Опубликовано: Декабрь 2, 2010
Происхождение и развитие пластической мысли в искусстве Скульптура — один из древнейших видов человеческой деятельности. Она ведет свое начало от первобытных времен: орудие, которым доисторический человек высекал на скалах изображения зверей и птиц, вырезал круглые объемные фигурки, было собратом огниву и луку. В самых различных регионах земли раскопаны женские фигурки, так называемые «палеолитические Венеры», некоторые из них были созданы около двадцати пяти тысячелетий до н.э. В этих Венерах нет и следа одухотворенности или женственности: у них широкие бедра, огромные животы, мешковидные груди; это женщины, способные тяжело работать и много рожать. Происхождение фигурок было связано с древнейшим культом плодородия, жизненного начала, материнской силы. Фигурки эти, как и более поздние по времени идолы, в том числе и славянские, были для древних людей воплощенными богами.
Скульптура была спутницей человечества на всех этапах его развития. Народы приходили и уходили, государства возвеличивались и разрушались, но искусство оставалось. Многие наши сведения об истории, быте, o6лике ушедших людей приобретены благодаря искусству. Что мы знали бы о битве городов Лагаша и Уммы (Вавилония), событии, происшедшем около 2500 лет до нашей эры? Но рельефы на стеле, прославляющей лагашского царя Эанатума, так подробны, что мы можем не только проследить ход событий, но и представить их зрительно. Сперва лагаши'оплакивают павших, видимо, в начале боя победа склонялась к уммийцам. Но Эана-тум не сдался, он снова ведет в бой войска, их много, они идут сплошными рядами — на рельефе изображен сомкнутый строй. Передний ряд воинов держит большие щиты, прикрывая отряд; идущие посередине выставляют между щитами копья. Последняя сцена воссоздает поле, усеянное трупами уммийцев; кружащие над полем коршуны уносят головы убитых. Некоторые рельефы древности хочется сравнить с исторической хроникой. Но и этого сравнения будет недостаточно. Скульптура воссоздает не только происходившие события, но и дух этих событий. Давая возможность лаконичного, острого и вместе с тем ярко эмоционального восприятия, она позволяет проследить не только зг. историей народов, но и за их духовной жизнью. В древнейшие времена скульптура служила для утверждения незыблемости, величия и силы власти. В этом отношении характерно искусство Египта, почти целиком посвятившее себя прославлению фараонов. В рельефах их фигуры вырезались значительно большими по размеру, чем все прочие фигуры. Их статуи делались такими грандиозными, что подавляли своими масштабами все окружающее; казалось, будто они изображают не людей, но каких-то сверхъестественных неведомых существ, не подвластных ни времени, ни обычным законам челогеческой жизни. Создавались специальные посвященные фараонам храмы — иногда они воздвигались на земле, иногда вырубались в сердце горных утесов. В скальных храмах фигуры фараонов нередко поддерживали своды залов — тогда они воспринимались, как могущественнейшие, поддерживающие небесный свод боги. В наземных их статуи поражали не только величиной, но и количеством. В святилище храма царицы Хатшеп-сут (XVI в. до н. э.) их было более двухсот. Полы святилища были выложены золотыми и серебряными плитами, дорогу к нему украшали сфинксы с головой Хатшеп-сут — каждый попадавший туда бывал подавлен, чувствовал свое ничтожество и трепет перед властью.
Страница 1 из 10
| Следующая страница »От: Зорина Анна
Похожие темы
----------------------------
|