китайской живописи, в КНР получили развитие живопись маслом, резьба по дереву, скульптура, лубок, книжки-картинки и карикатура. Техника живописи маслом известна в Китае с конца 16 в. Китайские художники, писавшие маслом, с 1949 г. создали много замечательных полотен. Среди них "Торжественная церемония основания нового Китая" Дун Сивэня, "Одежда, запачканная кровью" Ван Шико, "Портрет Ци Байши" У Цзожэня, "Туннель войны" Ло Гунлю, "Переход Красной армии через снежные вершины" Аи Чжунсина и "Отец" Ло Чжунли. Эти работы заслужили признание китайского народа за глубину содержания и художественную форму, понятную простому человеку. Некоторые художники, опираясь на личный опыт, пытались поднять общезначимые социальные темы. Примерами могут служить картины "Бесстрашно отдали свои жизни" Ли Биня и Чэнь Имина, "Когда мы были молодыми" Чжан Хунцзюня, "Навязанный договор" Ци Чэнсяна и "Отец и сын" Чжу Июна. Эти работы были посвяшены самым актуальным вопросам жизни общества и потому были горячо одобрены зрителями. Хотя ксилография издавна существовала в Китае, новое искусство резьбы по дереву получило развитие лишь в 1930 г., по предложению Лу Синя. В период революционной борьбы многие выдающиеся мастера гравюры посвящали свои работы острым социальным вопросам жизни народа, показывали достижения нового общества в районах, где были созданы антияпонские демократические центры. После образования КНР мастера старшего поколения создали прекрасные работы о новом времени и новой жизни - такие, как "Путь через Желтую реку" Ли Хуа, "Асма" Хуан Юнъюя, "Праздник Цинмин в 1976 г." Янь Ханя, "Ленин и китайский солдат" У Бидуаня, "Поездка к старому другу и боевому товарищу" Гу Юаня, "После собрания кадровых работников коммуны" Ли Цюня, "Вечная молодость" Хуан Синьбо. Накануне Нового года в Китае практически в каждой семье можно увидеть вывешенные картинки-лубки, символизирующие начало новой жизни и благополучие. История искусства создания новогодних картинок в таких районах, как Янлюцин близ Тяньцзиня, Таохуау в Сучжоу и Вэйсянь в провинции Шань-дун, насчитывает несколько веков; они пользуются большим спросом и в Китае, и за рубежом. 
Стройная сосна на горе Хуа, 1972 г. Ши Лу (1919-1982), музей "Метрополитен" Китайские книжки-картинки чрезвычайно популярны у основной массы населения; художественный уровень иллюстраций в них постоянно возрастает. Знаменитыми художниками-иллюстраторами являются Хэ Ючжи, Лю Цзию, Хуа Саньчуань, Ван Шухуэй. Развивается также быстрыми темпами искусство карикатуры. Такие карикатуристы, как Хуа Цзюньу, Фан Чэн, Дин Цун, Цзян Юшэн, Ин Тао, Би Кэгуань и Ляо Бинсюн, широко известны своими работами. В настоящее время в Китае действуют семь академий художеств трех ступеней: Центральная академия изобразительных искусств, Академия художеств имени Лу Синя, академии художеств в Чжэцзяне, Гуанчжоу, Сычуани, Сиане, Тяньцзине. Кроме того, существуют отделения изобразительного искусства в художественных и педагогических училищах в провинциях, городах, в автономных районах. В большинстве академий художеств имеются факультеты традиционной китайской живописи, живописи маслом, гравюры, скульптуры. В Центральной академии есть также отделение по изучению и обучению искусству создания новогодних картинок, иллюстраций, отделение истории искусств. В академиях обучаются студенты, аспиранты, действуют краткосрочные курсы обучения молодых людей, желающих заниматься искусством в свободное время. Ведущими научно-исследовательскими институтами в области изучения изящных искусств являются Институт изобразительного искусства и Институт традиционной китайской живописи при Академии искусств КНР.
Фото: музей "Метрополитен" www.metmuseum.org
Разделы портала, где вы можете посмотреть, заказать или приобрести картины современных китайских художников картины современных китайских художников
Китайская живопись Лошади Пейзаж Мифология и Религия Юго-Восточной Азии Цветы и растения НЮ Музыкальные инструменты, танцы, национальные костюмы Марининстика художников разных стран Лидеры и звёзды
Рекомендуем вам также посетить раздел портала
Зарубежные галереи китайского искусства
От: VO,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|