Врубель Михаил Александрович - шедевры модерна
(1856 -1910 гг.) Михаил Александрович Врубель - живописец без определенного художественного направления. Он пробовал все и много. Станковая и монументальная живопись, майолика и скульптура, декорации и иллюстрации, роспись посуды - только малая часть того, что пришлось по вкусу Врубелю. Он оставил о себе противоречивое мнение, как о человеке, но конкретное, как о художнике. Сумасшедший гений Врубеля сломил его самого. Картины с описанием и названиями (Открываются в отдельном окне), все фото в статье: Общественное достояние (прим. адм-ра)
| Автопортрет с жемчужной раковиной | Гадалка | Портрет Константина Дмитриевича Арцыбушева | Портрет Саввы Ивановича Мамонтова | Портрет жены Надежды Ивановны Забелы-Врубель | Портрет артистки Надежды Ивановны Забелы-Врубель | Сирень | Роза | Дама в лиловом. Портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель | Девочка на фоне персидского ковра | Демон поверженный | Демон сидящий | Жемчужина | Летящий Демон | Пан | Полет Фауста и Мефистофеля | Царевна-Лебедь | Шестикрылый серафим | Характерные особенности картин Михаила Врубеля Михаил Врубель - выдающийся русский художник, чьи картины отличаются уникальным стилем и особенностями. Вот некоторые характерные особенности его картин:
- 1. Символизм: Врубель был одним из ведущих художников символизма в России. Его картины часто содержат символические элементы и метафоры, которые передают глубокий смысл и эмоциональную напряженность.
- 2. Использование ярких и насыщенных цветов: Врубель предпочитал использовать яркие и насыщенные цвета, такие как красный, синий и зеленый, чтобы создать эмоциональную и драматическую атмосферу на своих картинах.
- 3. Геометрические формы: Врубель часто использовал геометрические формы, такие как круги, треугольники и прямоугольники, чтобы создать абстрактные композиции и уникальные визуальные эффекты.
- 4. Мифология и религиозные мотивы: Врубель часто вдохновлялся мифологией и религиозными темами. Его картины часто изображают ангелов, богов и других мифологических существ, а также религиозные сюжеты.
- 5. Экспрессионизм: Врубель был одним из первых русских художников, которые использовали экспрессионистские приемы в своих работах. Он часто передавал эмоции и настроение через динамичные кистевые штрихи и необычные композиции.
- 6. Фантазия и сюрреализм: Врубель был известен своей фантазией и способностью создавать необычные и сюрреалистические сцены. Его картины часто содержат необычные комбинации объектов и фантастические ландшафты.
Все эти особенности делают картины Михаила Врубеля узнаваемыми и уникальными в мире искусства.
Биография художника
Детство Миша Врубель родился в семье военного юриста, отставного строевого офицера Александра Михайловича в 1856 году. Это был Омск, пятый, а по-старому семнадцатый, день марта. Родословная Врубеля, в отличие от иных художников, более-менее подробна и говорит о том, что предками его, со стороны отца, были люди не богатые, не дворянских польских кровей. А фамилия, в переводе с польского wrobel означает «воробей». И так, семья с птичьей фамилией проживала в небольшом городке и являлась многодетной. Матерью Миши была Анна Басаргина - дочь того самого Басаргина Григория Гавриловича, - картографа, вице-адмирала и командира астраханского порта. Кроме маленького Миши у четы Врубелей было еще трое детей - старшая Анна, и двое младших - Александр и Катя, умершие очень рано по причине плохого климата и здоровья. В трехлетнем возрасте будущий художник лишился матери, «выпитой» многочисленными родами. Будучи больной, маменька вырезала причудливые фигурки животных «... и человеков...» из бумаги. Это запомнил тогда еще маленький Миша, - слабый и болезненный ребенок, только-только начавший ходить в трехгодовалом возрасте. Когда Врубелю Мише исполнилось семь, отец привел в дом новую жену - Вессель Елизавету Христофоровну, добрую и культурную женщину. С нею у мальчика сложились душевные отношения. В новом браке у отца Врубеля родилось еще трое детей. В свою очередь мачеха заменила будущему художнику мать, и, будучи прекрасной пианисткой, приобщила его к миру искусства и, как говорила Анна, старшая сестра художника, «... элементы живописи, музыки и театра стали с ранних лет его жизненной стихией...». Помимо домашнего образования Михаил получил массу впечатлений и новых открытий извне, путешествуя с отцом подолгу его службы. Одесса, Астрахань, Петербург, Саратов - вот небольшая география перемещений будущего художника. Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге. Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове. Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя. Талант Михаила стал постепенно проявлять себя, и в девятилетнем возрасте тот уже с легкостью по памяти писал копии полотен Микеланджело, увиденных в саратовской церквушке. Юность 1874 год - дата окончания Ришельевской Классической гимназии Михаилом Врубелем. Завершение обучения увенчалось золотой медалью и, продолжилось в ином направлении в Петербургском Университете на факультете юриспруденции. А через год Михаил Александрович впервые попал за границу. Он посетил вместе с семьей Францию, Германию и Швейцарию, совмещая дорогу с подработкой домашним учителем. Обучение в Гимназии длилось шесть лет, после чего новоиспеченный юрист поступил в Художественную Академию. Здесь началось по-настоящему творческое развитие Врубеля. Первые уроки в Академии были связаны со станковой живописью, как распространенным видом живописи XIX века. Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков. Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе. Его рекомендации позволили молодому художнику познакомиться с руководителем реставрационных мастерских Адрианом Праховым. Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок. Михаил Александрович расписывал иконостас в Кирилловской церкви в течение года, начиная с 1884 года. Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви. Тогда же художник написал эскизы к росписи Владимирского собора, но его задумка не осуществилась тогда, однако в 1887 году идея была исполнена. В период работы в Кирилловской церкви Врубель выезжал за границу. Одна из поездок имела конечную точку в Венеции. Именно там художник изучил живопись Ренессанса раннего периода в течение нескольких месяцев. По возвращении в Киев Михаил продолжил восстановительные работы в храмах, параллельно с этим пробуя для себя новое направление живописи - портрет. Одной из них была «Девочка на фоне персидского ковра». Уже тогда его работы имели печальное настроение и мрачное повествование. Зрелость Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым. Он уехал в Москву, и его поглотила столичная богемная жизнь. Коровин и Серов, - друзья живописца, - стали частыми гостями Михаила Александровича. Вместе с ними тот посещал цирк, водил знакомство с участниками труппы, и судьба свела живописца с будущим покровителем Саввой Мамонтовым. Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений. Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей - стали узнаваемым «автографом» мастера. Врубель черпал вдохновение в Византийской живописи, древнерусском искусстве и Венецианской школе письма. Его коллекцию пополнили произведения станковой живописи («Испания» - 1894г., «Принцесса Греза» - 1895г. и др.), иллюстрации лермонтовских произведений к пятидесятилетней годовщине со дня смерти поэта, оформительские работы к частным операм Мамонтова («Царская невеста», «Садко» и др.). В тридцать лет с небольшим Врубель нашел для себя занятие не связанное с живописью, но не менее яркое. Скульптура - новое амплуа художника, - поглотила творческие часы. Будучи скульптором - самоучкой Михаил нарушал технологии изготовления своих работ, что иногда приводило к их разрушению. На свет появились врубелевские скульптуры странных форм («Маске ливийского льва», «Демон»), словно незаконченные произведения с намеком на образ и цвет. Его неуспех в скульптуре компенсировался возрожденным интересом к майолике - особым видом керамики из отходов фаянса либо обожженной глины с росписью и покрытием глазурью. Этот вид художественной подачи картин завладел Врубелем и лег в основу его дальнейшего творчества. Так, в девяностые годы XIX в. Художник создал декоративное панно камина «Микула Селянинович и Вольга». Вдохновение Врубель черпал в естестве природы, учась на ее закономерностях и необычности, убеждая остальных в том, что в основе красоты лежит «... форма, которая создана природой вовек...». Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность. Об этом упоминал друг автора Константин Коровин, говоря о том, что Врубель брал идеи орнамента ниоткуда и «... всегда свой...». Его техника нанесения будущего орнамента имела черты геометрического построения - прямые пересекающиеся линии, точки их соприкосновения, многочисленные перехлесты, что напоминало рисунок инея на плоскости стекла. Период столичной жизни изобиловал портретными работами. Среди них, разумеется, был портрет покровителя - Мамонтова Саввы Ивановича, и, Константина Дмитриевича Арцыбушева - коллекционера, курского дворянина. Тогда же на свет появился знаменитый врубелевский «Демон», который преследовал все творчество и впоследствии душу живописца, предшествия «Демону поверженному». Постепенно творчеством Врубеля завладевал Модерн. Новое течение отображалось в триптихе «Фауст» 1896 года, в полотне «Утро» - 1897 года. А знаменитый «Пан» вовсе олицетворял новаторскую идею стилизации природных черт и линий с очеловеченной мифологией. При этом подача сюжета с помощью разрозненных мазков, треугольников, мелких деталей всегда выдавали технику Михаила Александровича. Это была мозаика в масле, либо в акварели. Его разумом завладевали разные направления, которые поддавались кисти художника. Вот и античный дух триптиха «Суд Париса» - произведение с древним привкусом и долей театральности. Вообще, римляне и Рим часто присутствовали в работах Врубеля, начиная с академического периода обучения. Не придерживаясь общепринятых церковных канонов, художник по-своему интерпретировал героев библейских сказаний. Он наделил своего Моисея в «Сошествии Святого Духа на двенадцать апостолов» византийскими чертами, страстью, мужественностью, молодостью, несколько похожим на будущего Демона. Апостолы Врубеля значимы и по-философски мудры. Голубь - олицетворение Святого Духа, - полон мистики, ярких лучей, зловещего предвкушения власти. Строгая, практически готовая к войне Богоматерь в духе Врубеля олицетворяет нерушимую стену киевского Софийского Собора. Вся работа наделена слишком человеческим пережитым горем и стойкостью к неизвестной благодати либо войне. В творчестве Врубеля имели место быть иконописные работы, которые также отличали его индивидуальную технику и декоративность. Образы святых в его работах по-прежнему строги и резки, иногда рафинированы («Благовещение», «Богоматерь с младенцем»). Семья М. А. Врубель и Н. И. Забела. Фото 1896 года Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». Надежда играла роль сестры Гретель. Это был Петербург 1896 года. Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой. Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день. Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40). О самом художнике ходили нехорошие слухи о его пристрастии к спиртному, транжирству, случайных заработках. Медовый месяц молодые провели в Пансионе города Люцерн в Швейцарии. Там же Врубель продолжал работать над созданием панно в кабинет Мамонтова. Однако ко дню свадьбы художник растратился и шел пешком к своей невесте. Источником проживания новой семьи были доходы супруги живописца. Для реализации себя, как добытчика, Михаил Александрович принялся работать театральным декоратором в частой опере Саввы Ивановича. Он трудился над костюмами, лично переодевал свою жену к спектаклям, по нескольку раз слушал оркестр и репетиции, вдохновлялся морскими сценами оперы «Садко». Болезнь В 1898 году Врубель отправился на Украину. Там он почувствовал первый тревожный симптом ухудшения здоровья - постоянные головные боли. Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день. Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ. Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами - «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь». Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». Долгожданный момент - рождение первенца, - состоялся в первый день осени 1901 года. Сына назвали Саввой. Малыш был крепкий, хорошо сложен, но имел «заячью губу», что, однако не делало его уродцем, а практически не замечалось на фоне миловидности и огромных синих глаз. Его портрет отец написал в 1902 году. Мальчик получился печальным и по-взрослому серьезным. В тот период Врубель уже работал над «Демоном поверженным». Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына. Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство. Результатом свалившегося бремени на плечи Михаила Александровича стали постоянные депрессии. Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным». Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу. Воздухом живописец дышал в открытую форточку один раз в день. Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась. Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину. Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки. Недовольство картиной усугубляло душевное равновесие Михаила. Он стал слишком самоуверен и выставил полотно в Москве на февральской выставке в надежде, что его приобретет Третьяковская Галерея, но триумфа не получилось. Более того, автор решил его вновь исправить. Замкнутость и закрытость Врубеля встревожили друзей. Они отвели его к Бехтереву Владимиру Михайловичу, знаменитому психиатру, который установил, что художник болен «неизлечимым прогрессивным параличом». В апреле 1902 года больной был госпитализирован. Его болезнь имела волновой характер. В 1902 году проявился первый кризис, когда Врубель был буен и агрессивен. Второй кризис настиг художника после смерти Саввочки. Это был 1903 год. Однако смерть сына привела в чувства рассеянного после лечения Михаила Александровича. Он даже начал писать полотна. Последняя творческая активность «накрыла» мастера после долгой реабилитации в Риге по стопам очередного ухудшения. Врубель и сам понимал безысходность, в которой оказался. Не сопротивлялся лечению, но галлюцинации и голоса, что ранее его преследовали, казалось, поселились в его голове навсегда... Он не видел жену, живя с ней только перепиской. Он пытался писать картины. Его последний портрет Брюсова был вымучен тяжелой рукой специально для издательства «Золотое Руно». Для того же заказчика портрет самого Врубеля писал Серов (публикация в 1907 году). Заключительной точкой его творчества стала картина «Видение пророка Иезекииля» в 1906 году. Уход Последние годы жизни Михаил Врубель провел в клинике Конасевича под присмотром старшей сестры Анны и докторов. Там же его настигла слепота, которая несколько утихомирила его нрав. Жена навещала художника, устраивая веселые утренники. Однако Врубель, уставший от жизни наедине с собственными демонами, нарочно портил свое здоровье. Он подолгу стоял у раскрытого окна в надежде простудиться. Вскоре попытки увенчались воспалением легких и длительной чахоткой. В 1910 году Врубель скончался. Он помылся, обрызгал себя одеколоном и одел самый хороший костюм... 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Портрет Надежды Забелы-Врубель
Демоны ВрубеляКартины Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, - это образ лермонтовского Демона. Еще при жизни о художнике ходило много слухов - о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что - вымысел?
Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890 г.
Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. Часть рисунков так и не попала в книгу - современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа.
Михаил Врубель. Голова Демона, 1891 г.
Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей - огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности.
Михаил Врубель. Голова Демона на фоне гор, 1890 г.
В понимании Врубеля, Демон - это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» - «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь - ни мрак, ни свет!».
Михаил Врубель. Тамара и Демон, 1891 г.
«Демон (сидящий)» - самая известная работа Врубеля. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. случилась трагедия - умер его сын, что окончательно подорвало душевное здоровье художника.
Михаил Врубель. Демон поверженный и демон сидящий. Эскизы.
Михаил Врубель. Демон летящий, 1899 г. (вверху) Демон поверженный, 1902 г. (внизу)
С тех пор и до самой смерти в 1910 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем.
Михаил Врубель. Шестикрылый серафим, 1904 г.
Никто не знает, какие видения посещали Врубеля в конце жизни, и было ли это на самом деле мистическим откровением потусторонних сил - но это действительно свело его с ума. А в глазах демонов на его картинах написано больше, чем можно объяснить словами.
Михаил Врубель. Демон поверженный. Эскиз.
Ссылки:
От: Nika,  
Скрыть комментарии (4)
Похожие темы:
|
Страшная и трагическая жизнь, наполненная демонами. Скорее всего, только часть из них Врубель вынес на полотна. Боюсь даже представить, что он вынес.
1
Уже первые работы Врубеля имели печальное настроение и мрачное повествование. Трагическая жизнь художника нашла отражение и в его произведениях. М. Врубель обращается к произведениям М. Лермонтова. Знаменитый лермонтовский "Демон" преследовал не только творчество, но и душу художника. Кроме самой известной работы "Демон сидящий" существует и много других полотен, которые появляются уже во время болезни. Картины эти выдающиеся, но в них чувствуется что-то потустороннее. Иконописные работы М. Врубеля также отличали его индивидуальную технику и декоративность. Творческая манера этого мастера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими.
2
Действительно, уникальный художник, а его работы впечатляют и запоминаются с первого взгляда. Разнообразие техник, в которых выполнены картины - дополнительный довод в пользу таланта, но мне лично больше нравятся его импрессионистские полотна. В этих пестрых мазках иногда сложно сразу увидеть истинное изображение, они напоминают головоломки, в которых среди цветастых узоров нужно рассмотреть единый образ. А те работы, где мазки переходят в мозаичные элементы, просто лишают дара речи. Не удивительно, что автор увлекался и майоликой, которая перекликается с мозаикой. Во многих картинах персонажи почти сливаются с фоном благодаря крупным контрастным мазкам, но почти всегда заметны глаза героев. Особенно в образах Демонов, в которых по большому счету нет ничего демонического, кроме взгляда - обреченного, драматичного, бесконечно тоскливого, да, в глазах вселенская тоска, которая будет длится вечно. Особое внимание заслуживает "Жемчужина", которая заключает в себе множество образов, элементов, [Развернуть]
3
Люди в изображении Вребуля всегда грубоваты, резки и безэмоциональны. Для меня это как-то... Неприемлимо
4