СВЕТ — наиболее освещенные части художественного произведения.
СВЕТОСИЛА — степень относительной светлоты единичного цветового тона; воспринимается через соотношение с другими тонами как элемент светотени.
СВЕТОТЕНЬ — распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков, позволяющее воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду.
СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО — входит в состав краски и определяет все ее специальные свойства, за исключением цвета.
СГРАФФИТО — способ монументальной живописи и декоративной отделки стен: рисунок, выполненный процарапыванием хорошо высохшей светлой краски, покрывающей темный штукатурный слой.
СЕАНС — время работы художника в пределах одного дня без длительного перерыва, перемены модели и задания.
СИГНАТУРА — подпись художника на картине
СИЛУЭТ — плоскостное однотонное изображение предмета на фоне другого цвета.
СИМВОЛ — разновидность художественного образа, указывает на смысл; слит с художественным образом, но не тождествен ему.
СКЛАДЕНЬ — створчатая икона или мощевик, выполненные в технике темперной живописи, резьбы по кости или дереву либо в металле. Двухчастный складень называется диптих, трехчастный — триптих.
СКУЛЬПТУРА — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещаются в реальном пространстве.
СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ, мелкая пластика — небольшие фигурки: статуэтки, игрушки.
СЛЕПОК — точная копия скульптурного оригинала, выполненная механическим способом посредством холодной отливки, обычно из гипса.
СОУС — материал для рисования, состоящий из очень мелкого и мягкого черного порошка с примесью клея.
СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО — произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер, свободные от прямых утилитарных функций и не предназначенные для вхождения в ансамбль в качестве его составной неотъемлемой части.
СТАНОК скульптурный — приспособление для работы скульптора; представляет собой треножник с вращающейся круглой или квадратной доской-подставкой, на которой располагается создаваемое произведение круглой скульптуры.
СТАФФАЖ — небольшие фигуры людей и животных, включенные в пейзажную композицию.
СТИЛИЗАЦИЯ — 1) декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема; 2) имитация образной системы и формальных особенностей одного из стилей прошлого, использованных в новом художественном контексте.
СТИЛЬ — устойчивое единство художественной образной системы выразительных средств искусства.
СТУДИЯ — 1) помещение (мастерская, ателье) для работы художника, скульптора, фотографа; 2) самостоятельное учебное заведение для подготовки живописцев и скульпторов.
СФУМАТО — прием в живописи, мягкость моделировки.
ТАБЛЕТКА — икона Небольшого размера, обычно двусторонняя.
ТАНКА — тибетская и монгольская икона в форме свитка, выполненная на загрунтованном холсте.
ТЕМПЕРА — эмульсионные краски; картина, написанная такими красками.
ТЕНЬ — наименее освещенные части художественного произведения.
ТЕМА — в изобразительном искусстве объект художественного изображения, круг жизненных явлений, проблем, идей, положенных в основу художественного произведения.
ТЕХНИКА — совокупность навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.
ТЕЧЕНИЕ — художественная общность, объединяющая приверженнее одного из вариантов стиля или направления.
ТИПАЖ — выбор модели по общим признакам, которые считаются присущими какой-либо группе людей.
ТОН — 1) исходный, простейший элемент светотени в натуре и в художественном произведении; 2) исходный простейший элемент цвета, колорита в действительности и в произведении искусства; 3) общий светотеневой строй художественного произведения или мотива, определяемый регистром светотени (шкалой светотеневых градаций); 4) общий цветовой строй художественного произведения или мотива, основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета картины и сообщающий единство колориту.
ТОНАЛЬНОСТЬ — общий строй колорита или светотени в произведениях живописи и графики.
ТОНДО — станковое живописное произведение или структурный рельеф, имеющие круглую форму.
ТОНИРОВАНИЕ — подцветка поверхности художественного произведения.
ТРАДИЦИЯ — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение навыки, правила, обычаи.
ТРАФАРЕТ — приспособление для переноса изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение одного и того же мотива: пластина с отверстиями, через которые красящая масса наносится на материал.
ТУШЬ — черная краска, не теряющая интенсивности тона со временем.
УСЛОВНОСТЬ — свойство искусства, состоящее в неотождествленности его произведений явлениям изображаемой в них действительности.
ФАКТУРА — характер поверхности художественного произведения, ее обработки.
ФОН — глубинные, менее значимые части изобразительной или орнаментальной композиции.
ФОРМА — предназначенный для отливки копий, слепков, скульптур их объемный оттиск, обычно изготовляемый из гипса.
ФОРМОВКА — процесс изготовления форм.
ФРАГМЕНТ — элемент картины.
ФРЕСКА — живопись по сырой штукатурке водяными красками.
ФРОНТАЛЬНОСТЬ — изображение человека, животного, здания, предмета лицом, фасадом, передней плоскостью, прямо расположенными к зрителю; расположение композиции прямо перед зрителем, параллельно нижней линии картины, рельефа, листа.
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ — 1) специфическая особенность отражения действительности в искусстве, отличающая его от других форм общественного сознания; 2) степень эстетического совершенства художестве иного произведения.
ХУДОЖНИК — 1) творческая личность, искусник, мастер; 2) человек, профессионально работающий в области изобразительных искусств.
ЦВЕТ — 1) свойство материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра; 2) цветовой тон, определяющий своеобразие и природу каждого данного цветового оттенка вместе со светлотой, яркостью и насыщенностью цвета.
ШЕДЕВР — высшее достижение искусства, мастерства.
ШКОЛА — длительное художественное единство, преемственность принципов и методов.
ШЛИФОВКА — гладкая обработка поверхности, завершающая процесс высекания из камня скульптуры.
ШТРИХ — линия, выполняемая одним движением руки, основной элемент техники рисования.
ШТРИХОВКА — система штрихов, позволяющая передавать пространство, выявлять объем но пластические свойства предметов и их фактуру, создавать выразительные эффекты динамики, света и тени.
ЭКСПРЕССИЯ — выразительность произведения.
ЭСКИЗ — предварительный набросок картины, рисунка; художественное произведение вспомогательного характера.
ЭСТАМП — оттиск с печатной формы (гравюра, литография, шелкография, монотипия).
ЭТЮД — предварительное изображение предмета с натуры; художественное произведение вспомогательного характера.
ЭТЮДНИК — ящик с принадлежностями для живописи и местом для этюда.
ЯНТАРЬ - см. Камень и янтарь