С того времени, как художник с помощью красящих порошков, укрепленных посредством клейкого вещества на различных основах (грунтах), научился воспроизводить окружающее, он встречает на своем пути многочисленные технические трудности.
В зависимости от той или другой поставленной им за-дачи ему необходимо добиться в своих картинах матовости или прозрачности, яркости или тусклости, сухого или влажного вида. Вот почему он ищет приемов, годных для использования отражающей способности в каждой молекуле красочного порошка. Порошок сохраняет свое отражающее свойство, только оставаясь нетронутым, т. е. свободным от всякого клейкого вещества. Но без клея он не может быть укреплен на грунте картины и не даст в тенях иллюзии глубины. Он будет казаться тусклым и вялым. Клейкое вещество придает порошку необходимую в тенях прозрачность и прочно закрепляет его на том грунте, на котором пишут картину, но одновременно уменьшает яркость цвета. Наиболее трудная для работы краска образует с клейким веществом трескающийся слой, который становится элементом дальнейшей порчи картины. И хотя мы боремся с этими трудностями, тем не менее надо признать, что нам не вполне удается побороть их.
Каждый из применяемых художниками способов представляет свои преимущества и неудобства. Каждый способ зависит от характера клейких веществ, их пропорции, их действия на окрашенные порошки и от получаемых при пользовании ими результатов — прозрачности и непрозрачности, яркости и тусклости тона.
Все эти способы можно подразделить следующим образом:
1)
Живопись непрозрачная — пастель, водяные краски, восковые краски.
2)
Живопись прозрачная — акварель, лессировка или лак.
3)
Живопись смешанная, соединяющая в себе, в зависимости от клейкого вещества или толщины слоя, оба эти свойства — прозрачность и непрозрачность. К этому виду живописи относятся фреска, живопись яичными красками и живопись масляными красками.