Чёрно-белая графика - плоскость или пространство?
В черно-белой графике отношение плоскости и пространства значительно усложняется в зависимости от того, для какой цели использует художник графические материалы и средства. Прежде всего необходимо отделить те формы, которые относятся к графике по материалу, но не по назначению. До самого недавнего времени, пока не было фотографии, графика брала на себя ее функции. Она использовалась для выполнения и тиражирования репродукций с живописных полотен и скульптуры, для изготовления по сравнению с живописными нетрудоемких портретов, для натурных зарисовок животных, растений, архитектуры и пр. Здесь целью граверу и рисовальщику служил не художественный образ, а максимально подробное и правдоподобное воспроизведение облика людей и предметов, оригинала живописного или скульптурного произведения. Приемы этой документальной графики не имеют отношения к нашему разговору.
Следующая область прикладной графики, которую необходимо оставить в стороне, — учебный рисунок, который направлен на изучение натуры и где задачи выявления художественного образа также не ставятся или ставятся в очень огтжниченных пределах. В старых академиях и в некоторых современных институтах приемы и задачи учебного рисунка универсальны для подготовки и графиков, и живописцев, и скульпторов — через последовательные стадии построения форм и их светотеневой моделировки верно передать пропорции, объемы, ракурсы, движения и пространственные отношения модели. Стилистика учебного рисунка, направленная на изображение и пространства, и скульптурно-осязаемых объемов, и графического силуэта, не обладает собственно графической спецификой. К сожалению, обе эти области оказывали и оказывают определенное влияние на станковую и книжную графику (особенно академический рисунок). Мы не хотим сказать, что пространство и объем безусловно «противопоказаны» графике, но в искусстве обращение к тому или иному материалу и художественные задачи должны быть соразмерны одно другому, а это исключено, если средствами графики имитируется живопись или фотография. Можно привести немало случаев, когда объемно-пространственная манера оправдана в графической технике: портреты участников войны 1812 года, исполненные О. Кипренским, рисунки Л. Пастернака, упомянутые выше серия литографий А. Пахомова, эскизы В. Чекрыгина. Это еще раз показывает, что каждое произведение нуждается в индивидуальном подходе, и окончательная мера его ценности — не соблюдение общих стилистических правил, а единство изобразительного языка и духовного наполнения. Весна, Василий Николаевич Чекрыгин, 1920-е И все же более типичным для станковой графики является бережное отношение к плоскости листа и к тону чистой бумаги. Это предпочтение имеет достаточно оснований, часть которых уже была названа. Добавим, что плоскостное восприятие имеет вполне самостоятельное место не только в искусстве, но и в повседневной жизни: кто не любовался силуэтом летящей птицы, сухого дерева, профилем красивого лица, отвлекаясь на время от объемной формы и глубины пространства, отделяющей ближний предмет от дальних. Графические материалы и средства позволяют наиболее рельефно выделить эту сторону восприятия действительности. Однако чаще в графике заложен более сложный комплекс отношений, который в общих чертах можно определить как конфликт между плоскостью и объемом, между плоскостью и пространством (это относится и к большинству рассмотренных нами примеров). Чрезвычайно много сделали для развития русской графической культуры художники, входившие в объединение «Мир искусства»: А. Бенуа, Л. Бакст, К. Сомов, Е. Лансере, А. Остроумова-Лебедева и другие. Здесь мы приводим рисунок К. Сомова, убедительно иллюстрирующий один из способов изображения в графике. Все изображение построено на контрастном сочетании линейно-плоскостной и тонально-объемной формы. Голова обозначена лишь линией, а детальная прорисовка форм лица является художественным средством, сосредоточивающим впечатление на том главном, что привлекло мастера в модели. В результате получился красивый светлый силуэт, не перегружены тоном и в то же время передающий живые черты юно го лица. Суммируя все высказанное здесь о характере и свойствах графики, следует подчеркнуть очень тонкую и сложную структуру графического языка, возникающую то в результате богатства оттенков, нежнейших переходов и градаций света и тени, белого и темного, то как следствие предельного обобщения, строгого лаконизма форм и экономии средств. Эстетическое наслаждение, которое мы получаем, рассматривая произведение графического искусства, во многом отличается от того, что испытываем мы, глядя на картину или скульптуру. Понять красоту, особую прелесть и выразительность гравюры или рисунка — это значит увидеть, как через сочетание, игру и взаимосвязанность черного и белого, через изящество линий и выразительность рисунка художник-график достигает воистину огромной выразительности и часто большой, подлинной монументальности в создании впечатляющего художественного образа, несмотря на подчас очень маленький размер произведений.
От: Bira,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|