Скульптура и Архитектура ( продолжение)
«Скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививку дереву. Скульптура есть цветение архитектуры; она является как бы архитектурой объемов, а архитектура объемов — это геометрия, мера, точность и логика», — говорил Бурдель. Скульптура Адмиралтейства (1812—1813), тесно связанная с самой сутью зодческого замысла, развивающая и углубляющая его, и является гаким «цветением архитектуры». Проектируя здание, зодчий А. Захаров предусмотрел места для 56 круглых статуй, 11 рельефов, 350 лепных украшений, определил их тематику, но это было лишь общей схемой, которую наполнили плотью и кровью скульпторы Феодосии Щедрин (1751 —1825) и Иван Теребенев (1780— 1815). 'Фемида, награждающая за воинские и морские подвиги'. Адмиралтейство. Деталь левого южного портика Над массивным кубом главного здания Адмиралтейства, рассеченного въездной аркой, поднимается ступенчатая, окруженная легкими колоннами башня, через полукружие купола переходяшая в позолоченный шпиль— воспетую Пушкиным «адмиралтейскую иглу». Над аркой расположен рельеф Теребенева, прославляющий морскую мощь России: мифический Нептун вручает Петру I символ власти над морями — трезубец; крылатая Победа несет русский флаг над океаном. На кубе главного здания — статуи героев древности; на колоннах башни — аллегорические фигуры, изображающие времена года, стихии и богинь-покровительниц кораблестроения и астрономии. Кружевной узор рельефа разбивает гладь стены, подчеркивает продуманную четкость архитектурных вертикалей и горизонталей; округлость статуй перекликается с округлостью колонн и выявляет ритмическое единство сооружения. Статуи Афины, опирающейся на щит с головой Медузы, и Геракла, сидящего на шкуре убитого им немейского льва, украшают парадную лестницу — сила и мудрость встречают входящего в здание. 'Нимфы, несущие земную сферу', здание Адмиралтейства Но главным украшением Адмиралтейства, решающим аккордом в его убранстве являются две скульптурные группы морских нимф, держащих земной шар. Суша как будто только что поднялась из океана — падающая с плеч нимф одежда напоминает струящиеся вниз потоки воДы. Величавые, сильные и спокойные фигуры, связанные единым силуэтом в собранную пластическую группу, символизируют господство человеческого разума над природой. В образах морских нимф (скульптор Феодосии Щедрин) идея показа России как морской державы получает завершение. Море склоняется перед земной твердью, морской бог отдает свой трезубец российскому царю, рождается могучий флот. Флоту этому станут благоприятствовать стихии, покровительствовать богини астрономии и кораблестроения. Собранные воедино художественные образы создают цельное, законченное повествование. Здание Адмиралтейства как бы разговаривает с прохожими, посвящая их в свою историю и свои задачи. Декоративная скульптура может украшать фонтаны, а может и сама обернуться фонтаном: если сделать ее полой, то нетрудно заставить струю извергаться непосредственно из нее. Фонтаны в изобилии встречаются во многих городах, но классическим городом фонтанов считается Рим. Несмотря на то что его фонтаны создавались разными скульпторами и в разное время, все они связаны с идеей окружающего Италию моря и с римской морской мифологией. Среди них и огромная морская черепаха, и дельфины, и встающие из вод тритоны. Город кажется омытым льющимися повсюду серебряными струями. А в самом большом из римских фонтанов «Треви» на смену струям приходят целые водопады: из искусственных скал низвергаются потоки воды; возвышающийся над скалами Нептун управляет ими; со всех сторон — в раковинах и на колесницах — устремляются к Нептуну его подданные. Этот огромный фонтан занимает целую площадь. Сверкающие под водой статуи создают впечатление богатства и великолепия. На этом принципе основаны французский Версаль (дворцовый парк под Парижем, включающий множество фонтанов, декоративных ваз и статуи) и наш Петергоф, об аллегорических скульптурах и фонтанах которого мы уже упоминали. Существуют и более скромные, но тоже прославленные фонтаны. СреДи них особенно дорог нам небольшой лирический фонтан в парке г. Пушкин (б Царское село): созданная Павлом Соколовым бронзовая фигура девушки, сидящей на большом камне у озера, — из разбитого кувшина ее льется вода. «Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. Дева печально сидит, праздный держа черепок. Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой; дева над вечной струей вечно печальна сидит» — стихи Пушкина, подметившего сосредоточенно-поэтическое состояние этой фигуры, стали залогом ее бессмертия. Любая декоративная скульптура создает вокруг себя художественно организованное пространство и дает эмоциональный отдых для глаза. Среди городского потока возле нее внезапно возникает ощущение тишины и свежести, паркам она придает особую красоту, гармонируя с летней зеленью и осенней бронзой листвы. Беломраморная декоративная скульптура составила славу ленинградского Летнего сада — изображения мифологических богов, героев древности и аллегории, олицетворяющие как отвлеченные понятия (Истину, Правосудие, Благородство), так и исторические события. Среди них примечательна скульптурная группа «Мир и изобилие», аллегорически воссоздающая Ништадтский мир со Швецией. Сидящая женская фигура с рогом изобилия и опущенным вниз факелом, символизирующим окончание войны, олицетворяет Россию; стоящая рядом богиня Славы венчает ее лавровым венком. Скульптура эта опять переносит нас во времена Петра I. Действительно, Летний сад был заложен при нем — в 1704 г.; по его приказу русские послы покупали статуи в Венеции и в Риме. За два десятилетия было собрано 138 скульптур, в число которых входила и великолепная античная «госпожа Фенус», хранящаяся сейчас в Эрмитаже под именем Венеры Таврической (некоторое время эта статуя стояла в Таврическом дворце). Во время Великой Отечественной войны Летний сад сильно пострадал, погибли старые деревья, аллеи были исковерканы воронками от фашистских бомб. Но глубоко зарытые в землю статуи остались неповрежденными, и ленинградцы смогли за короткий срок восстановить петровский «парадиз» во всей его красоте. «Сердитый малыш», Фрогнер-парка, Осло- фото: общественное достояние И в наше время создаются великолепные парковые ансамбли. Самый знаменитый из них — ансамбль Фрогнер-парка в столице Норвегии Осло: он посвящен человеческой жизни, ее развитию от рождения до смерти, включает в себя сто пятьдесят скульптур и весь — от начала до конца — исполнен норвежцем Густавом Вигеланном (1869—1943), работавшим над ним с 1900 по 1943 г. Две маленькие девчушки играют на руках у матери. Мальчики-подростки, высоко задрав головы, смотрят в небо — на пролетающий самолет или на облако. Группа молодых девушек, собравшись в кружок, шепчется о своих делах. Старик и старуха, грустно глядя вдаль, размышляют о прожитой жизни. Круглым скульптурам сопутствуют барельефы: дети рождаются, играют, учатся, становятся взрослыми, стареют, умирают. Но рельеф с черепом не завершает повествования — на следующем опять появляются новорожденные младенцы. Умирающему и вновь возрождающемуся циклу человеческой жизни посвящена и центральная скульптура парка — семнадцатиметровый обелиск, сплошь покрытый горельефными фигурами: на верху его — группа маленьких детей, апофеоз жизни и надежда на будущее. Hesse1309 - собственная работа, фото: сведения о разрешении GFDL, CC BY-SA 3.0 Статуи сменяются скульптурными группами, фонтанами, декоративными обелисками. Одни из них реалистичны, другие тяготеют к аллегории. Но и аллегории Вигеланна не требуют особых разъяснений, каждый сразу понимает, что хотел сказать скульптор. Фрогнер-парк производит огромное впечатление, его художественный ансамбль не только радует глаз красотой и гармонией, но и заставляет размышлять о глубоких, общечеловеческих проблемах. по теме:
От: Bira,  
Скрыть комментарии (2)
Похожие темы:
|
Интересно почитать, полезная информация! Несомненно скульптура и архитектура связаны невидимой нитью.
1
Познавательная статья. Многого отсюда раньше не знала. А архитектура, кстати, очень привлекает.
2