Опубликовано: Февраль 19, 2015
Сандро Боттичелли Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, известный под именем Сандро Боттичелли (прибл. 1445 - 17 мая 1510), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Он принадлежал к Флорентийской школе под покровительством Лоренцо де Медичи, движение которое Джорджио Васари охарактеризовал менее ста лет спустя как «Золотой век», эту мысль он выразил в заголовке жизнеописания Боттичелли. Посмертная слава Боттичелли длилась до конца XIX века; с тех пор его творчество представляет изящество живописи эпохи Раннего Возрождения. Среди наиболее известных его работ «Рождение Венеры» и «Примавера». Картины Боттичелли с названиями (открытие в новых окнах с отдельным описанием)
Рождение Венеры | Венера и Марс | Клевета | Наказание Корея, Дафана и Авирона | Весна | Сцены из жизни Моисея | Обнаружение тела Олоферна | Паллада и Кентавр |
Биография
Ранние годы Боттичелли родился во Флоренции, в доме при церкви Всех святых в семье Мариано ди Ванни ди Амадео Филипепи. Вазари писал, что изначально он учился ювелирному мастерству у своего брата Антонио. Из жизни Боттичелли известно мало подробностей, но подтверждено, что он стал учеником приблизительно в четырнадцать лет, из чего можно сделать вывод, что более полное образование он получил раньше, чем другие художники эпохи Возрождения. Вероятно, к 1462 году он поступил на обучение к Фра Филиппо Липпи; многие из ранних работ художника отнесли к старшим мастером, а их подлинность остаётся неподтверждённой. Хотя Боттичелли находился также под влиянием монументальной живописи Мазаччо, именно от Липпи он перенял более интимный и детальный стиль. Как недавно обнаружили, за это время Боттичелли мог совершить поездку в Венгрию, чтобы участвовать в создании фрески в Эстергоме, которую в мастерской Филиппо Липпи заказал Янош Витез, в ту пору архиепископ Венгрии.
Портрет молодого человека около 1469 темпера 51 x 33.7 Палаццо Питти, Флоренция К 1470 году у Боттичелли была своя мастерская. Даже на этом раннем периоде его творчество характеризовалось концепцией фигур, которые смотрелись словно на барельефе, выписыванием чётких контуров, и сводит к минимуму сильные контрасты между светом и тенью, которые указывают на полностью смоделированные формы. Зрелость На картине «Поклонение волхвов» для церкви Санта-Мария-Новелла (прибл. 1475-1476, в настоящее время находится в Галерее Уффици), изображены портреты Козимо де Медичи, его сыновей Пьеро и Джованни, и его внуков Лоренцо и Джулиано. В качестве одной из вершин Боттичелли Вазари назвал особенность пейзажа. В 1481 году папа римский Сикст IV вызвал Боттичелли и других выдающихся художников Флоренции и Умбрии, чтобы украсить фреской стены Сикстинской капеллы. В качестве иконологической задачи поставили верховенство папства. Вкладом Боттичелли стали фрески «Искушение Христа», «Наказание повстанцев» и «Испытание Моисея». Он вернулся во Флоренцию, а «имея софистический склад ума, написал комментарий к отрывку Данте и сделал иллюстрацию к «Инферно», которую напечатал, проведя много времени над ней. Это воздержание от работы привело к серьезным расстройствам в его жизни». Так Вазари описывает первое печатное издание Данте (1481) с изображениями Боттичелли; он не мог себе представить, что новое искусство печати может заинтересовать художника.
Моление о чаше около 1500 темпера 53 x 35 Королевская капелла, Гранада Такие шедевры как «Примавера» (прибл. 1482) и «Рождение Венеры» (прибл. 1485) Вазари увидел на вилле Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи в Кастелло в середине XVI века, и до недавнего времени считалось, что оба произведения были написаны специально для виллы. Недавние исследования говорят о том, что: «Примавера» была создана для городской резиденции Лоренцо во Флоренции, а «Рождение Венеры» заказал кто-то другой для иного места. К 1499 году, обе были размещены в Кастелло. В этих работах влияние готического реализма сдерживается знаниями Боттичелли об античности. Но если художественные методы можно понять, то сами сюжеты остаются загадочными в виду их двусмысленности. Сложные значения этих картин продолжают получать широкое внимание ученых, ориентируясь в основном на поэзию и философию гуманистов, которые были современниками художника. Картины не иллюстрируют конкретные тексты; скорее каждая опирается на несколько из них. Их красоту Вазари описал как иллюстрирующую «благодать», а Джон Раскин как обладающую линейным ритмом, в которой не может быть никаких сомнений. Картины, демонстрирующие линейный стиль Боттичелли подчёркнуты мягкими постоянными контурами и пастельными цветами. В середине 80-х годов XV века, Боттичелли работал над большим циклом фресок с Перуджино, Доменико Гирландайо и Филиппино Липпи, для виллы Лоренцо Великолепного возле Вольтерры; кроме того, много фресок он написал в церквях Флоренции. В 1491 году художник входил в состав комитета, который принимал решение о фасаде собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Влияние Савонарола В более поздний период жизни Боттичелли был одним из последователей глубоко моралистического монаха Джироламо Савонарола, который проповедовал во Флоренции с 1490 года до его казни в 1498 году, хотя в полной мере влияние Савонаролы остается неопределенным. «Как большая часть Флоренции, Боттичелли прибывал под влиянием Савонарола, его искусство преобразилось с декоративного до очень набожного - «Мистическое Рождество» (прибл. 1500-1501) несёт в себе все признаки этого изменения». «История, согласно которой он сжёг свои картины на языческие темы в пресловутом «Костре тщеславия» не описана Вазари, который, тем не менее утверждает, что «он был настолько горячим приверженцем секты Савонарола, что тем самым был вынужден покинуть живопись, и, не имея средств к существованию попал в очень большую беду. По этой причине, сохраняя привязанность к этой партии, и став последователем Савонарола он отказался от своего творчества». Биограф Боттичелли, Эрнст Штайнман искал психологическое развитие художника через его Мадонн. В «углублении понимания и выражения в визуализации облика Марии», Штайнман усмотрел доказательство влияния Савонаролы на Боттичелли. (В работе Штайнмана даты написания Мадонн расположены в более позднем периоде жизни художника). Штайнман не согласен с утверждением Вазари, что Боттичелли ничего не создал после того как попал под влияние Савонаролы, а наоборот считает, что духовные и эмоциональные Девы, написаны художником, вопреки учениям Доминиканского монаха. Смерть и посмертное затмение В 1502 году Боттичелли уже мало работал. В 1504 году входил в комитет, который был уполномочен решить, где будет размещён «Давид» Микеланджело. Его поздние работы, особенно, как видно из серии о жизни святого Зиновия, стали свидетельством уменьшения масштаба, выразительного искажения фигур, и не натуралистического использования цвета, напоминающее работы Фра Анжелико почти век назад. После смерти, его репутация затмилась на более долгий срок, чем у любого другого крупного европейского художника. Его картины остались в церкви и на вилле, для которых они были созданы, его фрески в Сикстинской капелле были отодвинуты на задний план Микеланджело. Однако британский коллекционер Уильям Янг Отли привёз с собой «Мистическое Рождество» Боттичелли в Лондон в 1799 году после покупки в Италии. После смерти Отли, следующий покупатель картины, Уильям Фуллер Мейтленд из Станстеда, позволил представить её на «Выставке художественных сокровищ», которая состоялась в Манчестере в 1857 году, где среди многих других произведений искусства её увидело более миллиона человек. Первым историком искусства девятнадцатого века, который с удовлетворением посмотрел на сикстинские фрески Боттичелли, был Алексис-Франсуа Рио; Боттичелли привлёк внимание Анны Браунелл Джеймсон и Чарльза Истлэйка, работы его руки начали появляться в немецких коллекциях, а Братство прерафаэлитов включило элементы его творчества в своё. Уолтер Патер создал литературную картину Боттичелли, которого затем возродило эстетическое движение. Первая монография художника была опубликована в 1893 году; затем в 1900-1920 годах по Боттичелли написали больше книг, чем по любому другому художнику. Поклонение волхвов около 1500 темпера 108 x 173 Уффици, Флоренция Личная жизнь Боттичелли никогда не был женат, и выразил твердую неприязнь к идее брака, который как он утверждал, вызывал у него кошмары. Согласно популярному предположению он страдал от неразделенной любви к Симонетте Веспуччи, замужней дворянке. По народному поверью, она выступила в качестве модели для «Рождения Венеры» и вновь появлялась на всех его картинах, несмотря на то, что умерла несколько лет ранее в 1476 году. Боттичелли попросил, чтобы, когда он умрёт, его похоронили у её ног в церкви Всех Святых во Флоренции. Его желание было исполнено когда он умер около 34 лет спустя в 1510 году. Некоторые современные историки также рассматривали другие аспекты его сексуальности. В 1938 году Жак Меснил во флорентийских архивах обнаружил краткое содержание иска за 16 ноября 1502 год, одна из строк которого гласит «Боттичелли держит мальчика», что соответствует обвинению в содомии. Художнику было тогда пятьдесят восемь; обвинение, в конечном счёте, сняли. Меснил отклонил его как обычную клевету, в которой приверженцы и противники Савонаролы обвиняли друг друга. По-прежнему остается разделенным мнение о том, что это доказательство гомосексуализма. Многие из них твердо опираются на Меснила, но другие предостерегают от поспешных выводов. Тем не менее в то время как на тему его картин строятся предположения, Меснил всё же пришёл к выводу что «не только женщина была объектом его любви». Ссылки:
Мифологическая живопись
От: Артёменко Алёна,   -
-
Скрыть комментарии (3)
Похожие темы:
|
Наверное, интимная жизнь художника уже никогда не будет достоверно известна. Да и не надо! Его картины — гимн женского умения восставать из пены морской разочарований. Божественную тематику не в праве комментировать — эти полотна каждый должен пропустить через свою душу, без навязанного мнения.
1
Примеры живописи раннего Возрождения. Заметно, что одни работы имеют более плоскую композицию и фигуры с четким контуром. Хотя лица прорисованы с учетом игры света и теней. На других полотнах уже нет такой четкой очерченности фигур, они более естественно вписаны в общий фон, что демонстрирует развитие мастерства художника на протяжении творческого пути. Так или иначе, Ботичелли остается знаковой фигурой в истории изобразительного искусства и эталоном своей эпохи.
2
Двоякое впечатление. Есть картины, которые вызвали восторг, но есть и те работы, которые совершенно не впечатлили.
3