Связь скульптуры с архитектурой и окружающей средой Станковая скульптура экспонируется обычно в музеях. Ее смотрят вне зависимости от других произведений и интерьера. Ее можно переставить из зала в зал, перевезти в другой город, она сравнительно легка и подвижна. Монументальная и монументально-декоративная скульптура прочно связана с определенным местом. И хотя известны примеры перестановки памятников (в Москве был передвинут памятник А. С. Пушкину), но случаи эти крайне редки. Монументальная скульптура очень тяжела, вес ее измеряется тоннами и десятками тонн, и перестановки ее сложны и трудоемки. Кроме того, такие передвижения редко имеют смысл: монументальная скульптура воздвигается под открытым небом - на площадях и улицах, - и окружение ее заранее учитывается художниками и архитекторами. Монументально-декоративная скульптура легче по весу, но еще крепче, «корнями», связана с окружающими: с зеленью аллеи, в которой она стоит, с нишей, в которую прячется, со зданием, которое поддерживает или венчает.
Включение скульптуры в архитектурный и природный фон обеспечивает ей наибольшую выразительность. Монументальная скульптура, воздвигнутая на площади, становится ее смысловым и композиционным центром: уходящая вверх вертикаль или чередование объемов монумента создают вокруг себя ритмически организованное пространство, которое, сочетаясь или контрастируя с ритмами обступающих площадь домов и вливающихся в нее улиц, придает ей завершенность. Нередко скульптура определяет «звучание» площади, окрашивает ее романтически, делает торжественной, радостной или суровой. Так, угрюмая мощь конной статуи Бартоломео Коллеони, вознесенная на очень высокий и несоразмерно узкий постамент, создает вокруг себя такую суровую, напряженно-замкнутую среду, которая не свойственна ни одной другой площади Венеции. Монументальная скульптура значительно сильнее воздействует на зрителя, чем станковая, и дело здесь не столько в ее размерах, сколько в сопричастности к текущей жизни. Окруженная воздушным пространством, красиво и четко вырисовывающаяся на фоне неба, она взаимодействует с белизной снега и зеленью деревьев, высветляется под лучами солнца, тускнеет вечерами, таинственно мерцает лунными ночами. Станковые произведения в музеях и на выставках нередко поставлены так, что их трудно, а то и совсем невозможно обойти. Сегодняшние городские ансамбли немыслимы без торжественной монументальной скульптуры. Но не менее важна и скульптура монументально-декоративная (часто ее называют просто декоративной), делающая ансамбль нарядным и радостным. Монументальные па» мятники устанавливаются обособленно. Один монументальный памятник организует площадь; два - сразу вступают в спор. Декоративные скульптуры не мешают друг другу и только выигрывают от соседства с аналогичными произведениями. Двадцать памятников на набережной или проспекте, любила повторять Мухина, убьют любую идею; двадцать декоративных скульптур составят праздничный хоровод. К декоративной скульптуре относятся статуи и рельефы, не лишенные самостоятельного значения, но являющиеся частью архитектурных ансамблей или предназначенные для украшения городских площадей и улиц, интерьеров зданий, парков. К ней относится также всевозможная скульптурная орнаментация на зданиях - лепные, литые и чеканные украшения, надвратные гербы, маскароны, т. е. рельефы в виде фантастических масок людей и животных, и статуи, несущие функции вспомогательных архитектурных элементов. Таковы атланты и кариатиды - мужские и женские фигуры, исполняющие в архитектуре роль колонн или пилястров. Оба этих слова - «атланты» и «кариатиды» - пришли к нам из Древней Греции: «кариатида» происходит от слова «кора», т. е. девушка, Атлантом в мифах звали гиганта, поддерживающего земной свод. Античная Греция оставила нам и один из наилучших образцов использования этих полустатуй-полуколонн. Один из портиков афинского храма Эрехтейон (421-460 до н. э.) поддерживают скульптурные изображения девушек в длинных одеждах - ниспадающие вниз складки напоминают ребра колонн. Спокойно и величаво стоят эти высокие, сильные фигуры; ни в их позах, ни в горделиво поднятых головах, ни в безмятежной умиротворенности их лиц не ощущается тяжести, которую они держат. В изображении атлантов скульпторы, напротив, чаще всего подчеркивают, какая огромная тяжесть лежит на их плечах; в образах атлантов прославляется мужская сила и выносливость. Декоративной скульптурой принято венчать мосты (вспомним хотя бы уже знакомые нам группы «Укротителей коней» на Аничковом мосту в Ленинграде), пролеты парадных, неторопливо поднимающихся кверху лестниц. Ее можно увидеть у порталов и входов, на крышах дворцов, арок, театров: на здании Театра драмы им. А. С. Пушкина в Ленинграде - четверка коней, управляемая Аполлоном, богом поэзии; на здании оперного театра во Львове - аллегорические фигуры Победы, Славы и Любви. Расположение фигур на крышах требует особой продуманности. Поднятая на высоту фигура зрительно меняет пропорции - кажется шире и приземистее, чем она есть на самом деле. Поэтому на большую высоту можно поднять не всякую, но только специально исполненную для этой цели статую. Кроме того, следует учитывать и возможности человеческого зрения: если скульптурный силуэт потеряет четкость, «расплывется», то это будет одинаково плачевно и для скульптуры, и для здания, которое она призвана украшать. Иногда скульптуру устанавливают в нишах перед зданием. Таким образом она как бы входит в стену и вместе с тем получает только ей отведенное пространство, в котором играют свет и тень. Такая скульптура смотрится только с лицевой стороны, и тем не менее ее положение достаточно удобно и выгодно: появление тени в нише дает более четкое ощущение объемов, световые блики создают впечатление рождающегося в ней экспрессивного движения. Главная роль в градостроительстве принадлежит архитектуре, но скульптура как монументальная, так и декоративная во многом дополняет облик города. В Париже, Флоренции, Ленинграде, Дрездене, Кракове существуют архитектурно-скульптурные ансамбли, известные всему миру. Их тщательно берегут, они сами по себе являются памятниками искусства. Старинная площадь Рынок во Львове уже больше века сохраняется без малейших изменений. Четыре большие декоративные скульптуры, установленные правильным квадратом на равном расстоянии друг от друга, подчеркивают ее безукоризненную четырехугольную форму; их праздничная нарядность особенно выявляется в контрасте с суровой внушительностью находящейся в центре площади ратуши, с торжественностью стерегущих ее вход геральдических львов. Площадь тесно окружают дома XVI- XVII вв., щедро украшенные статуями античных богов, королей и рыцарей, крылатыми львами, смеющимися маскаронами, орнаментальными рельефами с играющими дельфинами, детскими головками и цветочными гирляндами. Суровая, несколько угрюмая архитектура площади дышит затаенной энергией и силой; скульптура смягчает ее суровость, придает ей мажорное звучание. Идти по площади Рынок надо неторопливо, внимательно вглядываясь в каждый карниз, в каждую статую - каждый шаг приносит новое впечатление, учит понимать, как велики и разнообразны возможности сочетания архитектуры и скульптуры. Подлинный синтез искусств, сочетание двух или нескольких видов искусства, взаимосвязь всех их частей и видов в новом, гармоническом единстве и в стилевом обобщении достигается в тех случаях, когда элементы различных видов искусств объединены общностью идейного и стилистического замысла и составляют органическое целое. Такого результата можно добиться во взаимодействии монументальной скульптуры с городским ансамблем, декоративной скульптуры с архитектурным окружением. Именно синтезом обусловливается художественная выразительность таких ленинградских ансамблей, как площадь Декабристов с доминирующим над ней «Медным всадником», таких строений, как Главный штаб, Биржа или Адмиралтейство. источник: 8 ( см. список литературы )
От: Bira,  
Скрыть комментарии (2)
Похожие темы:
|
Очень познавательная статья! С большим интересом ее прочитала и сделала свои выводы. Огромное спасибо!
1
Довольно интересная информация. Время на прочтение потрачено не зря
2