Материал и работа скульптора
Введение
Первым возникает вопрос: какими же материалами пользуются те художники, которые создают станковую, монументальную и монументально-декоративную скульптуру? Таких материалов немало, самые же распространенные из них — это мрамор, гранит, дерево и бронза. Некоторые художники всю жизнь работают в одном материале — Микеланджело все свои произведения исполнил в мраморе. Но такие «однолюбы» редки: большинство скульпторов используют различные материалы и различные техники.
В средние века материалам придавали символическое значение. Серебро означало целомудрие, слоновая кость — душевную силу, камень — незыблемость церковных устоев. К камню относились особенно почтительно, считалось, что он имеет душу, и если мастер портил каменную глыбу, то ее не выбрасывали, а торжественно хоронили. Впоследствии выражение «душа материала» получила метафорический смысл: различные материалы могут сообщить пластическим образом различные оттенки выразительности.
«Физические свойства красок и мрамора не лежат вне области живописи и скульптуры», — говорил Карл Маркс. Ставя перед собой конкретную творческую задачу, скульптор выбирает материал, как живописец краску. Михаил Козловский отлил в бронзе «Самсона» и статую Суворова, но сделал в мраморе фигурку Амура: льющаяся, сверкающая световыми бликами бронза позволяла передать ощущение движения, противоборства, теплота тона мрамора и его способность пропускать свет давали возможность добиться впечатления живого, дышащего тела.
У каждого материала своя фактура, свои особенности, свой цвет. Некоторые легко поддаются руке и резцу, другие сопротивляются им. В одних можно добиться изящества и утонченности силуэта, другие не поддаются ювелирной обработке, не позволяют детализации. Одни кажутся живыми и теплыми, другие — холодными, бескровными. Известный советский анималист Василий Ватагин (1884—1969) писал: «Камень лишен живой теплоты дерева, к его гладкой холодной поверхности неприятно прикасаться. В нем не может быть воссоздана теплая поверхность млекопитающих. Но гладкая и холодная кожа змей или земноводных очень хорошо выражается в камне».
Страница 1 из 3
| Следующая страница »От: Platova,  
Скрыть комментарии (1)
Похожие темы:
Не попадалась никогда информация о работе скульптуров, это очень интересно! Стать любопытная, я с удовольствием ее прочитала.
1