Разные материалы, техники и виды графики
Существует станковая и прикладная графика. В первой, как и в станковой живописи, смысл и назначение произведений полностью исчерпываются их художественным содержанием, а в прикладной графике и содержание, и форма связаны с определенным назначением произведения. Так, книжная графика предназначена украшать и оформлять книгу, а в иллюстрациях раскрывать в зримых образах содержание литературных произведений. Плакат призван отражать политические темы современности, пропагандировать основополагающие идеи и знания или же служить целям информации. Журналъно-газетный рисунок, в который входит и карикатура, должен выполнять средствами изобразительного искусства общие задачи периодической печати. И наконец, промышленная графика—оформлять всевозможные товары, проспекты, дипломы, календари, рекламировать промышленную продукцию, кинофильмы, театральные постановки. Каждое из этих искусств обладает целым арсеналом художественных средств, особенностей и требований к ним. Так, книжная графика, выполняя роль украшения книги, в то же время призвана в иллюстрациях, заставках, фронтисписах, титулах раскрывать в зримых ли образах, в отвлеченных ли декоративных формах орнамента и шрифта отдельные стороны литературных произведений или их общий поэтический, духовный, идейный смысл. Выполнение оригиналов для книжной графики производится всеми существующими графическими материалами, однако почти всегда оригиналы затем воспроизводятся в самой книге фотомеханическим путем.
В промышленной графике требования утилитарного, практического использования выполняемых художниками работ сочетаются с художественно-эстетическими задачами. Иными словами, этикетки, календари, промтоварные коробки, обертки и пр. должны быть вполне удобными, целесообразными, привлекательными, отвечая эстетическому идеалу потребителей, национальным, профессиональным, возрастным традициям и требованиям, иметь стилевую связь с окружающей средой. Параллельно этим графическим искусствам существует еще несколько других, различных по материалу. Одним из самых распространенных является гравюра, в которой произведения возникают путем отпечатка с изображения, вырезанного на дереве, металле, линолеуме и пр. Существует гравюра высокой печати, где с деревянной доски или с линолеума удаляются те места, которые на оттиске должны остаться белыми. Эти гравюры соответственно называются ксилографией — гравюрой на дереве и линогравюрой, т. е. гравюрой на линолеуме. В гравюре глубокой печати, наоборот, изображение получается через процарапывание или травление обычно на металле линий и штрихов, в которые набивают краску, переводимую затем путем давления на белый лист бумаги. Когда применяют травление, то предварительно покрывают медную или цинковую доску лаком, по которому и наносят рисунок тонкой иглой, процарапывая лак до доски. Затем доску опускают в ванночку с азотной кислотой, которая, разъедая металл, углубляет рисунок в доске. При печати с нее получается офорт. При процарапывании доски без травления получается гравюра сухой иглой и гравюра резцом, в зависимости от того, применяется ли игла или резец. Гравюра плоской печати печатается с гладкой поверхности камня, на которую предварительно наносится рисунок жирным карандашом. Затем камень обливают слегка окисленной водой, не пристающей в местах, проведенных карандашом. После этого на камень накатывают обычную типографскую краску, которая ложится лишь на рисунок. Его и переводят путем тиснения на бумагу. Это графическое искусство называется литографией. Все гравюры обладают одним существенным качеством, отличающим их от обычных рисунков, сделанных карандашом, тушью, углем и пр. Это тиражность, причем каждый оттиск в гравюре, называемый эстампом, в отличие от обычной репродукции является оригиналом, полностью сохраняющим живой и непосредственный отпечаток творческой работы художника. Более того, проникновение в доску, линолеум или в металл резцом, несколько напоминающее работу скульптора над рельефом, придает изображению упругость и строгость, ибо само сопротивление твердого материала вызывает у гравера стремление к обобщенной, четкой и крепкой форме. Вот почему часто образ в гравюре, особенно на дереве, приобретает монументальный характер, несмотря на очень маленький размер изображения.
От: VasilievAlex,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|