Круглая скульптура была особенно любима в античной Греции и Риме. В средние века она прекратила свое существование и вернулась к жизни лишь в эпоху Возрождения. Вероятно, многие видели фоторепродукцию с «Давида» Донателло (ок. 13S6—1466): обнаженный юноша с тяжелым мечом попирает ногой отрубленную голову великана. Эта исполненная в 1408—1409 гг. статуя и была «первой ласточкой». С того времени круглая скульптура заново вошла в европейское искусство.
Круглая скульптура делится на три вида: монументальную, монументально-декоративную и станковую. Монументальная скульптура содержит в себе прославление кого-то или призыв к чему-то, для нее характерны героический пафос и общественно значимая тематика, ее место на городских площадях, улицах, в больших архитектурных ансамблях. Монументально-декоративная скульптура предназначена для украшения зданий, городов, парков (decorare — по латыни «украшать»); естественно вписываясь в окружающую среду, она придает ей нарядность. Станковая скульптура предназначена для закрытых помещений, мы встречаем ее в музеях, на выставках, в общественных интерьерах. Название ее происходит от Слова «станок». Являющийся основным приспособлением для работы скульптора, станок состоит из деревянного треножника, на котором крепится круглая или квадратная вращающаяся подставка. Создавая скульптуру, художник периодически поворачивает ее, чтобы обработать все стороны в наиболее удобном положении и при самом выгодном освещении.
Станковая скульптура воссоздает облик человека, передает его характер, настроение и действия. В ней художник проявляет особое внимание к пропорциям формы, оттенкам движений и чувств, к завершенности обработки материала. Станковую скульптуру обычно рассматривают на близком расстоянии. Стоя перед ней, зритель должен погрузиться в мир чувств, переживаний и характеров персонажей, заглянуть в их мысли, в их души. Поэтому нередко говорят, что станковая скульптура «вступает в диалог» со зрителем.
Не следует думать, что станковая скульптура имеет какие-нибудь преимущества перед монументальной или монументальная перед монументально-декоративной. В искусстве все три вида считаются равноценными: художественное качество произведения отнюдь не зависит от его назначения. Декоративность, монументальность или станковость связаны, во-первых, с особенностями пластического мышления художника, а во-вторых, с задачами, которые он перед собой ставит. Некоторые скульпторы всю жизнь работали в каком-либо одном виде, другие — во всех трех. Вера Мухина, создательница знаменитой группы «Рабочий и колхозница», памятников Горькому в г. Горьком и Чайковскому в Москве, была также автором многочисленных декоративных скульптур, станковых статуй и портретов и даже миниатюрных статуэток из фарфора и стекла.
Каковы же жанры круглой скульптуры, в первую очередь станковой? Расскажем о статуях, скульптурных группах, портретах и анималистических произведениях.
Значительная по размерам фигура, изображающая человека в рост, называется статуей. Чаще всего это станковые произведения. Лишь некоторые отдельные статуи — большого размера, героического содержания, рассчитанные на постоянное пребывание на воздухе,— мы считаем монументальными. В древности огромные по величине статуи именовали колоссами. В античной Греции был знаменит Колосс Родосский, воздвигнутый жителями острова Родос в честь победы над македонскими войсками. По преданию, Колосс был так громаден, что когда он рухнул во время землетрясения, обломками его нагрузили караван из девятисот верблюдов. Грандиозные статуи воздвигают и в настоящее время, но термин «колосс» теперь практически не употребляется.
Статуя должна легко и свободно восприниматься зрителем, убеждать его в своей жизненности, подлинности. Создавая ее, художник прежде всего думает о весомости и полноте формы, о ее устойчивости. «Обрати внимание, как человек в каждой своей позе представляет свое тело для поддержки головы, самой тяжелой части тела, и как, опираясь на одну ногу, он всегда устанавливает ее по отвесу к голове, как базу колонны», — объяснял теоретик искусства Возрождения Леон Баттиста Альберти (1404—1472). Поэтому скульптору необходимо во всех подробностях изучить устройство человеческого тела: он не может передать движение, не зная, при помощи каких мышц оно вызывается, не зная, какое мускульное напряжение стоит за тем или иным жестом. «Чтобы понять какую-нибудь машину, ее мало срисовать и скопировать, ее надо разобрать и собрать, поняв каждую часть, потому что там нет ни винта, ни выемки без специального назначения. Если вы так же подойдете к устройству человеческого тела, то увидите такую изумительную мудрость и красоту его устройства, что только пожалеете, что не знали этого раньше. С этой стороны анатомия прямо захватывает», — убеждала Голубкина.
В настоящее время пластическую анатомию изучают в художественных училищах и институтах, путь к познанию всемерно облегчен для художника. Во времена Возрождения знание анатомии было привилегией только медиков; Микеланджело (1475—1564), чтобы изучить человеческое тело, препарировал трупы тайком, в одиночестве, по ночам: за подобные действия тогда карали смертной казнью.
В античной Греции анатомии не знали даже врачи; греческие художники довольствовались наблюдениями, но наблюдения эти были удивительно точны. В V в. до н. э. Мироном была создана скульптура «Дискобол», изображающая атлета во время спортивных состязаний. Слегка повернув голову, атлет смотрит на руку, держащую диск; тело его напряжено, в нем работает каждый мускул; всей тяжестью опершись на полусогнутую ногу, он словно готовится выпрямиться в минуту броска, сейчас диск оторвется от его руки и полетит в пространство. Современные кинооператоры, сняв спортсменов, бросающих диск, доказали, что Мирон запечатлел мгновение, длящееся всего доли секунды.
фото: ©wm-painting.ru
Выразительность статуи — это выразительность объемов и масс, составляющих единое целое, одухотворенное и внутренне построенное. Создавая скульптуру, художник стремится увидеть ее «изнутри», конструктивно, т. е. сперва утвердить ее остов, «скелет», а уже потом придать ей внешние формы. Знаменитый французский скульптор Огюст Роден (1840—1917) прямо советовал смотреть на поверхность лишь как на завершение работы над объектом: «Вместо того, чтобы представлять себе различные части тела более или менее плоскими поверхностями, каждая выпуклость для меня соответствовала внутренней структуре органов: в каждом утолщении торса или членов я пытался дать почувствовать присутствие мускула или кости, развивающихся изнутри, в глубине под кожей. Правда моих фигур, таким образом, не была поверхностной, а как бы вырастала из глубины, как «сама жизнь».
Добиваясь созвучия пластических элементов, составляющих фигуру, художники внимательно следят за взаимоотношением отдельных частей тела и их зависимостью от целого. Каждая часть должна отвечать ему величиной и характером: черепная коробка соответствовать ширине плеч, величина глаз и лба — величине рта и подбородка. Только добившись, чтобы каждая деталь стала частицей общего целого, скульптор достигает гармонии в произведении. Человеческое тело в скульптуре не обязано непременно быть идеально прекрасным. Оно может быть угловатым (такими нередко изображают подростков), не слишком грациозным (художники 20-х годов показывали такими женщин-работниц), но в нем всегда должно присутствовать чудо соразмерности, соотнесенности всех частей, ощущение пропорциональности и весомости пластических масс. Тогда «пробуждающиеся» будут действительно пробуждаться, «встающие» вставать, фигуры обретут жизнь и дыхание.
Круглая скульптура очень чутко воспринимает свет; порой кажется, что она меняется в зависимости от освещения. Скользя по поверхности, свет может мягко обтекать статую, выявляя гибкость и завершенность ее контуров, может контрастировать с тенью в углублениях, сверкать на подъемах и выпуклостях объемов. Но всегда— и при рассеянном освещении, и при игре светотени— он будет образовывать мерцающую среду, в которой живет и с которой взаимодействует скульптура.
Скульптурная группа объединяет несколько фигур, связанных единым художественным замыслом, общностью сюжета и пластики. Она может состоять из двух, трех, четырех фигур и т. д., число их неограниченно. Реймонд Мейзон в посвященной трагедии Хиросимы композиции «Опаленная толпа» изобразил более тридцати человек, охваченных смятением и ужасом.
Скульптурная группа всегда повествовательна, она рассказывает о чем-то зрителю. Рассказы эти могут быть и мифологическими, и реальными, и аллегорическими, и бытовыми. Создавая скульптурную группу, художник тщательно обдумывает положение фигур, их позы, мимику и жесты. Не похожие одна на другую по облику, а порой и по настроению, они должны создавать единый ансамбль, раскрывающий идею произведения.
Скульптурную группу уместно сравнить с исполняемым оркестром концертом. Если каждая из фигур исполняет роль какого-либо отдельного инструмента — рояля, скрипки, виолончели, — то вся группа в целом становится подобной оркестру. Чтобы он звучал полноценно, нужна слаженная работа инструментов. Добиться этого нелегко. Зато и впечатление, остающееся от звучания оркестра, обычно значительно больше, чем от сольного исполнения.
Портреты в скульпуре
Произведение скульптуры, посвященное изображению какого-либо определенного, конкретного человека, называют портретом.
Портрет может воспроизводить одного, двух или нескольких людей — в таких случаях он называется парным или групповым. Портрет может показывать человека в рост, по пояс или только его голову. Наиболее часто встречается погрудное изображение, оно называется бюстом.
Первое требование, которое предъявляется к портрету, —это похожесть, передача индивидуального сходства. Но сходство это не должно ограничиваться только внешними признаками. Воспроизводя черты лица портретируемого, художник на основе вдумчивого психологического анализа раскрывает его внутренний мир, сущность его характера, его отношение к жизни. Нередко наряду с индивидуальным своеобразием скульптор подчеркивает в своей модели социально-типические черты, воссоздавая через ее облик обобщенный тип, свойственный эпохе.
Портретный жанр получил особое распространение в Древнем Риме, многие исследователи считают, что портрет является самым крупным вкладом римлян в мировое искусство. Не случайно все портреты, исполненные в определенном стиле, независимо от того, где и когда они были созданы, стали называться «римскими».
Римляне стремились к точному воспроизведению человеческих лиц со всеми их неповторимыми индивидуальными чертами. Их портреты реалистичны и порой даже натуралистичны: подчеркивая характерное в облике своих моделей, художники не пренебрегали такими подробностями, как опустившиеся от старости углы рта, отвисающие от жира щеки, заросшие щетиной подбородки.
фото: ©wm-painting.ru
Правдив и реалистичен потрет императора Веспасиана (I в.). На толстой, «бычьей» шее массивная, почти четырехугольная голова с большими плоскими ушами, тяжелым, выступающим вперед подбородком и сверлящим, острым взглядом маленьких глаз. В характерных чертах явственно читается характер Веспасиана, человека твердой воли, настойчивого и решительного, но вместе с тем ограниченного, хитрого и грубого, не брезгующего никакими средствами в достижении цели. Портрет этот полностью подтверждает то, что рассказывали о нем его современники.
Римские историки — Тацит, Тит Ливии, Светоний, — клеймя агонизирующее рабовладельческое общество, писали о порочных наклонностях и низменных чувствах многих императоров и полководцев. Римские скульпторы, взяв на себя роль своеобразных прокуроров, завершили их дело. Низкий лоб, тяжелый подозрительный взгляд, одутловатое пустое лицо — Нерон; выражение напыщенного тупого чванства, отсутствие всякой мысли в глазах — Вителлий; самодовольное упоение властью и холодная жестокость — Помпей.
В портрете скульптор может передать и сложность человеческих характеров, и свое отношение к ним. Римский портрет — это портрет психологический. Существуют также портреты интимные, парадные, героические. В интимных портретах художник всматривается в мир эмоций и настроений близкого ему человека. В парадном стремится к облагораживанию облика портретируемого, к торжественному звучанию скульптуры. Западноевропейские и русские портреты царей и королей в большинстве своем являются парадными. В героических портретах скульпторы, не приукрашивая внешности моделей, стараются выявить их нравственное величие и готовность к подвигу; обычно они добиваются этого, акцентируя главное в характере портретируемого, отметая все второстепенное, случайное.
Из огромного количества портретов нам наиболее интересны те, которые правдиво рассказывают о людях прошедших эпох, знакомят с обликом и характером выдающихся писателей, философов, государственных деятелей. В ленинградском Эрмитаже хранится портрет Вольтера, исполненный французом Жаном-Антуаном Гудоном (1741—1828) в 1781 г. специально для России, по заказу Екатерины II. Представляя Вольтера глубоким стариком, художник противопоставляет дряхлости нерастраченный интерес великого писателя к жизни, энергию его. мысли. Пряча старческое тело в длинную одежду, он сосредоточивает внимание зрителя на лице и руках Вольтера, на его саркастической усмешке, на живом, несколько ироническом взгляде, чтобы передать его остроту, скульптор, сильно углубляя зрачок, оставляет в верхней части мраморный кусочек, который создает впечатление мерцающего в нем блика. Энергично взявшись за ручки кресла, писатель всем телом подается вперед — этим движением Гудон выявляет затаенную внутреннюю силу, огромный темперамент мыслителя. Изображенный им Вольтер вызывает невольное уважение и веру в силу человеческого духа.
В России величайшим мастером портрета был Федот Шубин (1740—1805), сын крестьянина из Холмогор.
Приехав в Петербург, он первое время работал дворцовым истопником, но вскоре его талантом заинтересовался М. В. Ломоносов. Благодаря его покровительству Шубин окончил Академию художеств, работал в Париже и в Риме. Он был изумительным мастером: мрамор в его руках превращался то в дышащие жизнью розы, то в тончайшие кружева на шелковых рубашках, то в сверкающие нити жемчуга. Но главным в искусстве скульптора были не великолепные детали, а глубокое проникновение во внутренний мир своих героев. Исполненный им в 1797 г. портрет Павла I дает царю полную и исчерпывающую характеристику: за резкими диспропорциями лица скрывается и жестокость, и недоверие к людям, и постоянное трагическое чувство одиночества, и показное самодовольство, и неверие в свои силы. Антитезой этому портрету становится портрет М. В. Ломоносова — человека с живым и энергичным лицом, гордо вскинутой крутолобой головой, любознательными и умными глазами; изобразив Ломоносова без парика, мундира и орденов, что по тем временам было вопиющим нарушением канонов, Шубин подчеркнул его демократичность и простоту.
Далеко не все художники избирают портрет основным жанром своего творчества, но мало кто совершенно обходит его: работа над портретом — это всегда размышление о современности и современнике.
Жанр, посвященный изображению животных, называется анималистическим (от латинского слова animal, т. е. животное).
Жанр этот известен с древнейших эпох. Было время, когда он нес в себе культовое начало. Египтяне создавали образы человекоподобных богов с головами птиц и зверей, соединявшие в себе человеческие и животные формы. Это сочетание характерно и для прославленных египетских сфинксов (XVI—XV вв. до н. э.), существ с человеческими головами и львиными туловищами. Два сфинкса были перевезены в Петербург из Фив, столицы Древнего Египта, они и сейчас находятся на набережной Невы напротив Академии художеств. Это не просто изображения полулюдей-полузверей, но глубоко обобщенные и полные значительности образы, которые вполне соответствуют нашим представлениям о реализме — сфинкса легко вообразить ожившим.
Анималистика существовала у всех народов. В Индии бережно сохраняется статуя священного быка в Майсуре, высеченная из монолита скалы, грандиозные изваяния слона и коня в Коцараке: конь яростно растаптывает демона, слон несет раненого воина. В Риме, на Капитолийском холме, возвышается памятник волчице, по преданию выкормившей братьев-близнецов, основателей Рима. Эта волчица с проступающими под шкурой ребрами, настороженными ушами и оскаленной пастью была создана ок. 480 г. до н. э. неизвестным этрусским скульптором.
Для художника-анималиста очень важна способность' подметить общий склад движений животного, его характер, силу, ловкость или грацию. Иногда скульпторы сопоставляют пластику человека и пластику животных. Большим мастером в этом отношении был основатель русcкого анимализма Петр Клодт (1805—1867), им исполнены знаменитые группы «Укротители коней», венчающие Аничков мост в Ленинграде (1833—1849). В этих группах изображены различные моменты укрощения необъезженного коня: поверженный при первой попытке обуздать вольное животное человек в конечном счете все же оказывается победителем, уверенно и гордо выступает рядом с подчинившимся его воле конем. Каждая из четырех групп основана на тщательном изучении живой натуры: изображенные Клодтом кони так подлинны, что кажется, можно увидеть не только напряжение их мышц, но и дрожь нетерпения, пробегающую по их телам.
В настоящее время, когда люди поняли необходимость сохранить биосферу и все существующие на земле формы жизни, роль анималиста становится особенно важной. Показывая разнообразие животного мира, его красоту, пытаясь проникнуть в характер наших собратьев по планете, художник должен пробудить у зрителя уважение ко всему живому, воспитать его не назиданием, но эстетической силой художественного образа. В XX в. оценена, наконец, жертвенная роль животного в построении человеческой цивилизации. В Японии поставлен памятник лягушке, верному помощнику медиков, в Швейцарии — собаке, сенбернару Барри, спасшему более сорока человек из-под снежных завалов. У нас, в Колтушах под Ленинградом, где работал физиолог академик И. П. Павлов, также сооружен памятник собаке, его верной помощнице в научных исследованиях. «Признавая право других существ на жизнь, человек добивается уважения к самому себе, как существу нравственному» — в этих словах, записанных в принятой в Советском Союзе «Хартии охраны природы», выражена суть искусства лучших современных анималистов.
по теме (доб. адм-ом):