Опубликовано: Июнь 21, 2010
СКУЛЬПТУРАСкульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых материалов методом высекания, удаления лишнего из начальной массы каменного или иного блока (способ формовычитания). Слово «скульптура» происходит от латинского слова sculptura, что означает «ваяние», «вырезание», «высекание». Иногда вместо «скульптура» говорят или пишут «пластика».
фото: ©wm-painting.ru Исторически эти слова являются синонимами, т. е. обозначают одно и то же, только «пластика» происходит от греческого слова plastike. И все же в настоящее время термин «скульптура» является более точным, потому что он не несет в себе никаких других понятий, «пластика» же приобрела еще два значения. Во-первых, этим словом стали называть технику скульптуры из мягких материалов, во-вторых, определять им конкретные особенности и достоинства произведений. Многие книги и учебники формулируют пластику, как «ритмическое сочетание объемных форм и масс, а также выразительную передачу поз, движений, жестов и вообще всех элементов произведения». Почти исключительный предмет изображения в скульптуре — живые существа, люди и животные, ее основное внимание посвящено человеку, человеческому облику и образу. Живущее, трепетное, постоянно меняющееся она запечатлевает в материалах, которым суждено прожить века. В этом ее первая и главная особенность. По сравнению с живописью она охватывает довольно ограниченный круг явлений. Живопись вбирает в себя все краски мира, передает такие явления, как свет и тень, туман и воздух. Скульптуре это недоступно. Называя свое произведение «Вдали музыка и огни», выдающийся русский скульптор Анна Голубкина (1864—1927) не пыталась передать ни света, ни звуков: она просто изобразила трех мальчиков, мечтательно прислушивающихся к чему-то. По пути олицетворения, персонифицирования понятий шел и другой известный скульптор — Степан Эрьзя (1876—1959): растрепанные волосы, сведенное конвульсиями лицо, раскрытый в неудержимом вопле рот — такова скульптура, названная им «Ужас». Как правило, периоды расцвета скульптуры в той или иной стране связаны с ростом национального самосознания, общественного подъема, всенародного воодушевления — с эпохами исторического подъема. Одного из величайших своих взлетов русская скульптура достигла после Отечественной войны 1812 г.: за короткое сравнительно время в Петербурге были созданы шедевры, и поныне RO многом определяющие лицо города, — скульптурное оформление Адмиралтейства и Михайловского дворца (ныне Государственного Русского музея), колесница с богиней Славы на Нарвских триумфальных воротах, группа «Победа» на аттике арки Главного штаба. Скульптура — искусство героическое, наиболее полно выражающее человеческие и гражданские идеалы своего времени. Именно поэтому она чрезвычайно сильно воздействует на зрителя — в этом отношении ни одно живописное произведение не сравнится с памятником. Турист, на несколько дней приехавший в Ленинград и постаравшийся за эти дни увидеть и сам город, и его музеи, может забыть многие полотна Эрмитажа, но никогда не сотрутся в его памяти клодтовские кони и «Медный всадник».
Специфический художественный язык скульптуры в значительной степени определяется тем, что скульптурный образ существует не на плоскости, а в объеме. На его характер влияет и то, что среда и пространство в скульптуре существуют вполне реально. В скульптуре изображаются далеко не все предметы из тех, которые она способна изобразить. Так, зритель был бы удивлен, увидев на выставке, например, детально вылепленный из глины двигатель внутреннего сгорания. Объектом для искусства скульптуры служит прежде всего человек. Отсюда немногочисленность ее жанров: группа, статуя, бюст, анималистический жанр. Разновидности скульптуры Группа объединяет несколько фигур, связанных общим сюжетом и общей пластикой (о пластике см. ниже). Иногда художники сопоставляют пластику человека и животных. Рассмотрим одну из четырех знаменитых групп Аничкова моста в Ленинграде, выполненных П. Клодтом. Припавший на одно колено обнаженный юноша, натянув повод, укрощает разгоряченного коня. Ни время, ни место, ни мотивы, ни последствия изображенного действия неизвестны, но они бы ничего не добавили к содержанию группы. Потому что главное здесь — мотив столкновения двух разных энергий — стихийной, дикой силы коня и сдерживающей, разумной, волевой энергии человека. Он передает мускульное напряжение схватки. Особенность восприятия скульптуры в том, чтобы почти физически ощутить силу этого напора и сопротивления. Ощущения скульптурной формы могут быть весьма разнообразны в зависимости от характера движения, обработки материала, пропорций и размеров изваяния. Одни образы исполнены покоя, другие — изящества, третьи — скрытой взрывной силы и т. д. фото: ©wm-painting.ru Эти особенности восприятия скульптуры не ограничивают, однако, ее тематический диапазон. Как и живописная тематическая картина, скульптурная группа может заключать в себе и обобщенные образы, и бытовую сценку, близко соприкасающуюся с действительностью. Статуя — изображение отдельной фигуры иногда о взедением элементов сюжетной обстановки. Все сказанное в отношении восприятия группы применимо и к статуе, и к другим жанрам. Ваятель может решать в статуе и широкие тематические задачи, и задачи изображения конкретного человека. В рамках последних выделяются памятник и портрет. В некоторых случаях они сливаются, как, например, в известном памятнике Гоголю работы скульптора Н. Андреева, с психологической проникновенностью раскрывающем сложный мир писателя. Однако в целом задачи памятника и портрета в искусстве скульптуры различны. Бюст — погрудное изображение человека. Это по преимуществу портретный жанр. Движение фигуры здесь ограничено посадкой головы; соотношение масс также довольно однообразно. И все же при внешней бездеятельности, неподвижности бюста, работая в этом жанре, ваятель может передать сложные характеры и свое отношение к ним. Так же, как и в живописном портрете, здесь сосуществуют несколько видов: портрет героический, психологический, интимный и др. Анималистический жанр — изображения животных. Большую роль здесь играет умение скульптора подметить общий склад движений животного, характерную для них грацию, ловкость или стремительность. Как и живописные, эти жанры не исчерпывают все многообразие скульптурных произведений. В качестве примеров можно привести распространенную в XV— XIX веках форму конного памятника или композиция современных скульпторов, где часто изображается не только человек, но и окружающие его предметы, которые значительно влияют на облик скульптурной формы. Существенно влияют на восприятие скульптуры ее размеры. Большая форма в скульптуре является прямым воплощением величия, грандиозности решаемой автором темы, и обычно ее отождествляют с монументальной скульптурой. Станковая скульптура чаще соразмерна человеку, поэтому внимание сосредоточивается не столько на ее внешних размерах, сколько на тонких нюансах движений, отражающих внутренний мир модели и впечатления художника. В мелкой пластике определяющие мотивы — грация, изящество, ирония, изысканность работы. В целом скульптурный образ возникает двумя принципиально несхожими путями: при лепке и при высечении (вырезании) из монолита. Лепка — самый подвижный способ выполнения скульптуры. На проволочный или дощатый каркас будущего произведения напластовывается сырая глина. Этот способ поощряет поиски и переделки, поэтому часто его используют как эскиз для больших композиций. Метод прибавления формы и возможность переделок — главные его отличительные особенности. По этим важным показателям высечение из монолита противоположно лепке: форма возникает в результате снятия лишнего материала; работа ведется резцами, гранящими форму; переделки в случае ошибки практически исключены. Литература? по теме:
От: NosovaEk,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|