Пейзаж – молодой жанр изобразительного искусства. В самостоятельную нишу изображение природы выделилось сравнительно недавно. До XVII—XVIII веков понятия «пейзаж» не существовало. Кусочки природы скудными отпечатками сопровождали плоскостное иконописное письмо, вкраплялось в исторические сюжеты и мифы. Своего расцвета повествование природы достигло примерно в середине XIX века. Связывают этот скачок с изобретением тюбикового пигмента красок, когда художник мог работать вдали от мастерской и заниматься пленером.
Пленэрная живопись обогатила и разнообразила пейзажные картины, позволила пускаться в путешествия для написания целого ряда тематических сюжетов – пейзажей востока, Океании, сельских просторов и лесов.
Во времена «правления» академической школы живописи пейзажу выделялась второстепенная роль. С появлением импрессионистов жанр с изображением истинной природной и кое-где приукрашенной красоты занял самостоятельную ведущую роль. Основными основоположниками пейзажной живописи считаются европейцы. Причем первые попытки возвести отпечаток природных просторов в картинах проявились еще в далеком XV веке в период раннего Возрождения в итальянской живописи (кватроченто). И это наравне все с теми же религиозными сценами.
С появлением таких понятий как композиция и перспектива в период Высокого Возрождения итальянцы занялись кропотливым поиском подхода к живописным мотивам окружающего пространства. Если ранее пейзаж был скудным и робким, то теперь (XVI в.) этому элементу художники уделяли особо много времени и внимания. Примером тому стал известный портрет Моны Лизы, написанный великим Леонардо.
Венецианские мастера Возрождения сыграли значительную роль в становлении пейзажа. В их полотнах природа стала основным героем, заполоняя все пространство картины, оставляя небольшой центр для остальных персонажей («Бегство в Египет» Тициана или «Гроза» Джорджоне).
С дальнейшим развитием пейзажа стали выделятся отдельные направления в зависимости от региона. Так, голландская школа живописи отличалась приглушенными цветами и светло-пепельным колоритом, теплыми оливковыми, коричневыми красками. Флорентийская школа обращалась к охристым, песочным краскам, воздушным пейзажам и тонким деревцам. Французские пейзажисты использовали более реалистичные краски, ультрамарин неба, утреннюю дымку и более мрачную палитру. Живопись конца XVII века стала более настоящей. Теперь изображения строились на основе подлинной картинки природы с элементами идеализации (например, творчество Клода Лоррена). В этот период своего расцвета достиг Классицизм.
В противовес спокойной природе классиков барочные художники стремились взбудоражить стихию и взъерошить окружающий мир. Плавное повествование затейливых картин лесов и рек превратилось в динамичные сюжеты с ураганом, бедствиями и землетрясениями.
Наравне с природным пейзажем в мир искусства постепенно прокрался архитектурный. Его зачатки остались в прошлом Средневековья, но в XVIII веке, кода Рококо шагало по головам любителей прекрасного, венецианские авторы преуспели в ландшафтной живописи (Каналетто, Гварди и др.). Превзошел своих соратников француз Фрагонар, отдавая предпочтение розовым оттенком и сочному красочному пейзажу.
Обращение к естеству созданной природы, авторы полотен, как эпохи Просвещения, так и Романтического направления, создавали настоящие копии сельских просторов и лесов. Европейское и американское искусство XVIII века ознаменовалось появлением морского пейзажа. А ярким последователем маринистом стал наш Иван Константинович Айвазовский, работы которого по сей день вызывают неподдельный восторг от подробностей морских пучин и волн.
Шагая в современный мир искусства, пейзаж стал намного разнообразнее, кое-где правдивее, кое-где - сказочнее. Используя различную технику письма, в том числе декоративную, современники пишут пейзажи экзотических лесов Юго-Восточной Азии (
Гобанг, Индонезия) с неподдельной детскостью и контрастом, смакуют сочные краски этюдника и ярким пятном кладут цветы, бросают гладь моря и блики на плоскость (А. Милюков в картине «Коктебель», 2005г.), отходят от канонов старой школы живописи или, наоборот, возвращаются к ее истокам.
XX век характерен обращением к пейзажу самых разных представителей живописи – фовистов, кубистов, реалистов и постимпрессионистов. Не зависимо от разницы направлений их пейзажи всегда были индивидуальны и читались зрителем с упоением. Живописные картины природы существуют как единое целое наравне с другими жанрами и неповторимы, как нечто единичное и трудное для написания.