ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ

Наша группа в социальных сетях

Присоединяйтесь!

 
картина месяца
 

 
Книги и каталоги
 

Картины в Аукционных каталогах на английском языке

аукционные каталоги картин разных стран Кристис Сотбис


Опубликовано: Июнь 21, 2010

СКУЛЬПТУРА

Скульптура — один из видов изобразительного искусства, который отражает реальную жизнь, пользуясь особыми способами и средствами; единственный вид, дающий объемно-пространственные изображения материальных предметов.

Слово «скульптура» происходит от латинского слова sculptura, что означает «ваяние», «вырезание», «высекание». Иногда вместо «скульптура» говорят или пишут «пластика». Исторически эти слова являются синонимами, т. е. обозначают одно и то же, только «пластика» происходит от греческого слова plastike. И все же в настоящее время термин «скульптура» является более точным, потому что он не несет в себе никаких других понятий, «пластика» же приобрела еще два значения. Во-первых, этим словом стали называть технику скульптуры из мягких материалов, во-вторых, определять им конкретные особенности и достоинства произведений. Многие книги и учебники формулируют пластику, как «ритмическое сочетание объемных форм и масс, а также выразительную передачу поз, движений, жестов и вообще всех элементов произведения».

Почти исключительный предмет изображения в скульптуре — живые существа, люди и животные, ее основное внимание посвящено человеку, человеческому облику и образу. Живущее, трепетное, постоянно меняющееся она запечатлевает в материалах, которым суждено прожить века. В этом ее первая и главная особенность.

По сравнению с живописью она охватывает довольно ограниченный круг явлений. Живопись вбирает в себя все краски мира, передает такие явления, как свет и тень, туман и воздух. Скульптуре это недоступно. Называя свое произведение «Вдали музыка и огни», выдающийся русский скульптор Анна Голубкина (1864—1927) не пыталась передать ни света, ни звуков: она просто изобразила трех мальчиков, мечтательно прислушивающихся к чему-то. По пути олицетворения, персонифицирования понятий шел и другой известный скульптор — Степан Эрьзя (1876—1959): растрепанные волосы, сведенное конвульсиями лицо, раскрытый в неудержимом вопле рот — такова скульптура, названная им «Ужас».

В живописи можно воссоздать пейзаж, натюрморт, написать цветок, букет, дерево. В скульптуре изображение растений очень ограниченно и встречается редко; элементы природы, пейзажа, бытовые предметы, как правило, изображаются лишь как среда, окружающая человека, как вещи, которыми он пользуется в жизни. «В скульптуре показ неживого предмета, в особенности машин, крайне неблагодарен, — писала замечательная советская художница Вера Мухина (1889—1953). — Это всегда шестерня, которая не крутится, ремень, который не тянет. Мы, скульпторы, всегда бессильны были оживить машину. Но всякое живое создание природы в руках скульптора оживает». Только в последние десятилетия появились попытки воссоздать в скульптуре отчужденные от человека вещи, но в большинстве случаев эти попытки производят впечатление не столько художественного осмысления действительности, сколько имитации ее. Зато скульптуре дано то, чем не обладает ни живопись, ни графика: она владеет осязательными, реальными объемами, трехмерной формой, имеющей соответствующую материалу весомость. В ее распоряжении подлинные глубина, округлость, масса — все то, что живопись передает лишь иллюзорно. Если в живописи можно изобразить тень, то скульптура сама ее отбрасывает. Изваяние можно обойти со всех сторон, потрогать — это твердый, ощутимый мир реальности.

Благодаря трехмерности, реальной осязательности формы скульптурные изображения иногда воспринимаются как живые люди. Древнегреческий миф о Пигмалионе, изваявшем из мрамора прекрасную женщину и влюбившемся в нее, по отношению к живописи вряд ли был бы возможен. Не случайно писатель Кассиодор, говоря о скульптурном убранстве площадей Древнего Рима (есть сведения, что число бронзовых и мраморных статуй достигало на них десяти тысяч), восклицал: «Кажется, что в стенах Рима живет еще другой народ, состоящий из статуй!»

Для скульптуры характерно влечение к возвышенным сюжетам и темам, к образам, утверждающим человеческое достоинство, к показу людей, прекрасных физически и духовно. Ее произведения могут быть просты по композиции, но никак не будничны. В скульптуре можно воссоздать стоящего человека, So ни в коем случае человека, стоящего в очереди. «А стоило ли беспокоить скульптуру по этому поводу?»—спросил известный советский скульптор Александр Матвеев (1878—1960), когда некий студент показал ему эскиз на ничтожный, почти анекдотический сюжет. Стихия случайности, нетребовательной занимательности чужда ей; к воссоздаваемым событиям она относится с взыскательной строгостью, к человеку — не просто как к живому существу, но как к творцу и созидателю жизни, воплощающему в себе вечные законы природы. «Нужно, чтобы это выражало вечность», — говорил Аристид Майоль (1861 —1944), работая над фигурами женщин, оплакивающих павшего воина.

Как правило, периоды расцвета скульптуры в той или иной стране связаны с ростом национального самосознания, общественного подъема, всенародного воодушевления — с эпохами исторического подъема. Одного из величайших своих взлетов русская скульптура достигла после Отечественной войны 1812 г.: за короткое сравнительно время в Петербурге были созданы шедевры, и поныне RO многом определяющие лицо города, — скульптурное оформление Адмиралтейства и Михайловского дворца (ныне Государственного Русского музея), колесница с богиней Славы на Нарвских триумфальных воротах, группа «Победа» на аттике арки Главного штаба.

Скульптура — искусство героическое, наиболее полно выражающее человеческие и гражданские идеалы своего времени. Именно поэтому она чрезвычайно сильно воздействует на зрителя — в этом отношении ни одно живописное произведение не сравнится с памятником. Турист, на несколько дней приехавший в Ленинград и постаравшийся за эти дни увидеть и сам город, и его музеи, может забыть многие полотна Эрмитажа, но никогда не сотрутся в его памяти клодтовские кони и «Медный всадник».


Специфический художественный язык скульптуры в значительной степени определяется тем, что скульптурный образ существует не на плоскости, а в объеме. На его характер влияет и то, что среда и пространство в скульптуре существуют вполне реально.

В скульптуре изображаются далеко не все предме­ты из тех, которые она способна изобразить. Так, зри­тель был бы удивлен, увидев на выставке, например, детально вылепленный из глины двигатель внутрен­него сгорания. Объектом для искусства скульптуры служит прежде всего человек. Отсюда немногочислен­ность ее жанров: группа, статуя, бюст, анималистиче­ский жанр.

 

Разновидности скульптуры

Группа объединяет несколько фигур, связанных об­щим сюжетом и общей пластикой (о пластике см. ни­же). Иногда художники сопоставляют пластику че­ловека и животных.

Рассмотрим одну из четырех знаменитых групп Аничкова моста в Ленинграде, выполненных П. Клод­том. Припавший на одно колено обнаженный юноша, натянув повод, укрощает разгоряченного коня. Ни вре­мя, ни место, ни мотивы, ни последствия изображенно­го действия неизвестны, но они бы ничего не добавили к содержанию группы. Потому что главное здесь — мотив столкновения двух разных энергий — стихий­ной, дикой силы коня и сдерживающей, разумной, во­левой энергии человека. Он передает мускульное на­пряжение схватки. Особенность восприятия скульпту­ры в том, чтобы почти физически ощутить силу этого напора и сопротивления.

Ощущения скульптурной формы могут быть весь­ма разнообразны в зависимости от характера движе­ния, обработки материала, пропорций и размеров из­ваяния. Одни образы исполнены покоя, другие — изя­щества, третьи — скрытой взрывной силы и т. д.

Эти особенности восприятия скульптуры не ограни­чивают, однако, ее тематический диапазон. Как и живописная тематическая картина, скульптурная группа может заключать в себе и обобщенные образы, и бытовую сценку, близко соприкасающуюся с дейст­вительностью.

Статуя — изображение отдельной фигуры иногда о взедением элементов сюжетной обстановки. Все ска­занное в отношении восприятия группы применимо и к статуе, и к другим жанрам. Ваятель может решать в статуе и широкие тематические задачи, и задачи изо­бражения конкретного человека. В рамках последних выделяются памятник и портрет. В некоторых случа­ях они сливаются, как, например, в известном памят­нике Гоголю работы скульптора Н. Андреева, с пси­хологической проникновенностью раскрывающем сложный мир писателя. Однако в целом задачи памят­ника и портрета в искусстве скульптуры различны.

Бюст — погрудное изображение человека. Это по преимуществу портретный жанр. Движение фигуры здесь ограничено посадкой головы; соотношение масс также довольно однообразно. И все же при внешней бездеятельности, неподвижности бюста, работая в этом жанре, ваятель может передать сложные характеры и свое отношение к ним. Так же, как и в живописном портрете, здесь сосуществуют несколько видов: порт­рет героический, психологический, интимный и др.

Анималистический жанр — изображения живот­ных. Большую роль здесь играет умение скульптора подметить общий склад движений животного, харак­терную для них грацию, ловкость или стремительность. Как и живописные, эти жанры не исчерпывают все многообразие скульптурных произведений. В качест­ве примеров можно привести распространенную в XV— XIX веках форму конного памятника или композиция современных скульпторов, где часто изображается не только человек, но и окружающие его предметы, кото­рые значительно влияют на облик скульптурной фор­мы.

Существенно влияют на восприятие скульптуры ее размеры. Большая форма в скульптуре является пря­мым воплощением величия, грандиозности решаемой автором темы, и обычно ее отождествляют с монумен­тальной скульптурой. Станковая скульптура чаще соразмерна человеку, поэтому внимание сосредоточи­вается не столько на ее внешних размерах, сколько на тонких нюансах движений, отражающих внутренний мир модели и впечатления художника. В мелкой плас­тике определяющие мотивы — грация, изящество, иро­ния, изысканность работы.

Неодинаково относится скульптура к пространству. Объемная круглая скульптура (иногда называется сво­бодной скульптурой) позволяет обойти ее со всех сто­рон. Нужно, правда, сказать, что в старину ваятели использовали не все окружающее скульптуру прост­ранство, а рассчитывали рассмотрение ее только спе­реди — если смотреть на такие изваяния сбоку или сзади, они значительно проигрывают по впечатлению, поражает их статичность, схематизм рельефа форм. Но позднее в классической Греции, а затем начиная с эпохи Возрождения утверждается скульптура, рассчи­танная на круговое обозрение. Одно и то же движение, форма, увиденные с разных сторон, производят не­одинаковые впечатления, которые не отрицают, а до­полняют друг друга. В отличие от круглой скульпту­ры рельеф располагается на плоскости и имеет много общего с графикой. По высоте выступающих из плос­кости объемов различают высокий — горельеф, низ­кий — барельеф и обратный, вогнутый рельеф. В го­рельефе объемы выступают над плоскостью больше чем наполовину, их круглота выражена сильнее, а контраст между освещенными и затененными частями рельефа решительней, чем в низком рельефе, где объе­мы незначительно возвышаются над плоскостью. Осо­бой формой рельефа является резьба, где еще более сохраняется плоскость, а переходы объемов более оп­ределенны. По художественному впечатлению резьба с ее светотеневым контрастом еще более графична, чем остальные разновидности рельефа.

Как и другие виды изобразительного искусства, скульптура меняет свой характер в зависимости от на­значения. Монументальная скульптура призвана на долгие времена оставить память о великих людях, их делах, об определяющих исторические эпохи идеях, поэтому выполняется она из «вечных» материалов: различных пород камня, бронзы, стали, бетона. Часто такая скульптура включается в мемориальный ан­самбль, где сближается с архитектурой. Монументу свойственны пластика больших масс, простой и четкий силуэт, уравновешенность и обобщенность. Для стан­ковой скульптуры, котооую мы видим в выставочных залах и экспозициях музеев, также может быть харак­терна монументальность решения, но здесь она не яв­ляется законом. Более общее правило для станковой скульптуры, о чем уже говорилось, — соразмерность человеку, внимание к оттенкам движений, индивиду­альности пропорций и форм, экспрессия в обработке материала, передающая отношение художника к об­разу. Наряду с твердыми материалами используются дерево, глина, гипс, различные техники керамики. Декоративная скульптура предназначена для укра­шения стен и интерьеров зданий, улиц, скверов, пар­ков, фонтанов и т. д. Ее важнейшее ценное качество — естественность, с которой она вписывается в окружаю­щую архитектурную и природную среду. Поэтому здесь чаще, чем в других разновидностях скульптуры, можно встретить заметно стилизованные формы или «рифмующиеся», сливающиеся с окружающими пред­метами, или создающие необходимый декоративный акцент. Изделия бытовой пластики отличаются мелки­ми размерами. Они дополняют убранство комнаты; их можно осмотреть, взяв в руки. Большое значение для этих изделий имеют красота поверхности, тонкость от­делки и цвет. Применяются материалы, обладающие ярким эстетическим эффектом: расписной фарфор, ке­рамика, дерево, ценные породы камня и металлы, сло­новая кость и др. Для ценителей мелкой пластики не так важны общая слаженность форм и образное содер­жание, как стиль, манера исполнения и богатство по­верхности изделия.

В целом скульптурный образ возникает двумя принципиально несхожими путями: при лепке и при высечении (вырезании) из монолита. Лепка — самый подвижный способ выполнения скульптуры. На прово­лочный или дощатый каркас будущего произведения напластовывается сырая глина. Этот способ поощряет поиски и переделки, поэтому часто его используют как эскиз для больших композиций. Метод прибавления формы и возможность переделок — главные его отли­чительные особенности.

По этим важным показателям высечение из моноли­та противоположно лепке: форма возникает в резуль­тате снятия лишнего материала; работа ведется резца­ми, гранящими форму; переделки в случае ошибки практически исключены.




От: Бирюкова Ирина




37095 просмотров
-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы


----------------------------