Опубликовано: Декабрь 20, 2012
Им никто не может помочь. Трагисюжеты в работах Франсиско Гойи20.10.12 - 13.01.13
Государственный музей Эрмитаж, Главный штаб. Третий этаж.
C 20.10.12 в Главном штабе была открыта выставка трудов великого художника Испании 18–19 веков Франсиско Гойи (Francisco Jose de Goya y Lucientes). На презентации выставлено сорок шедевров изобразительного искусства из серии Государственного Эрмитажа – офорты из 4 различных серий и несколько шедевров, которые выполнены литографским карандашом.
Большую часть работ можно отнести к первой графической части художника "Капричос" (Причуды). Это серия гравюр в политических, социальных и религиозных гравюр темах, в которых было отражено большинство повседневных проблем Испании того времени: нищеты, власти инквизиции, темноты и суеверия нации, людские пороки. Все листы коллекции обладают подписями и комментариями, которые брали свое начало в фольклоре, испанских пословицах, поговорках и песнях. В гравюрах данной части трагедия переплетена с фарсом, красота с уродством, явь с вымышленным миром, который населен фантастическими обликами бесов, ведьм, шаманов, козлов, летучих мышей, больших кошек и ослов. На выставке экспонирован один из известнейших офортов этой части – "Сны разума порождают чудовищ".
Фантастические чудовища "Капричос" комбинированы с образами серии "Бедствия войны". Если в "Капричос" "маэстро" использовал как главные приемы гротеск и аллегорию, то в "Бедствиях войны" берет верх реальный мир, который наполнен страданиями и горем. Эта экспозиция посвящалась не борьбе противостоящих армий, а сражению испанской нации с нашествием Франции. Гойя показал мучительные пытки, экспедиции покарания, расстрелы и казни, тела умерших (например, лист 26, который называется "Не могу видеть это").
В трудах Гойи отзыв нашли самые важные моменты истории Испании на рубеже 18-19 веков. Жуткие сцены мучений и страхов хорошо знакомы автору, который смог пережить период прогрессивных реформ Карла III, воинственную борьбу испанского народа с попытками порабощения Наполеона, а также 2 революции Испании в начале 19 столетия.
События, последовавшие после поражения революции, Гойя отобразил в своей последней, самой зашифрованной графической серии "Глупости". Эти творения также были включены в выставочную программу. Они полны гротеском и аллегорией, крупные фигуры почти заполонили всю площадь листа, пропорции не соблюдены, а уродство было утрировано.
В работах Гойи темы восстания были связаны не только в духе политических и социальных потрясений. Художник много раз отображал в своей графике национальное испанское зрелище – бой быков. Серия была названа "Тавромахия" (в переводе с испанского – коррида). Франциско хотел показать то, что наблюдал воочию, повествовать о героизме тореро того времени, многих из которых он хорошо знал. Коррида являлась для автора одним из ярчайших силуэтов Испании, сочетающим блеск и драму, шедевр и безумие, красоту и кровь.
Вместе с офортами выставлена в качестве экспонатов небольшая часть рисунков Гойи. Хотя они и не относятся к конкретной серии, они действительно объединены общей темой – человеческим страданием.
Драматические мотивы, которые большей мере преобладали в творениях Франсиско Гойи в последние годы его жизни, отображали всю суть того, что происходило с его родной страной. Часто прибегая к гиперболизации и аллегории, автор наработал личный, не похожий ни на чей эмоциональный стиль, который помог ему четко передавать все действия, очевидцем которых он стал.
Экспозиция "Им никто не поможет" проходит совместно с экспозицией Чепменов - Джейка и Диноса. Эти авторы в своих собственных творениях ни раз ссылались на произведения Франсиско Гойи. Посетители обладают уникальной возможностью поставить в сравнение шедевры культового испанского мастера и работы современных художников.
Куратором выставки выступил Михаил Олегович Дединкин, который является заместителем заведующим отдела изобразительного искусства Западной Европы Государственного Эрмитажа. Наталья Сорокина 2012-12-20
От: VO,   -
-
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|