ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:




От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Ноябрь 4, 2010

СКУЛЬПТУРА В ЖИЛОМ ИНТЕРЬЕРЕ

   Кроме торжественной монументальной скульптуры (к ней обычно относят и мемориальную), нарядной де­коративной и станковой, музейной, существует скульп­тура, предназначенная для украшеция частных жилищ, быта. Называется она мелкой пластикой или скульпту­рой малых форм. Незатейливое название это очень точно: небольшие портретные изображения, мелкие ани­малистические фигурки или жанровые композиции мож­но взять в руки, рассмотреть, поставить на стол или пол­ку. В ряду других видов скульптура малых форм не за­нимает первостепенного места, но она каждодневно радует наш глаз, позволяет ощутить присутствие пре­красного у нас в доме.

Как правило, мелкая пластика рассказывает об обыч­ной повседневной жизни.

В Эрмитаже хранится превосходная коллекция танагрской или фанагорийской мелкой пластики IV—III вв. до н. э. (Фанагория была греческой колонией на Таман­ском полуострове) — настоящее повествование о быте того времени. Усталая танцовщица опускается на ка­мень, роняя свой тамбурин; молодая девушка, приодев­шись для прогулки, рассматривает себя в ручное зер­кальце; Афродита забавляет волчком маленького Эро­са — должно быть, так играли гречанки в далеком прошлом со своими детьми.

В скульптуре малых форм работают и профессио­нальные художники (ею занимались, например, Мухи­на и Шадр), и специалисты, трудящиеся на предприяти­ях художественных промыслов, и народные мастера. Ее характернейшей особенностью является то, что она вы­держивает промышленную обработку и тиражируется: может существовать как в единственном,- уникальном экземпляре, так и в многочисленных повторениях. Именно благодаря этому ею могут обладать тысячи и десят­ки тысяч людей.

Мелкая пластика имеет свои излюбленные материа­лы, в основном те, которые эффектны и красивы сами по себе: кость, расписные фарфор и фаянс, ценные породы камня, серебро, стекло. Каждый из этих материалов предъявляет к художнику свои требования, у каждого свои выразительные возможности и особенности. Рабо­тая в фарфоре, надо «думать фарфоровыми мысля­ми», — говорил советский скульптор Иван Ефимов (1878—1959).

Кость — клыки моржа, бивни слона и мамонта — Имеет приятный цвет, своеобразную текстуру, хорошо полируется. Соединяя в себе твердость камня и упру­гость дерева, она позволяет одинаково хорошо работать и в простых лаконичных формах, и в изысканных, удив­ляющих сложностью и тонкостью деталировки. Широко известны нетцке — изделия японской бытовой пластики из кости: фигурки бродячих актеров, играющих детей, животных, продавцов птиц. Нетцке считаются принад­лежностью японского национального костюма, их под­вешивают на шнурках поверх платья.

В России миниатюрная скульптура из кости распро­странена преимущественно на Севере — в Тобольске, на Уэлене, в селе Ломоносово Холмогорского района Ар­хангельской области. Изделия мастеров Уэлена и То­больска в основном посвящены жизни северных наро­дов — сценам охоты на медведей, ловли оленей. Наибо­лее древние традиции имеет холмогорское искусство: в Холмогорах еще в XVII в. создавали и тончайшие, тону­щие в ажурном декоративном орнаменте рельефы, и круглую многофигурную, порой очень сложную по ком­позиции скульптуру. В группе «Александр Македон­ский», например, воссоздан момент, когда вздыбленный конь Александра топчет упавшего навзничь бородатого воина в царской короне; коленопреклоненный Атлант подносит полководцу завоеванный им земной шар. Не­смотря на маленький размер композиции (всего двад­цать один сантиметр в высоту), он сохраняет и четкость форм, и ясность силуэта, и ювелирную проработанность деталей: на Александре римские доспехи, высокий шлем с пышным плюмажем, одежда побежденного царя укра­шена широкой каймой. Холмогорская кость славилась реалистическими подробностями, резчики с удивитель­ной точностью воспроизводили предметы обстановки, фасоны костюмов, формы париков,

Скульптура малых форм охотно^ обращается ко всем разновидностям керамики (т. е. обожженной глины) — к терракоте, майолике, фарфору, фаянсу. Все эти мате­риалы, в сущности, — одна семья., Самая древняя из этой семьи терракота, ведущая свое летосчисление с античных времен, делается из пористой неглазурованной глины, желтой или красной. К ней близка майолика, тоже имеющая основой цветную пористую глину, но покрытая непрозрачной эмалью. Фарфор и.фаянс изготавливаются из белой глины со специальными примеся­ми, фарфор из непористой, фаянс — из мелкопористой, он отличается от фарфора меньшим удельным весом и. не просвечивает. Фаянс всегда покрывают глазурью, фарфор же в отдельных случаях остается неглазурован-ным, Тогда он сохраняет белую матовую поверхность и называется бисквитом.

История фарфора интересна тем, что его изобретали трижды. В Китае фарфор знали уже в VII в., но техно­логия его была засекречена. В Западной Европе фар­фор научились делать в Саксонии в 1709 г. и снова техно­логию засекретили. Третий раз ее открыл русский уче­ный Д. И. Виноградов в середине XVIII в. Вслед за тем появился фаянс, быстро вытеснивший более тяжелую и хрупкую майолику.

Все виды керамической скульптуры обжигаются в специальных печах. Майолика, фарфор и фаянс сперва раскрашиваются, затем подвергаются обжигу, тогда краска на произведениях живет столько же, сколько и само произведение. Особенно красивого цвета можно добиться на фарфоре — в нем цвет становится таким же существенным средством выразительности, как и форма.

С XIX в. в России завоевала популярность мелкая пластика из чугуна, отливаемая на Каслинском маши­ностроительном заводе (Челябинская область), коротко ее называют «каслинское литье». Образцами для нее служили барельефы Федора Толстого (1783—1873), посвященные Отечественной войне 1812 г., анималистиче­ская скульптура Клодта, работы зарубежных, главным образом французских, скульпторов — статуэтки по об­разцам Ж- Готье «Дон Кихот» и «Мефистофель»; они ти­ражируются до сих пор. Сейчас на Каслинском заводе, как и на других предприятиях художественных промыс­лов, есть художники, специально разрабатывающие об­разцы для литья.

Советские художники ценят в скульптурах малых форм ее демократическую направленность — повседнев­ную обращенность к человеку. Создавая пластические, порой многоплановые, композиции, они рассказывают о нашей жизни во всей ее полноте и сложности, раскры­вают всю глубину чувств и переживаний современника. Мелкая пластика дает им широкую возможность творче­ских поисков, порой становящихся основой для создания монументальных и монументально-декоративных произведений.

В последние годы скульптура малых форм покидает пределы частных жилищ и все чаще появляется в ин­терьерах общественных, придавая архитектурным, за­частую типовым застройкам своеобразие и индивиду­альность; примером ее полнокровной жизни может слу­жить скульптурное убранство некоторых театров, дет­ских садов, школьных музеев. Встречается она теперь и под открытым небом: на рижских выставках 1972 и 1976 гг. пластика малых форм составляла не менее четверти всех экспонатов.

Наряду с профессиональной мелкой пластикой в бы­ту часто встречается народная скульптура. Народные мастера подходят к скульптуре несколько иначе, чем профессиональные. Если профессиональный скульптор может ориентироваться и на античное искусство, и на средневековое, и на реализм XIX в., то для народного мастера выход за пределы традиционного круга форм почти невозможен. И тем не менее профессиональное и народное искусство находятся в определенной взаимо­связи: профессиональные мастера нередко используют особенности народной скульптуры, народная скульптура порой оказывается в русле тех же творческих поисков, что и профессиональная.

Из народной скульптуры в быту самой популярной является игрушка — глиняная и деревянная.

Глиняную игрушку делают во многих республиках и областях Советского Союза — в Узбекистане, Таджики­стане, Дагестане, в России — в селе Филимоново Туль­ской области, в Каргополе Архангельской области, в Кирове. Кировская игрушка называется вятской или дымковской — Дымково, где ее изготовляли, было сло­бодой Вятки, а теперь стало одним из районов Кирова.

Наиболее прочно вошла в интерьеры жилищ дым­ковская игрушка. Возникла она еще в XVIII в. в связи с народным праздником «свистуньи», на котором мест­ные кустари торговали свистульками в виде простейших фигурок коней, птиц, баранов. Свистульки со временем превратились в детскую игрушку и, наконец, в декора­тивную скульптуру. Тесно связанная с бытом, она вос­производила городские гулянья, чаепития, разряженных «барынь», модных кавалеров. Выделяя в своих моделях самое яркое и характерное, мастера вносили в игрушки элементы комизма, гротеска. В последние годы к тради­ционным сюжетам прибавилось много новых. Появились великолепные многокрасочные петухи, напоминающие сказочных жар-птиц, многофигурные композиции с бы­линными богатырями, каруселями, катаньями с гор на санях. Лепят дымковскую игрушку из местной красной глины, смешивая ее с песком, сушат, обжигают и раскра­шивают темперными красками по белому меловому фо­ну. Раскрашивают по контрастному принципу, сопостав­ляя черный цвет с белым, синий с желтым, красный с зеленым, внося дополнительную яркость своеобразными цветными орнаментами из колец, овалов и клеток.

Из деревянной народной скульптуры наиболее изве­стна богородская — ее делают в селе Богородском За­горского района Московской области. Вырезают из мяг­ких пород дерева (липы, осины, ольхи) забавные фи­гурки людей и животных, моделируя форму сперва то­пором, затем ножом и стамеской. Богородская игрушка сохраняет естественный цвет древесины, отличается мет­костью характеристики персонажей, часто забавна по сюжетам. До революции главной темой богородцев бы­ла крестьянская жизнь: они изображали кузнецов, пильщиков, крестьян-охотников, крестьян-музыкантов. В советское время их искусство обогатилось новыми композициями (челюскинская эпопея, космические поле­ты и т. п.).

И вятская глиняная, и богородская деревянная иг­рушки неоднократно экспонировались на международ­ных выставках, вызывая неизменное восхищение и широкой публики, и знатоков, и профессиональных скульпторов. Богородской игрушкой восхищался Роден, воспринимавший ее как выражение художественной одаренности русского народа.

 

источник: 8 ( см. список литературы )






Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.
« Скульптура и Архитектура ( продолжение )Материал и работа скульптора »