Процесс создания скульптуры
Теперь познакомимся с процессом создания скульптуры. Есть два основных вида скульптурной техники — это лепка и ваяние. Часто эти слова считают синонимами, на самом же деле они далеко не равнозначны. Лепят в мягких материалах — глине, пластилине, воске, т. е. в тех, которые слушаются движения человеческой руки. Ваяют — в твердых: в мраморе, граните, порфире, базальте; эти материалы требуют применения специальных инструментов. По отношению к дереву (а также к алебастру и кости) обычно применяется термин «режут», «вырезают», реже — «вырубают». Ваяние основано на удалении лишнего материала, скульптор как бы высвобождает из него свое произведение. «В твердый горный камень воображение художника вкладывает живую фигуру, которую он извлекает оттуда, удаляя излишки камня», — объяснял Микеланджело. Сам он работал только методом ваяния. Сделав из воска маленький — в несколько сантиметров высотой — эскиз, довольно приблизительный по форме, сразу врубался в мраморный блок, полагаясь на твердость своей руки и безошибочность внутреннего видения. Своего знаменитого «Давида» он высек из глыбы каррарского мрамора, испорченной глубоко врезавшейся в нее впадиной (отметим мимоходом, что работать с этой глыбой отказались такие мастера, как Донателло и Леонардо да Винчи). Чтобы обойти эту впадину, Микеланджело как бы вписал фигуру в глыбу по диагонали, наклонив ее — внутри блока — на двадцать градусов. Об этом мы знаем только по воспоминаниям современников художника — заметить или даже почувствовать это невозможно. Метод Микеланджело
Метод Микеланджело уникален, обычно скульпторы работают иначе. Начинают всегда с лепки, которая базируется на противоположном ваянию методе — на добавлении материала: один ком глины или воска накладывают на другой. Чаще всего пользуются влажной серой глиной, которую высоко ценят за мягкость и вязкость. «Живая рабочая глина — большая красота, — утверждала Голубкина. — Относиться к ней небрежно — то же, что топтать цветы». Сперва лепят небольшую модель, в которой проектируют будущую статую или памятник. Затем делают модель той величины, в какой будет осуществляться будущее произведение. Если скульптура большая, ее укрепляют каркасом. Иногда увеличение производится поэтапно. Бурдель, сделав небольшой эскиз, тщательно его прорабатывал, затем отдавал в отливку и в механическое увеличение и снова прорабатывал. И так много раз, пока скульптура не достигала задуманного размера. Такой способ позволяет максимально точно разработать замысел и последовательно отшлифовывать все детали композиции. Когда работа над моделью заканчивается, с нее снимают гипсовую форму, т. е. пластический отпечаток, повторяющий модель в обратном, вогнутом виде. Форму делают из нескольких плотно соединяющихся частей; разъяв их, можно выбрать глиняную массу. При этой операции первоначальная глиняная модель погибает, но, залив во вновь собранную форму гипс, скульптор получает абсолютно точное ее повторение. Затвердевая, гипс становится плотным и достаточно прочным, в хороших условиях он может сохраняться долго. Поэтому художники порой довольствуются гипсовыми отливками, иногда тонируя их, т. е. подцвечивая их поверхность. Получив форму и гипсовую отливку, можно приступать к исполнению произведения в камне или в металле. И хотя в обоих случаях дело сводится к скрупулезно точному повторению оригинала, процессы эти настолько различны, что в Древней Греции скульптура из мрамора и скульптура из бронзы считались разными видами искусств. Каменную скульптуру высекают по образцу гипсовой модели. Повторение это делается не на глаз, а при помощи пунктировальной машины: гипсовая отливка обмеривается в мельчайших деталях, и все эти обмеры («пункты») переносятся на каменный блок. Врубаясь в камень, строго следят за отметками — сперва обивают его до уровня наиболее выступающих точек, затем переходят к среднему рельефу и к углублениям. Работа эта может быть и творческой и механической, репродуктивной. Все зависит от того, исполняет ее сам скульптор или мраморщики (так называются все копировщики, работающие в твердых материалах). Чтобы сделать скульптуру из металла (чаще всего из бронзы), пользуются не отливом, а вогнутой гипсовой формой. Ее покрывают внутри восковым слоем и заполняют твердеющей при нагревании массой. При прокаливании формы воск вытапливается, и на его место вливают расплавленный металл. Когда он остынет и затвердеет; форму и огнестойкую сердцевину удаляют и получают полую бронзовую отливку, воспроизводящую модель в мельчайших деталях. Металлическая скульптура может быть не только отлита, но и выкована или вычеканена. Чеканят ее, выбивая специальным молотком скульптурный рельеф по красной меди или латуни. Крупные произведения чеканятся по частям внутри специальных форм-матриц, предcтавляющих собой слепки с модели. Именно таким образом делалась квадрига с Аполлоном, стоящая на здании Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина. «Мню я быть мастером, затосковав о трудной работе, чтоб останавливать мрамора гиблый разбег и крушенье, лить жеребцов из бронзы гудящей с ноздрями, как розы, и быков, у которых вздыхают острые ребра»,— писал Павел Васильев. Действительно, работу скульптора т назовешь иначе, как трудной. Она требует не только творческих, но и физических сил, большого терпения и времени, а подчас и помощи других людей. Литература: Скульптурная живопись - О.П. Воронова, Знание, 1981 год.
« Предыдущая страница | Страница 3 из 3 От: Platova,  
Скрыть комментарии (1)
Похожие темы:
|
Не попадалась никогда информация о работе скульптуров, это очень интересно! Стать любопытная, я с удовольствием ее прочитала.
1