ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:



От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Октябрь 12, 2010

Скульптура и Архитектура ( продолжение )

   «Скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививку дереву. Скульптура есть цветение ар­хитектуры; она является как бы архитектурой объемов, а архитектура объемов — это геометрия, мера, точность и логика», — говорил Бурдель. Скульптура Адмиралтей­ства (1812—1813), тесно связанная с самой сутью зод­ческого замысла, развивающая и углубляющая его, и является гаким «цветением архитектуры». Проектируя здание, зодчий А. Захаров предусмотрел места для 56 круглых статуй, 11 рельефов, 350 лепных украшений, определил их тематику, но это было лишь общей схемой, которую наполнили плотью и кровью скульпторы Феодо­сии Щедрин (1751 —1825) и Иван Теребенев (1780— 1815).

Над массивным кубом главного здания Адмиралтей­ства, рассеченного въездной аркой, поднимается ступен­чатая, окруженная легкими колоннами башня, через по­лукружие купола переходяшая в позолоченный шпиль— воспетую Пушкиным «адмиралтейскую иглу». Над ар­кой расположен рельеф Теребенева, прославляющий морскую мощь России: мифический Нептун вручает Пет­ру I символ власти над морями — трезубец; крылатая Победа несет русский флаг над океаном. На кубе глав­ного здания — статуи героев древности; на колоннах башни — аллегорические фигуры, изображающие вре­мена года, стихии и богинь-покровительниц корабле­строения и астрономии. Кружевной узор рельефа разби­вает гладь стены, подчеркивает продуманную четкость архитектурных вертикалей и горизонталей; округлость статуй перекликается с округлостью колонн и выявляет ритмическое единство сооружения. Статуи Афины, опи­рающейся на щит с головой Медузы, и Геракла, сидя­щего на шкуре убитого им немейского льва, украшают парадную лестницу — сила и мудрость встречают вхо­дящего в здание.

Но главным украшением Адмиралтейства, решающим аккордом в его убранстве являются две скульптурные группы морских нимф, держащих земной шар. Суша как будто только что поднялась из океана — падающая с плеч нимф одежда напоминает струящиеся вниз потоки воДы. Величавые, сильные и спокойные фигуры, связан­ные единым силуэтом в собранную пластическую груп­пу, символизируют господство человеческого разума над природой.

В образах морских нимф (скульптор Феодосии Щед­рин) идея показа России как морской державы получает завершение. Море склоняется перед земной твердью, морской бог отдает свой трезубец российскому царю, рождается могучий флот. Флоту этому станут благопри­ятствовать стихии, покровительствовать богини астроно­мии и кораблестроения. Собранные воедино художест­венные образы создают цельное, законченное повество­вание. Здание Адмиралтейства как бы разговаривает с прохожими, посвящая их в свою историю и свои задачи.

Декоративная скульптура может украшать фонтаны, а может и сама обернуться фонтаном: если сделать ее полой, то нетрудно заставить струю извергаться непо­средственно из нее. Фонтаны в изобилии встречаются во многих городах, но классическим городом фонтанов считается Рим. Несмотря на то что его фонтаны созда­вались разными скульпторами и в разное время, все они связаны с идеей окружающего Италию моря и с рим­ской морской мифологией. Среди них и огромная мор­ская черепаха, и дельфины, и встающие из вод тритоны.

Город кажется омытым льющимися повсюду серебряны­ми струями. А в самом большом из римских фонтанов «Треви» на смену струям приходят целые водопады: из искусственных скал низвергаются потоки воды; возвы­шающийся над скалами Нептун управляет ими; со всех сторон — в раковинах и на колесницах — устремляют­ся к Нептуну его подданные. Этот огромный фонтан за­нимает целую площадь.

Сверкающие под водой статуи создают впечатление богатства и великолепия. На этом принципе основаны французский Версаль (дворцовый парк под Парижем, включающий множество фонтанов, декоративных ваз и статуи) и наш Петергоф, об аллегорических скульпту­рах и фонтанах которого мы уже упоминали. Существу­ют и более скромные, но тоже прославленные фонтаны. СреДи них особенно дорог нам небольшой лирический фонтан в парке г. Пушкин (б Царское село): созданная Павлом Соколовым бронзовая фигура девушки, сидя­щей на большом камне у озера, — из разбитого кувшина ее льется вода. «Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. Дева печально сидит, праздный держа чере­пок. Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой; дева над вечной струей вечно печальна сидит» — стихи Пушкина, подметившего сосредоточенно-поэтическое состояние этой фигуры, стали залогом ее бессмертия.

Любая декоративная скульптура создает вокруг себя художественно организованное пространство и дает эмо­циональный отдых для глаза. Среди городского потока возле нее внезапно возникает ощущение тишины и све­жести, паркам она придает особую красоту, гармонируя с летней зеленью и осенней бронзой листвы. Беломра­морная декоративная скульптура составила славу ле­нинградского Летнего сада — изображения мифологиче­ских богов, героев древности и аллегории, олицетворяю­щие как отвлеченные понятия (Истину, Правосудие, Благородство), так и исторические события. Среди них примечательна скульптурная группа «Мир и изобилие», аллегорически воссоздающая Ништадтский мир со Шве­цией. Сидящая женская фигура с рогом изобилия и опущенным вниз факелом, символизирующим окончание войны, олицетворяет Россию; стоящая рядом богиня Славы венчает ее лавровым венком.

Скульптура эта опять переносит нас во времена Петра I. Действительно, Летний сад был заложен при нем — в 1704 г.; по его приказу русские послы покупали статуи в Венеции и в Риме. За два десятилетия было собрано 138 скульптур, в число которых входила и вели­колепная античная «госпожа Фенус», хранящаяся сей­час в Эрмитаже под именем Венеры Таврической (не­которое время эта статуя стояла в Таврическом дворце).

Во время Великой Отечественной войны Летний сад сильно пострадал, погибли старые деревья, аллеи были исковерканы воронками от фашистских бомб. Но глубо­ко зарытые в землю статуи остались неповрежденными, и ленинградцы смогли за короткий срок восстановить петровский «парадиз» во всей его красоте.

И в наше время создаются великолепные парковые ансамбли. Самый знаменитый из них — ансамбль Фрогнер-парка в столице Норвегии Осло: он посвящен человеческой жизни, ее развитию от рождения до смер­ти, включает в себя сто пятьдесят скульптур и весь — от начала до конца — исполнен норвежцем Густавом Вигеланном (1869—1943), работавшим над ним с 1900 по 1943 г.

Две маленькие девчушки играют на руках у матери. Мальчики-подростки, высоко задрав головы, смотрят в небо — на пролетающий самолет или на облако. Группа молодых девушек, собравшись в кружок, шепчется о своих делах. Старик и старуха, грустно глядя вдаль, размышляют о прожитой жизни. Круглым скульптурам сопутствуют барельефы: дети рождаются, играют, учат­ся, становятся взрослыми, стареют, умирают. Но рельеф с черепом не завершает повествования — на следующем опять появляются новорожденные младенцы. Умираю­щему и вновь возрождающемуся циклу человеческой жизни посвящена и центральная скульптура парка — семнадцатиметровый обелиск, сплошь покрытый горель­ефными фигурами: на верху его — группа маленьких детей, апофеоз жизни и надежда на будущее.

Статуи сменяются скульптурными группами, фон­танами, декоративными обелисками. Одни из них реа­листичны, другие тяготеют к аллегории. Но и аллего­рии Вигеланна не требуют особых разъяснений, каждый сразу понимает, что хотел сказать скульптор. Фрогнер-парк производит огромное впечатление, его художест­венный ансамбль не только радует глаз красотой и гар­монией, но и заставляет размышлять о глубоких, обще­человеческих проблемах.






Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.
« Связь скульптуры с архитектурой и окружающей средойСкульптура в жилом интерьере »