Масла в живописиИменем масел обозначают самые разнообразные по происхождению, составу и особенностям жидкости. Наиболее легкие масла, называемые основными и носящие более общее название эфирных масел, получаемых путем дистилляции некоторых растений или смол, вовсе не являются клейкими. Так называемые сивушные масла получаются из воска, камфары и пр. Животные масла извлекаются из различных частей животных. Здесь необходимо упомянуть, о не имеющем в настоящее время применения яичном масле, которое очень расхваливает Вибер. Наконец, существуют масла, в узком значении этого слова, добываемые из растительного материала, среди них льняное масло, маковое или ореховое, употребляемые в живописи, в виду их сушащих свойств. Эти масла высыхают, не испаряясь. Переходя из жидкого состояния в твердое, они увеличиваются в весе и уменьшаются в объеме. Это увеличение веса происходит за счет поглощаемого ими кислорода. Под влиянием окружающей среды они в достаточной мере изменяются и, таким образом, те же внешние силы не могут уже более действовать на них. Затвердевшее масло более не растворяется ни в одном из растворителей, которые действовали на него в жидком состоянии. Исключение составляет только бензин. Зато спирты, не действующие на свежее масло, обладают свойством растворять высохшее масло. Наиболее высыхающее из трех употребляемых в живописи видов масла, льняное масло, является более прозрачным, чем маковое. Но оно желтее последнего и легче прокисает. Это явление следует считать опасным, так как оно вызывает на картинах трещины. В момент растирания растворителем должно быть исключено всякое наличие прокисшего масла. Его присутствие можно распознать уже в тюбиках. Масло выделяется. Бесполезно пытаться вновь его смешать с краской. Это не уничтожит в масле его кислотности и не помешает происходящим от этого разрушениям. Лак, например, превращается от него в похожую на каучук массу. «Краски, пришедшие в такое состояние, говорит Динэ, должны быть выброшены, так как они более никогда не высыхают и вызывают растрескивание и почернение картин». Ореховое масло не употребляется во Франции, ему предпочитают маковое масло. Белее других, оно, из трех указанных видов масла, является наименее сушащим. Для таких красок, как белые, голубые и фиолетовые, это масло, в виду того, что оно светлое, лучше, чем льняное, желтый тон которого влияет на тон красящего порошка, но для долго высыхающих красок предпочтительнее льняное масло. Ченнини в своем трактате дает такой рецепт: «Держи твое льняное масло в бронзовом или медном котелке или миске. Во время каникул выставь его на солнце, если ты можешь держать его там до тех пор, пока оно не уменьшится до половины, тогда оно будет превосходным для письма". Формула эта и теперь не забыта. Многие современные художники пользуются этим способом и держат на воздухе, на своем окне, большую бутыль с льняным маслом. Даньян показал мне одну такую бутыль у себя в мастерской. Это масло обращается в тестообразную массу и становится очень сушащим. Список литературы:МОРО-ВОТЬЕ, Заметки по технике живописи, перевод Г. И. Кепинова под РЕДАКЦИЕЙ В. Н. ЯКОВЛЕВА, Издательство ассоциации художников революции, МОСКВА-1929
От: Nika,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|