СикативыКакова бы ни была природа употребляемого для растирания красок масла, сам порошок высыхает очень неравномерно, и некоторые порошки, как краповая красная, черная слоновой кости, цинковая белая, требуют для своего высыхания довольно долгого времени. Очень важно, чтобы слои красок затвердевали равномерно, в противном случае между последними происходит так называемое подергиванье, являющееся главной причиной порчи картин. Для того чтобы действие процесса затвердевания различных красок сделать более равномерным, пользуются сикативом. К быстро сохнущим краскам относятся: серебристая белая и красная, к нормально высыхающим желтая охра, изумрудно зеленая, кобальтовая голубая, кадмий и к долго высыхающим черные и краповые красные Наиболее употребительным является сикатив Куртре, составленный из окиси марганца и окиси свинца в равных частях. Куртреевский сикатив, хотя очень сушит краски, но в мастерских пользуется дурной славой. Его недостатком считают то, что он, лишая масло эластичности, изменяет некоторые краски, и сам делается очень темным. Считают, что сикатив вызывает растрескивание картин. Вот мнение Динэ, который говорил мне: «Сикатив имеет достаточно недостатков, чтобы его делать ответственным еще и за другое явление. Он может вызывать растрескивание только тогда, когда он смешан с красками, положенными поверх других, не высохших красок». Действительно, мы видели, что дергание, происходящее от такого накладывания красок, вызывает появление трещин. Наоборот, Динэ полагает, что в известных случаях, сикатив может предотвратить растрескивание. Темная, быстро просушенная краска выдерживает без всякой помехи рано положенный лак, тогда как без сикатива эта заключенная под лаком краска высыхает более медленно, чем самый лак. Таким образом, она испытывает на себе действие лака и разрывает его поверхность. Во всяком случае, сикатив должен употребляться в очень незначительном количестве. Вибер советует пользоваться им не из чашки на палитре. Из чашки его берут машинально и, таким образом, злоупотребляют сикативом. Большое количество сикатива не производит большого действия. К нему надо прибегать только для плохо высыхающих красок, как, напр., черные и некоторые коричневые. Динэ указывает мне один рецепт, позволяющий уничтожить в сикативе Куртре часть его недостатков. «Составьте следующую смесь: 1/4 или 1/3 сикатива Куртре на 3/4 или 2/3 льняного масла. Взболтайте, оставьте бутыль открытой и выставьте ее на срок от 1 до 6 месяцев на окно, на воздух и свет. Если на поверхности образуется пленка, разорвите ее, чтоб масло оставалось в соприкосновении с воздухом. Поглощая кислород, оно становится более сушащим. Смесь, сначала мутная, очищается, даже относительно просветляется, в то время как способные изменить краску вещества осаждаются на дне. После окончательного очищения осторожно слейте содержимое, а в случае необходимости профильтруйте его. Получите темную, но прозрачную жидкость. Это очень сушащее льняное масло, смешанное в небольшом количестве с красками, и действует оно лучше, чем обыкновенный сикатив Куртре». По поводу других сикативов Динэ в своем небольшом труде о «Бичах живописи» прибавляет, «Фламандские и Гарлеемские сикативы не являются, строго говоря, сикативами, а скорее прекрасными жирными лаками, которые в силу содержащейся в них камеди покрывают живопись как бы твердой оболочкой и очень незначительно увеличивают ее способность высыхать, особенно в холодное и сырое время". Список литературы:МОРО-ВОТЬЕ, Заметки по технике живописи, перевод Г. И. Кепинова под РЕДАКЦИЕЙ В. Н. ЯКОВЛЕВА, Издательство ассоциации художников революции, МОСКВА-1929
От: Nika,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|