Опубликовано: Апрель 21, 2009
Футуризм в живописиФутуризм (от латинского «futuram» — «будущее») — литературно-художественное направление начала XX в. в Италии и России. В 1909 итальянский поэт Филиппе Томмазо Маринетти опубликовал «Манифест футуризма», положив начало этому направлению. В следующем году сложилась футуристическая группировка, в которую помимо Маринетти вошли художники Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джино Северини, Джакомо Балла. Идейно-эстетическая программа объединения излагалась в ряде манифестов: «Манифест художников-футуристов» (1910), «Технический манифест футуристической живописи» (1910), «Манифест футуристической скульптуры» (1912), «Манифест футуристической архитектуры» (1914) и др. Первое ядро футуризма, состоящее из Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Антонио Сант'Элиа, Джакомо балла и Джино Северини, формируется в Милане в доме поэта Филиппо Томмазо Маринетти.
Это художники, которые приезжают из разных итальянских городов, но которые, благодаря путешествиям и чтениям, в курсе того, что происходит в области искусства в остальной Европе, и поэтому представляют собой заметное исключение в итальянской культурной жизни.
Художники-футуристы с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех ее проявлениях и воспевали будущее — наступающую эпоху техники, индустриализма, высоких скоростей и новизны жизни. Футризм, в значительной степени предвосхищая идеи и переживания движения дадаизма, сюрреализма, русского авангарда и Нео Авангарда конца века, ставит в центр своих исследований биномиальное искусство-жизнь и усиленно преследует идеал "полного произведения искусства", способного преодолеть традиционные границы картины или статуи, способного задействовать все чувства и области интеллектуальных исследований (живопись, архитектура, фотография, музыка, театр, танцы, поэзия и т. д.). Стилистика футуристической живописи формировалась под влиянием французского кубизма. Для их живописи характерны «энергетические» композиции с раздробленными на фрагменты фигурами и пересекающими их острыми углами. В ней преобладают вертящиеся, мелькающие, взрывоподобные формы зигзага, спирали, воронки, эллипса, скошенного конуса. Один, из основных принципов футуристической картины — симультапность (одновременность), то есть объединение в одной композиции разных моментов движения. Футуристы продвигали идею открытого произведения искусства, проникающего в реальное пространство, обволакивающего зрителя со всех сторон (попытки ее осуществления — «пластико-динамические комплексы» Балла). Пропагандируя свои идеи, футуристы прибегали к эксцентричным манифестациям и провоцирующим жестам; в их шумных выступлениях зарождался акционизм, как форма авангардистского искусства. После первой мировой войны футуризм угасает, однако в 1920-х его эстетика реанимируется в движении, получившем позднее название «второго футуризма» (Энрико Прамполини, Фортунато Деперо). В России футуризм проявился главным образом в поэзии; в живописи. У нас существовало направление кубофутуризма ( О.В. Розанова, Д.Д. Бурлюк). Литература
"Русская живопись", изд-во АСТ АСТРЕЛЬ, Москва, 2002 г.
От: Bira,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|