Опубликовано: Январь 3, 2011
Скульптура СССР Как и все другие виды искусства, скульптура в СССР, практически всегда, находилась в цепких руках идеологии и было обязано служить государству. В первые годы существования "страны советов" художники были свободны в выборе формы своих работ и стилистическом исполнении. Однако, скульптуры, в которых нуждалось государство (герои революции, основоположники марксистского учения и т. д.) требовало реалистического исполнения. Советская скульптура с первых своих дней была социальной и направленной на служение народу. В апреле 1918 г., почти сразу после победы Великой Октябрьской социалистической революции, в дни, когда в стране еще царила тягчайшая разруха, В. И. Ленин подписал декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников российской социалистической революции». Молодому Советскому государству были нужны памятники, воспитывающие у народа гражданские чувства; художникам предлагали увековечить память Маркса и Гарибальди, Чернышевского и Радищева, Герцена, Шевченко, Добролюбова и многих других. «Если революция может дать искусству душу, то искусство может дать революции ее уста», — писал А. В. Луначарский. Так начал осуществляться ленинский план «монументальной пропаганды». С 1918 по 1921 г. в Москве было установлено свыше двадцати пяти памятников, в Петрограде — свыше пятнадцати. 7 ноября 1918 г. Ленин присутствовал на открытии вмонтированного в Кремлевскую стену рельефа, исполненного Коненковым. На рельефе, сделанном из бетона и раскрашенном, был изображен Гений, державший в одной руке зеленую пальмовую ветвь, в другой — древко красного знамени; «павшим в борьбе за мир и братство народов», — было написано на его струящихся складках. В этот же день против здания Московского Совета установили посвященный Советской Конституции обелиск. Через год около обелиска встала исполненная Николаем Андреевым статуя Свободы, фигура прекрасной и величавой женщины, воплощающей красоту нового мира; статуя эта считается первым крупным завоеванием советской монументальной пластики. Подавляющее большинство памятников первых лет после Революции до нас не дошло: исполненные из-за недостатка средств в недолговечных материалах (гипсе, бетоне), они просуществовали недолго. Но свою задачу они выполнили: стали «монументальной пропагандой» для народа и тем зерном, из которого выросла советская скульптура. У истоков советской скульптуры стояли такие мастера, как Анна Голубкина, Сергей Коненков и Александр Матвеев, анималисты Василий Ватагин и Иван Ефимов. В первые же годы Советской власти окрепли и развились таланты Ивана Шадра, Веры Мухиной, замечательной портретистки Сарры Лебедевой (1892—1967). Торжеством соцалистических идей стала «Выставка художественных произведений к десятилетию Октября». На ней экспонировались аллегорическое изображение рабочих, душащих двуглавого орла, портрет Дзержинского работы Лебедевой, «Булыжник — оружие пролетариата» Шадра, «Крестьянка» Мухиной, «Октябрь» Матвеева. В твердо стоявшей на земле, чувствующей себя хозяйкой своей судьбы крестьянке (критика писала о ней как о «художественном синтезе раскрепощенного чернозема»), в мужественных фигурах и одухотворенных лицах героев «Октября» — рабочего, крестьянина и красноармейца — чувствовалась убежденность в правоте дела резолюции и вера в незыблемость ее завоеваний. История советской скульптуры неразрывно связана с общественной жизнью нашего государства. Скульпторы принимали участие в оформлении метрополитена, канала имени Москвы, международных выставок 1937 г. в Париже и 1939 г. в Нью-Йорке, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. В России и в братских союзных республиках начали воздвигаться памятники бойцам революции и ее вождям. В Ленинграде был установлен памятник Кирову работы Томского, в Ленинграде — памятник героям, погибшим в борьбе с дашнаками и английскими интервентами работы Ара Сарксяна (1902— 1969), в Куйбышеве — памятник Чапаеву работы Манизера: лихой конь несет комдива на врага, за ним бегут бойцы с винтовками и пулеметами, вся группа охвачена такой готовностью к сражению, такой верой в будущее, что у зрителя не остается сомнений, к кому склонится победа. Творческим методом советских скульпторов становится социалистический реализм. Основанный на закономерном развитии лучших традиций реализма XIX — начала XX в., социалистический реализм обогащает его принципы революционной романтикой. Глубоко изучая и хорошо зная действительность, мастера социалистического реализма в то же время умеют подняться над ней, показать жизнь не застывшей, но находящейся в революционном развитии. Воссоздавая события и явления, они не забывают о перспективе их исторического развития. Если реалисты показывали человека таким, каков он есть, а романтики таким, каким он должен быть, то мастера социалистического реализма показывают его одновременно и реалистически, и романтически; одухотворяя конкретные факты, они словно подсказывают зрителю их продолжение. По облику, одежде, манере держаться, по внешней грубоватости «Крестьянка» Мухиной очень реальна — именно такими они были в 20-х годах; и вместе с тем по гордо поднятой голове, по ее уверенности в себе, твердому взгляду мы' понимаем, что это человек свободного труда, представительница нового мира, стоящая на пороге будущего. «В реалистической скульптуре, — писал Матвеев о скульптуре послереволюционного периода, — творческая воля художника направлена на создание образа, поднимающего изображаемое на степень высшей правды». Социалистический реализм Органически и последовательно связанный с жизнью народа, социалистический реализм не сковывает художников узкими рамками определенных форм, но, напротив, дает им полную возможность творческой инициативы и творческих поисков. Понятие социалистического реализма не является понятием застывшим, догматическим. Вбирая в себя не только историческую перспективу, но и исторические жизненные изменения, социалистический реализм постоянно развивается и обогащается. Под влиянием научно-технической революции, с расширением и углублением духовной культуры народа в нем находит выражение и сказавшаяся в последние годы в творчестве советских художников поэтичность и интеллектуальность. В сущности, развитие понятия социалистического реализма и есть история развития советского искусства во всем его богатстве и многообразии. В 30-х годах скульпторы много и плодотворно работают над портретом, стремясь вывести его за пределы привычных камерных решений. Психологические задачи они сочетают с задачами монументальными, с поисками возможностей широкого обобщения, типизации. «Должно ли изображение быть протокольным? — размышляет. Мухина. — Потомкам неинтересна мелочная детализация лица. Для зрителя важен образ, который он любит, который заставляет его волноваться, переживать и следовать за собой». Лучшие из портретов 30-х годов не только правдивы и, документальны, но и общественно значительны. Воссоздавая образ того или иного персонажа, скульпторы воплощают в нем этический идеал человека социалистического общества. После войны по всей стране — в столицах, районных центрах, поселках — начинают сооружаться памятники, увековечивающие народный подвиг: монументальные бюсты, портретные статуи, мемориалы. Подлинным утверждением советского гуманизма является исполненный Евгением Вучетичем (1908—1974) памятник советскому воину-освободителю, идейный и композиционный центр некрополя советских воинов в Берлине. Простой русский солдат в походной форме держит в одной руке меч, разрубивший фашистскую свастику, а другой прижимает к себе маленькую, испуганную, доверчиво прильнувшую к нему немецкую девочку. В тягчайших сражениях дошедший до Берлина, перенесший ранения и беды, видевший разрушенные города и пылающие деревни, он думает не о мести, но о добре и мире. Не только героизм, но и величие духа русского народа раскрывается в этом образе. Многие памятники решаются как целостные архитектурно-скульптурные комплексы. Берлинский некрополь, в котором торжественные архитектурные формы и монументальная скульптура вступают во взаимодействие с природой, с окружающей средой,— не исключение. В Ленинграде создан мемориальный ансамбль, посвященный защитникам и мирным жителям города, погибшим во время блокады; в Волгограде — героям Сталинградской битвы; в Саласпилсе (Латвия) — жертвам фашистского террора; на месте Хатыни (Белоруссия) —сожженным фашистами жителям белорусских деревень Во многих ансамблях скульптура дополняется поэтическими строфами, музыкой. В Хатыни звонит колокол на Пискаревском кладбище в Ленинграде звучат траурные мелодии, в Волгограде из стен-руин несутся солдатские песни.
Символический образ Матери-Родины становится центром Пискаревского кладбища в Ленинграде. Выложенная бетонными плитами дорожка ведет между братскими могилами к величественной женской фигуре (скульптор Вера Исаева, 1898—1960), простирающей к могилам гирлянду, сплетенную из дубовых и лавровых листьев — символ бессмертия. За ней — стена с рельефами, посвященными памяти погибших, и поэтической надписью: «Здесь лежат ленинградцы, здесь горожане — мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всей жизнью своею они защищали тебя, Ленинград, колыбель революции. Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем, так их много под вечной охраной гранита... Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто». Сочетание выразительных средств всех искусств — архитектуры, скульптуры, садово-паркового искусства, поэзии и музыки — производит неизгладимое впечатление на всех посетителей этого священного места. Порой в создании мемориалов принимают участие народные мастера: ансамбль на месте сожженной фашистскими захватчиками деревни Аблинга был возведен руками литовских резчиков, возродивших традиции народной литовской деревянной резьбы. Решив увековечить память каждого из погибших, они вырезали из пяти- и восьмиметровых дубовых стволов несколько десятков фигур: жениха и невесту, связанных цветочными гирляндами (в Аблинге в этот день играли свадьбу), скрипача и свата, остальных крестьян — глубоко и скорбно задумавшегося мужчину, женщину, на которую камнем падает черный орел, радостный хоровод детских и девичьих лиц, еще не опаленных страхом смерти. Исполненный почти стихийно, мемориал этот не объединен общностью художественного и архитектурного замысла: фигуры расставлены беспорядочно, реалистическая скульптура соседствует с символической. И тем не не менее сила его воздействия огромна: он убеждает своей искренностью, человечностью и душевной теплотой. Не только о Великой Отечественной войне, но обо всей истории советских народов рассказывает наша скульптура. Несется по украинской степи неукротимая тачанка, вихрем стелются над землей лихие кони; во владивостокском порту, встречая тихоокеанские корабли, вскидывает победное знамя молодой красногвардеец: сторожат мир и счастье родной Риги красные латышские стрелки. Памятники ставятся не только тем событиям, которые произошли сравнительно недавно, — художникам дорого все, что способствовало государственному становлению и независимости родной страны. И конная статуя Юрия Долгорукого в Москве, и тбилисский монумент тремстам арагвинцам, в XVIII в.. вступившим в неравный бой с турецкими войсками,— все свидетельствует о связи прошлого и настоящего, о сопричастности истории к нашему сегодняшнему дню. Повсеместно ставятся памятники деятелям культуры. В Москве воздвигаются памятники Лермонтову, Маяковскому, Есенину; в Ленинграде — Пушкину и Чернышевскому; в г. Горьком — Горькому; в Ярославле — Некрасову; в Тбилиси — Грибоедову; в Баку — Сабиру и Низами. А в Ереване стоит памятник Давиду Сасунскому: в исполненном гневной силы, выхватывающем из ножен «меч-молнию» богатыре скульптор Ерванд Кочар (1899—1979) воссоздал легендарный образ героя народного армянского эпоса. Ленин в советской скульптуре Особое место в нашей скульптуре принадлежит Лениниане. Начало ей было положено Николаем Андреевым, работавшим с натуры, создавшим много портретов В. И. Ленина, в которых он стремился не только воссоздать его внешность, но и передать свое впечатление от его духовной силы. В композиции «Ленин—вождь» 1931 —1932) ему удалось достигнуть такой высоты обобщения, которая сделала статую подлинно монументальной. Ленин в изображении Андреева — это и человек стройной воли, и государственный деятель, мыслитель, и вдохновенный трибун, чьи речи обращены не только к современникам, но и к будущему человечеству. К образу В. И. Ленина обращались самые известные скульпторы: Шадр (мы рассказывали о его монументе на с АГЭС в Грузии), Эрьзя, Сергей Меркурсв (1881—1952), создавший патетическую композицию «Смерть вождя» и фигуру Ленина для зала заседаний Верховного Совета в Кремле, Коненков и Манизер. Среди произведений Манизера, работавшего над образом вождя много лет, наиболее известен памятник в Ульяновске. Шестиметровая, отлитая из бронзы фигура изображает Ленина стоящим, с открытой головой, в накинутом на плечи пальто — ветер развевает его полы, образуя складки. В этой статуе художник создал монументальный л вместе с тем жизненный образ — Ленин показан как человек огромной воли и энергии. В последние десятилетия монументы Ленину созданы в Москве: в Кремле — Вениамином Пинчуком (р. 1908), у Заставы Ильича — Гедиминасом Иокубонисом (р. 1927); в Ленинграде (Михаилом Аникушиным, р. 1917); в Каунасе (Наполеонасом Петрулисом, р. 1909), а также в Риге, Новосибирске, Даугавпилсе. Для всех этих памятников характерны сложность психологических характеристик, сочетающихся с портретной точностью, широта образного толкования и эмоциональность. В каждом из них образ вождя трактуется по-своему. У Пинчука Ленин — мыслитель, у Аникушина — пламенный оратор, у Иокубониса — человек мечты, провидящий будущее. Раскрывая общественно-значимые черты характера Ленина, скульпторы стремятся в то же время раскрыть глубину его характера. В Лениниану входят и памятники, исполненные советским я скульпторами для других стран. К столетию со рождения В. И. Ленина в Берлине был установлен монумент, исполненный Николаем Томским. В этом монументе Ленин показан вождем не только русского, но и мирового пролетариата. За создание этого памятника правительство ГДР наградило Томского орденом Карла Маркса. Станковая советская скульптура
Советская монументальная скульптура осознала себя как искусство призывное и масштабное. Станковая — как искусство, базирующееся на глубоком изучении жизни и людей нашего времени. В станковой скульптуре создано немало работ, утверждающих образ человека труда, в лучших из них ясно ощущается стремление мастеров к четкому воплощению замысла, к выразительной и обобщенной форме. Скульпторы стараются показать человека в процессе труда — на стройке, целине, за письменным столом, за станком, выявить романтику трудовых будней. Намеренно заостряя внимание зрителя на значительности повседневной жизни, они показывают, как много в ней прекрасного. Расширяется и обогащается портретная галерея. Намечается смычка портрета с сюжетной композицией— появляются скульптурные группы из нескольких портретных фигур, объединенных каким-нибудь действием. Облик портретируемых (рабочих, колхозников, представителей творческой интеллигенции, космонавтов, военнослужащих), как правило, лишен торжественной парадности — чаще всего скульпторы изображают их в состоянии самоуглубления, внутренней сосредоточенности, живущими естественной и вместе с тем многогранной внутренней жизнью.
Скульптура республик СССР
Скульптура развивается во всех союзных республиках СССР, в том числе и бывших странах ислама, религия которых запрещала изображать людей и животных. Сейчас скульпторы Средней Азии, Казахстана, Азербайджана не только активно выступают на выставках, не только включаются в монументальное и декоративное оформление городов республик, но и сами руководят им. Такое же положение и в некоторых автономных республиках РСФСР. Высокого уровня достигла скульптура коми, народа, до революции не знавшего ни ваяния, ни лепки: художники коми стремятся к содержательности замысла и обобщенности мысли, к тому, чтобы каждое их произведение рассказывало не об отдельном человеке, а о жизни Севера вообще. Интересно и целенаправленно трудятся мастера Бурятии, они создают образы героев бурятского фольклора, работая в местных твердых породах деревьев ильме и кедре, эффектно используют фактуру их поверхности. Художники Советского Союза связаны между собой единством творческих принципов и проблем, общностью жизни всех народов нашей страны. Но так как у каждого народа свой неповторимый характер, свои веками выработанные национальные эстетические традиции, то скульпторы советских республик выражают общие идеи по-разному. Для латышской скульптуры характерны обобщенность и лаконизм форм, сдержанность чувств, близость к реальной жизни — художники охотно черпают сюжеты в повседневности. Черты эти были сформулированы в творчестве основоположника республиканской скульптурной школы Теодора Залькалнса (1876—1972). В своем понимании образа латыши чаще всего идут от камня, от тяжеловесной компактности обкатанных волнами морен; даже бронзовые фигуры в их изображении напоминают о гранитных валунах. Литовской скульптуре свойственны глубокая эмоциональность, лиричность, стремление к декоративной деформации фигур, к символичности. Литовцы испытывают сильное влияние народной деревянной резьбы — продолжают и развивают традиции крестьян-«богорезов». Путь этот определил своим искусством классик литовского ваяния Юозас Микенас (1901 —1964), сумевший почувствовать не только красоту и силу народной пластики, но и возможности ее современного переосмысления. Грузинские скульпторы тяготеют к героической романтике, к внутренней уравновешенности образного строя произведений, спокойной сдержанности ритмов. В последнее двадцатилетие большую и плодотворную работу проделали Ираклий Очиаури (р.1924), Гурам Габашвили (р. 1926) и Коба Гурули (р. 1930). Заинтересовавшись старогрузинской чеканкой, они вывели ее из области декоративного искусства, обогатили ее скульптурным началом и стали создавать своеобразные плоские рельефы, сперва станкового характера, а потом и монументального. Поэтическая изысканность грузинской чеканки, ее условно архаизированные формы, ее тематика, связанная в основном с прошлым республики, придали ей национальное своеобразие и сделали известной во всем мире. Зрители, посещающие художественные выставки, должно быть, заметили, как растет мастерство наших скульпторов, насколько оригинальнее и разнообразнее становятся их поиски. Такой же рост ощущается и в декоративной скульптуре. Постепенно уходят в прошлое гипсовые фигуры пионеров, пловчих, готовых прыгнуть в воду, оленей и лосей, нелепо имитирующих живых животных. Современные парки эстетически осмыслены, их скульптура художественно и эмоционально обогащает зрителя. В Приморском парке в Баку его встречают красивые, условно трактованные декоративные птицы; в палангских парках — фигуры, связанные с литовскими легендами: группа «Юрате и Каститис», воссоздающая народное предание о любви морской царевны и смелого рыбака, фигурка «Бируте», изображающая красавицу-жрицу, поддерживавшую на горе вечный огонь, служивший рыбакам маяком. Решенная в графически-плоскостной манере, очень точная по пропорциям, романтическая фигурка эта привносит в парк какую-то таинственную сказочность. Искусство все активнее входит в жизнь. Не случайно в последние годы из мастерских выносят на городские улицы уже не только декоративную, но и станковую скульптуру. Образуются даже постоянные «сады скульптуры»: и станковые группы, и статуи, и даже портреты прекрасно «обживаются» на газонах Риги, среди асфальтовых площадей Вильнюса, в старых московских парках. Перспектива развития скульптуры тесно переплетается с широким и повсеместным развитием градостроительства. Растут новые кварталы, строятся целые города. Скульптура должна не только украсить, но и очеловечить индустриальное строительство, зрительно сократив масштабные разногласия между людьми и современными огромными зданиями. Она призвана создать благоприятную эстетическую и духовную среду для жизни, для гармонического и всестороннего развития человеческой личности. Скульптура не просто обогащает нас новыми впечатлениями. Она дарит нас впечатлениями возвышенными, эстетически-насыщенными, облагороженными. Рассказывая о том, как прекрасен, чист и нравствен может быть человек, она воздействует на наш духовный мир, заставляя стремиться к совершенству. Утверждая благородство и бесстрашие человеческой личности, она вселяет в людей веру в себя, в свои силы и возможности — недаром флорентийцы черпали в «Давиде» Микеланджело мужество, решимость и готовность сопротивляться врагам. Литература:
Скульптурная живопись - О. П. Воронова, Знание, 1981 год. Ссылки: https://muzei-mira.com Скульпторы СССР https://ru.wikipedia.org
по теме:
От: Никитина Т.,   -
-
Скрыть комментарии (1)
Похожие темы:
|
Скульптура отображает время, в которое живет народ. Как и любое другое искусство. В это время люди были сильны, мощны, идейны! Это все можно видеть в скульптуре.
1