ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
Рекомендуем информацию о :

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!

Наша группа в социальных сетях - Присоединяйтесь!

 
картина месяца
 

 
Книги и каталоги
 

Картины в Аукционных каталогах на английском языке

аукционные каталоги картин разных стран Кристис Сотбис


Опубликовано: Июнь 21, 2010

СКУЛЬПТУРА

Скульптура — один из видов изобразительного искусства, который отражает реальную жизнь, пользуясь особыми способами и средствами; единственный вид, дающий объемно-пространственные изображения материальных предметов.

Слово «скульптура» происходит от латинского слова sculptura, что означает «ваяние», «вырезание», «высекание». Иногда вместо «скульптура» говорят или пишут «пластика».

Скульптура - термин в стиле википедии

 

Исторически эти слова являются синонимами, т. е. обозначают одно и то же, только «пластика» происходит от греческого слова plastike. И все же в настоящее время термин «скульптура» является более точным, потому что он не несет в себе никаких других понятий, «пластика» же приобрела еще два значения. Во-первых, этим словом стали называть технику скульптуры из мягких материалов, во-вторых, определять им конкретные особенности и достоинства произведений. Многие книги и учебники формулируют пластику, как «ритмическое сочетание объемных форм и масс, а также выразительную передачу поз, движений, жестов и вообще всех элементов произведения».

Почти исключительный предмет изображения в скульптуре — живые существа, люди и животные, ее основное внимание посвящено человеку, человеческому облику и образу. Живущее, трепетное, постоянно меняющееся она запечатлевает в материалах, которым суждено прожить века. В этом ее первая и главная особенность.

Скульптура - термин в стиле википедии

 

По сравнению с живописью она охватывает довольно ограниченный круг явлений. Живопись вбирает в себя все краски мира, передает такие явления, как свет и тень, туман и воздух. Скульптуре это недоступно. Называя свое произведение «Вдали музыка и огни», выдающийся русский скульптор Анна Голубкина (1864—1927) не пыталась передать ни света, ни звуков: она просто изобразила трех мальчиков, мечтательно прислушивающихся к чему-то. По пути олицетворения, персонифицирования понятий шел и другой известный скульптор — Степан Эрьзя (1876—1959): растрепанные волосы, сведенное конвульсиями лицо, раскрытый в неудержимом вопле рот — такова скульптура, названная им «Ужас».

 

Скульптура - термин в стиле википедии

 

В живописи можно воссоздать пейзаж, натюрморт, написать цветок, букет, дерево. В скульптуре изображение растений очень ограниченно и встречается редко; элементы природы, пейзажа, бытовые предметы, как правило, изображаются лишь как среда, окружающая человека, как вещи, которыми он пользуется в жизни. «В скульптуре показ неживого предмета, в особенности машин, крайне неблагодарен, — писала замечательная советская художница Вера Мухина (1889—1953). — Это всегда шестерня, которая не крутится, ремень, который не тянет. Мы, скульпторы, всегда бессильны были оживить машину. Но всякое живое создание природы в руках скульптора оживает». Только в последние десятилетия появились попытки воссоздать в скульптуре отчужденные от человека вещи, но в большинстве случаев эти попытки производят впечатление не столько художественного осмысления действительности, сколько имитации ее. Зато скульптуре дано то, чем не обладает ни живопись, ни графика: она владеет осязательными, реальными объемами, трехмерной формой, имеющей соответствующую материалу весомость. В ее распоряжении подлинные глубина, округлость, масса — все то, что живопись передает лишь иллюзорно. Если в живописи можно изобразить тень, то скульптура сама ее отбрасывает. Изваяние можно обойти со всех сторон, потрогать — это твердый, ощутимый мир реальности.

Благодаря трехмерности, реальной осязательности формы скульптурные изображения иногда воспринимаются как живые люди. Древнегреческий миф о Пигмалионе, изваявшем из мрамора прекрасную женщину и влюбившемся в нее, по отношению к живописи вряд ли был бы возможен. Не случайно писатель Кассиодор, говоря о скульптурном убранстве площадей Древнего Рима (есть сведения, что число бронзовых и мраморных статуй достигало на них десяти тысяч), восклицал: «Кажется, что в стенах Рима живет еще другой народ, состоящий из статуй!»

Для скульптуры характерно влечение к возвышенным сюжетам и темам, к образам, утверждающим человеческое достоинство, к показу людей, прекрасных физически и духовно. Ее произведения могут быть просты по композиции, но никак не будничны. В скульптуре можно воссоздать стоящего человека, So ни в коем случае человека, стоящего в очереди. «А стоило ли беспокоить скульптуру по этому поводу?»—спросил известный советский скульптор Александр Матвеев (1878—1960), когда некий студент показал ему эскиз на ничтожный, почти анекдотический сюжет. Стихия случайности, нетребовательной занимательности чужда ей; к воссоздаваемым событиям она относится с взыскательной строгостью, к человеку — не просто как к живому существу, но как к творцу и созидателю жизни, воплощающему в себе вечные законы природы.

«Нужно, чтобы это выражало вечность», — говорил Аристид Майоль (1861 —1944), работая над фигурами женщин, оплакивающих павшего воина.

 

Скульптура - термин в стиле википедии

 

Как правило, периоды расцвета скульптуры в той или иной стране связаны с ростом национального самосознания, общественного подъема, всенародного воодушевления — с эпохами исторического подъема. Одного из величайших своих взлетов русская скульптура достигла после Отечественной войны 1812 г.: за короткое сравнительно время в Петербурге были созданы шедевры, и поныне RO многом определяющие лицо города, — скульптурное оформление Адмиралтейства и Михайловского дворца (ныне Государственного Русского музея), колесница с богиней Славы на Нарвских триумфальных воротах, группа «Победа» на аттике арки Главного штаба.

Скульптура — искусство героическое, наиболее полно выражающее человеческие и гражданские идеалы своего времени. Именно поэтому она чрезвычайно сильно воздействует на зрителя — в этом отношении ни одно живописное произведение не сравнится с памятником. Турист, на несколько дней приехавший в Ленинград и постаравшийся за эти дни увидеть и сам город, и его музеи, может забыть многие полотна Эрмитажа, но никогда не сотрутся в его памяти клодтовские кони и «Медный всадник».


Специфический художественный язык скульптуры в значительной степени определяется тем, что скульптурный образ существует не на плоскости, а в объеме. На его характер влияет и то, что среда и пространство в скульптуре существуют вполне реально.

В скульптуре изображаются далеко не все предме­ты из тех, которые она способна изобразить. Так, зри­тель был бы удивлен, увидев на выставке, например, детально вылепленный из глины двигатель внутрен­него сгорания. Объектом для искусства скульптуры служит прежде всего человек. Отсюда немногочислен­ность ее жанров: группа, статуя, бюст, анималистиче­ский жанр.

 

Разновидности скульптуры

Группа объединяет несколько фигур, связанных об­щим сюжетом и общей пластикой (о пластике см. ни­же). Иногда художники сопоставляют пластику че­ловека и животных.

Рассмотрим одну из четырех знаменитых групп Аничкова моста в Ленинграде, выполненных П. Клод­том. Припавший на одно колено обнаженный юноша, натянув повод, укрощает разгоряченного коня. Ни вре­мя, ни место, ни мотивы, ни последствия изображенно­го действия неизвестны, но они бы ничего не добавили к содержанию группы. Потому что главное здесь — мотив столкновения двух разных энергий — стихий­ной, дикой силы коня и сдерживающей, разумной, во­левой энергии человека. Он передает мускульное на­пряжение схватки. Особенность восприятия скульпту­ры в том, чтобы почти физически ощутить силу этого напора и сопротивления.

Ощущения скульптурной формы могут быть весь­ма разнообразны в зависимости от характера движе­ния, обработки материала, пропорций и размеров из­ваяния. Одни образы исполнены покоя, другие — изя­щества, третьи — скрытой взрывной силы и т. д.

Эти особенности восприятия скульптуры не ограни­чивают, однако, ее тематический диапазон. Как и живописная тематическая картина, скульптурная группа может заключать в себе и обобщенные образы, и бытовую сценку, близко соприкасающуюся с дейст­вительностью.

Статуя — изображение отдельной фигуры иногда о взедением элементов сюжетной обстановки. Все ска­занное в отношении восприятия группы применимо и к статуе, и к другим жанрам. Ваятель может решать в статуе и широкие тематические задачи, и задачи изо­бражения конкретного человека. В рамках последних выделяются памятник и портрет. В некоторых случа­ях они сливаются, как, например, в известном памят­нике Гоголю работы скульптора Н. Андреева, с пси­хологической проникновенностью раскрывающем сложный мир писателя. Однако в целом задачи памят­ника и портрета в искусстве скульптуры различны.

Бюст — погрудное изображение человека. Это по преимуществу портретный жанр. Движение фигуры здесь ограничено посадкой головы; соотношение масс также довольно однообразно. И все же при внешней бездеятельности, неподвижности бюста, работая в этом жанре, ваятель может передать сложные характеры и свое отношение к ним. Так же, как и в живописном портрете, здесь сосуществуют несколько видов: порт­рет героический, психологический, интимный и др.

Анималистический жанр — изображения живот­ных. Большую роль здесь играет умение скульптора подметить общий склад движений животного, харак­терную для них грацию, ловкость или стремительность. Как и живописные, эти жанры не исчерпывают все многообразие скульптурных произведений. В качест­ве примеров можно привести распространенную в XV— XIX веках форму конного памятника или композиция современных скульпторов, где часто изображается не только человек, но и окружающие его предметы, кото­рые значительно влияют на облик скульптурной фор­мы.

Существенно влияют на восприятие скульптуры ее размеры. Большая форма в скульптуре является пря­мым воплощением величия, грандиозности решаемой автором темы, и обычно ее отождествляют с монумен­тальной скульптурой. Станковая скульптура чаще соразмерна человеку, поэтому внимание сосредоточи­вается не столько на ее внешних размерах, сколько на тонких нюансах движений, отражающих внутренний мир модели и впечатления художника. В мелкой плас­тике определяющие мотивы — грация, изящество, иро­ния, изысканность работы.

Скульптура - термин в стиле википедии

 

Неодинаково относится скульптура к пространству. Объемная круглая скульптура (иногда называется сво­бодной скульптурой) позволяет обойти ее со всех сто­рон. Нужно, правда, сказать, что в старину ваятели использовали не все окружающее скульптуру прост­ранство, а рассчитывали рассмотрение ее только спе­реди — если смотреть на такие изваяния сбоку или сзади, они значительно проигрывают по впечатлению, поражает их статичность, схематизм рельефа форм. Но позднее в классической Греции, а затем начиная с эпохи Возрождения утверждается скульптура, рассчи­танная на круговое обозрение. Одно и то же движение, форма, увиденные с разных сторон, производят не­одинаковые впечатления, которые не отрицают, а до­полняют друг друга. В отличие от круглой скульпту­ры рельеф располагается на плоскости и имеет много общего с графикой. По высоте выступающих из плос­кости объемов различают высокий — горельеф, низ­кий — барельеф и обратный, вогнутый рельеф. В го­рельефе объемы выступают над плоскостью больше чем наполовину, их круглота выражена сильнее, а контраст между освещенными и затененными частями рельефа решительней, чем в низком рельефе, где объе­мы незначительно возвышаются над плоскостью. Осо­бой формой рельефа является резьба, где еще более сохраняется плоскость, а переходы объемов более оп­ределенны. По художественному впечатлению резьба с ее светотеневым контрастом еще более графична, чем остальные разновидности рельефа.

Как и другие виды изобразительного искусства, скульптура меняет свой характер в зависимости от на­значения. Монументальная скульптура призвана на долгие времена оставить память о великих людях, их делах, об определяющих исторические эпохи идеях, поэтому выполняется она из «вечных» материалов: различных пород камня, бронзы, стали, бетона. Часто такая скульптура включается в мемориальный ан­самбль, где сближается с архитектурой. Монументу свойственны пластика больших масс, простой и четкий силуэт, уравновешенность и обобщенность. Для стан­ковой скульптуры, котооую мы видим в выставочных залах и экспозициях музеев, также может быть харак­терна монументальность решения, но здесь она не яв­ляется законом. Более общее правило для станковой скульптуры, о чем уже говорилось, — соразмерность человеку, внимание к оттенкам движений, индивиду­альности пропорций и форм, экспрессия в обработке материала, передающая отношение художника к об­разу. Наряду с твердыми материалами используются дерево, глина, гипс, различные техники керамики. Декоративная скульптура предназначена для укра­шения стен и интерьеров зданий, улиц, скверов, пар­ков, фонтанов и т. д. Ее важнейшее ценное качество — естественность, с которой она вписывается в окружаю­щую архитектурную и природную среду. Поэтому здесь чаще, чем в других разновидностях скульптуры, можно встретить заметно стилизованные формы или «рифмующиеся», сливающиеся с окружающими пред­метами, или создающие необходимый декоративный акцент.

Изделия бытовой пластики отличаются мелки­ми размерами. Они дополняют убранство комнаты; их можно осмотреть, взяв в руки. Большое значение для этих изделий имеют красота поверхности, тонкость от­делки и цвет. Применяются материалы, обладающие ярким эстетическим эффектом: расписной фарфор, ке­рамика, дерево, ценные породы камня и металлы, сло­новая кость и др. Для ценителей мелкой пластики не так важны общая слаженность форм и образное содер­жание, как стиль, манера исполнения и богатство по­верхности изделия.

В целом скульптурный образ возникает двумя принципиально несхожими путями: при лепке и при высечении (вырезании) из монолита.

Лепка — самый подвижный способ выполнения скульптуры. На прово­лочный или дощатый каркас будущего произведения напластовывается сырая глина.

Этот способ поощряет поиски и переделки, поэтому часто его используют как эскиз для больших композиций. Метод прибавления формы и возможность переделок — главные его отли­чительные особенности.

По этим важным показателям высечение из моноли­та противоположно лепке: форма возникает в резуль­тате снятия лишнего материала; работа ведется резца­ми, гранящими форму; переделки в случае ошибки практически исключены.


по теме:

Скульптура и Архитектура ( продолжение )
Скульптура Ренуара Огюста
Круглая скульптура, ее виды и жанры
Скульптура - происхождение и развитие пластической мысли в искусстве
Микеланджело - религиозная и мифологическая живопись, картины и скульптура
Скульптура СССР
Скульптура в жилом интерьере
Туллио Ломбардо и венецианская скульптура ренессанса


От: Бирюкова Ирина,  38223 просмотров


-

Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы: