Пользовательское соглашение
ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьдизайн интерьераКиноВход

Топ 100 фантастических фильмов!

Авторский курс по созданию косметики для ухода за кожей.

 
картина месяца
 

Опубликовано: Июнь 21, 2010

СКУЛЬПТУРА

Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых материалов методом высекания, удаления лишнего из начальной массы каменного или иного блока (способ формовычитания).

Слово «скульптура» происходит от латинского слова sculptura, что означает «ваяние», «вырезание», «высекание». Иногда вместо «скульптура» говорят или пишут «пластика».

Скульптура - термин в стиле википедии

фото: ©wm-painting.ru

Исторически эти слова являются синонимами, т. е. обозначают одно и то же, только «пластика» происходит от греческого слова plastike. И все же в настоящее время термин «скульптура» является более точным, потому что он не несет в себе никаких других понятий, «пластика» же приобрела еще два значения. Во-первых, этим словом стали называть технику скульптуры из мягких материалов, во-вторых, определять им конкретные особенности и достоинства произведений. Многие книги и учебники формулируют пластику, как «ритмическое сочетание объемных форм и масс, а также выразительную передачу поз, движений, жестов и вообще всех элементов произведения».

Почти исключительный предмет изображения в скульптуре — живые существа, люди и животные, ее основное внимание посвящено человеку, человеческому облику и образу. Живущее, трепетное, постоянно меняющееся она запечатлевает в материалах, которым суждено прожить века. В этом ее первая и главная особенность.

 

По сравнению с живописью она охватывает довольно ограниченный круг явлений. Живопись вбирает в себя все краски мира, передает такие явления, как свет и тень, туман и воздух. Скульптуре это недоступно. Называя свое произведение «Вдали музыка и огни», выдающийся русский скульптор Анна Голубкина (1864—1927) не пыталась передать ни света, ни звуков: она просто изобразила трех мальчиков, мечтательно прислушивающихся к чему-то. По пути олицетворения, персонифицирования понятий шел и другой известный скульптор — Степан Эрьзя (1876—1959): растрепанные волосы, сведенное конвульсиями лицо, раскрытый в неудержимом вопле рот — такова скульптура, названная им «Ужас».

Как правило, периоды расцвета скульптуры в той или иной стране связаны с ростом национального самосознания, общественного подъема, всенародного воодушевления — с эпохами исторического подъема. Одного из величайших своих взлетов русская скульптура достигла после Отечественной войны 1812 г.: за короткое сравнительно время в Петербурге были созданы шедевры, и поныне RO многом определяющие лицо города, — скульптурное оформление Адмиралтейства и Михайловского дворца (ныне Государственного Русского музея), колесница с богиней Славы на Нарвских триумфальных воротах, группа «Победа» на аттике арки Главного штаба.

Скульптура — искусство героическое, наиболее полно выражающее человеческие и гражданские идеалы своего времени. Именно поэтому она чрезвычайно сильно воздействует на зрителя — в этом отношении ни одно живописное произведение не сравнится с памятником. Турист, на несколько дней приехавший в Ленинград и постаравшийся за эти дни увидеть и сам город, и его музеи, может забыть многие полотна Эрмитажа, но никогда не сотрутся в его памяти клодтовские кони и «Медный всадник».


Специфический художественный язык скульптуры в значительной степени определяется тем, что скульптурный образ существует не на плоскости, а в объеме. На его характер влияет и то, что среда и пространство в скульптуре существуют вполне реально.

В скульптуре изображаются далеко не все предме­ты из тех, которые она способна изобразить. Так, зри­тель был бы удивлен, увидев на выставке, например, детально вылепленный из глины двигатель внутрен­него сгорания. Объектом для искусства скульптуры служит прежде всего человек. Отсюда немногочислен­ность ее жанров: группа, статуя, бюст, анималистиче­ский жанр.

 

Разновидности скульптуры

Группа объединяет несколько фигур, связанных об­щим сюжетом и общей пластикой (о пластике см. ни­же). Иногда художники сопоставляют пластику че­ловека и животных.

Рассмотрим одну из четырех знаменитых групп Аничкова моста в Ленинграде, выполненных П. Клод­том. Припавший на одно колено обнаженный юноша, натянув повод, укрощает разгоряченного коня. Ни вре­мя, ни место, ни мотивы, ни последствия изображенно­го действия неизвестны, но они бы ничего не добавили к содержанию группы. Потому что главное здесь — мотив столкновения двух разных энергий — стихий­ной, дикой силы коня и сдерживающей, разумной, во­левой энергии человека. Он передает мускульное на­пряжение схватки. Особенность восприятия скульпту­ры в том, чтобы почти физически ощутить силу этого напора и сопротивления.

Ощущения скульптурной формы могут быть весь­ма разнообразны в зависимости от характера движе­ния, обработки материала, пропорций и размеров из­ваяния. Одни образы исполнены покоя, другие — изя­щества, третьи — скрытой взрывной силы и т. д.

Скульптура - термин в стиле википедии

фото: ©wm-painting.ru

Эти особенности восприятия скульптуры не ограни­чивают, однако, ее тематический диапазон. Как и живописная тематическая картина, скульптурная группа может заключать в себе и обобщенные образы, и бытовую сценку, близко соприкасающуюся с дейст­вительностью.

Статуя — изображение отдельной фигуры иногда о взедением элементов сюжетной обстановки. Все ска­занное в отношении восприятия группы применимо и к статуе, и к другим жанрам. Ваятель может решать в статуе и широкие тематические задачи, и задачи изо­бражения конкретного человека. В рамках последних выделяются памятник и портрет. В некоторых случа­ях они сливаются, как, например, в известном памят­нике Гоголю работы скульптора Н. Андреева, с пси­хологической проникновенностью раскрывающем сложный мир писателя. Однако в целом задачи памят­ника и портрета в искусстве скульптуры различны.

Бюст — погрудное изображение человека. Это по преимуществу портретный жанр. Движение фигуры здесь ограничено посадкой головы; соотношение масс также довольно однообразно. И все же при внешней бездеятельности, неподвижности бюста, работая в этом жанре, ваятель может передать сложные характеры и свое отношение к ним. Так же, как и в живописном портрете, здесь сосуществуют несколько видов: порт­рет героический, психологический, интимный и др.

Анималистический жанр — изображения живот­ных. Большую роль здесь играет умение скульптора подметить общий склад движений животного, харак­терную для них грацию, ловкость или стремительность. Как и живописные, эти жанры не исчерпывают все многообразие скульптурных произведений. В качест­ве примеров можно привести распространенную в XV— XIX веках форму конного памятника или композиция современных скульпторов, где часто изображается не только человек, но и окружающие его предметы, кото­рые значительно влияют на облик скульптурной фор­мы.

Существенно влияют на восприятие скульптуры ее размеры. Большая форма в скульптуре является пря­мым воплощением величия, грандиозности решаемой автором темы, и обычно ее отождествляют с монумен­тальной скульптурой. Станковая скульптура чаще соразмерна человеку, поэтому внимание сосредоточи­вается не столько на ее внешних размерах, сколько на тонких нюансах движений, отражающих внутренний мир модели и впечатления художника. В мелкой плас­тике определяющие мотивы — грация, изящество, иро­ния, изысканность работы.

В целом скульптурный образ возникает двумя принципиально несхожими путями: при лепке и при высечении (вырезании) из монолита.

Лепка — самый подвижный способ выполнения скульптуры. На прово­лочный или дощатый каркас будущего произведения напластовывается сырая глина.

Этот способ поощряет поиски и переделки, поэтому часто его используют как эскиз для больших композиций. Метод прибавления формы и возможность переделок — главные его отли­чительные особенности.

По этим важным показателям высечение из моноли­та противоположно лепке: форма возникает в резуль­тате снятия лишнего материала; работа ведется резца­ми, гранящими форму; переделки в случае ошибки практически исключены.

 

Литература?

 


по теме:

 



Скульптура и Архитектура ( продолжение )
Скульптура Ренуара Огюста
Круглая скульптура, ее виды и жанры
Скульптура - происхождение и развитие пластической мысли в искусстве
Микеланджело - религиозная и мифологическая живопись, картины и скульптура
Скульптура СССР
Скульптура в жилом интерьере
Туллио Ломбардо и венецианская скульптура ренессанса


От: NosovaEk,  






Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



Идеи подарков - на все случаи жизни , фантастика в кино, Топ 100 исторических фильмов


Добро пожаловать на наш сайт! Сайт существует с 2006 года, множество энтузиастов приложило руку к его созданию и наполнению, чтобы предоставить вам увлекательные обзоры фильмов, интересные статьи о стилях интерьера и дизайне, а также захватывающие рассказы о картинах, художниках, музеях и необычных местах для путешествий.

Наши обзоры фильмов предоставляют глубокий и всесторонний анализ отдельных кинолент. Мы рассматриваем не только сюжет и актерскую игру, но и кинематографическую технику, музыкальное сопровождение и общую атмосферу фильма. Будь то новинки или классика, мы стараемся предоставить вам полное представление о фильме.

Наши статьи о стилях интерьера и дизайне помогут вам воплотить в жизнь ваши самые смелые идеи для дома. Мы делимся советами по подбору мебели, цветовой гаммы, освещения и аксессуаров, чтобы создать гармоничную и уютную обстановку. Вы узнаете о различных стилях интерьера, их особенностях и какие элементы помогут вам воплотить выбранный стиль.

Не только фильмы и дизайн, мы также рассказываем о картинах и художниках, которые вдохновляют мир искусства. Мы предлагаем интересные истории о знаменитых произведениях и талантливых художниках. Кроме того, мы погружаемся в мир музеев и подробно рассказываем о самых удивительных и необычных местах для путешествий, где можно насладиться прекрасными произведениями искусства.

Местные традиции - это еще одна тема, которую мы освещаем на нашем сайте. Мы погружаемся в культуру различных народов, рассказываем об их обычаях, праздниках и уникальных традициях. Вы познакомитесь с разнообразием мировой культуры и откроете для себя удивительные аспекты жизни разных народов.

Мы стараемся предоставить вам интересные, информативные и увлекательные материалы, которые помогут вам расширить свои знания и насладиться красотой мира вокруг нас. Добро пожаловать в наш увлекательный мир искусства, кино, дизайна и путешествий